Preview

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика

Расширенный поиск

В журнале публикуются статьи в соответствии с перечнем научных специальностей ВАК (по состоянию на 25.12.2020) по следующим направлениям (области исследований, включенные по рекомендации президиума ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации:

  • 08.00.01 – Экономическая теория (экономические науки),
  • 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности) (экономические науки),
  • 08.00.14 – Мировая экономика (экономические науки),
  • 12.00.03 – Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (юридические науки),
  • 12.00.10 – Международное право; Европейское право (юридические науки),
  • 23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии (политические науки),
  • 23.00.04 – Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития (политические науки),
  • 23.00.05 – Политическая регионалистика. Этнополитика (политические науки),
  • 23.00.05 – Политическая регионалистика. Этнополитика (социологические науки).

 

 

Текущий выпуск

№ 3 (2021)
Скачать выпуск PDF

ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 

ГЛАВНОЕ 

15-21 54
Аннотация

Внешняя политика ряда государств не всегда поддается рациональному объяснению. Антитезой модели всеобъемлющей рациональности стала модель инкрементализма, впервые предложенная профессором Йельского университета Ч. Линдбломом. Именно он впервые отметил то, что в процессе принятия решений наблюдается постоянный дефицит знаний, информации, ресурсов, а также велика роль неопределенности внутренней и внешней среды, плохо поддающейся контролю. Однако даже в условиях идеальной информированности политики могут принимать иррациональные решения. Инкрементализм как теоретический подход обращает внимание на ситуации, когда принимаемые решения не базируются на доступной и проверенной информации. Политические процессы и соответствующие управленческие решения в Армении и Беларуси в 2020 г. свидетельствуют о том, что качество информации и качество управления не всегда коррелируют между собой.

22-34 171
Аннотация

В статье рассматриваются экономические, политические и идеологические причины саморазрушения СССР, итогом которого стало подписание 8 декабря 1991 г. Беловежских соглашений. Анализируется роль Содружества Независимых Государств в процессах региональной экономической интеграции, осуществляемой в 90-х гг. XX в., в условиях цивилизованного развода постсоветских республик. Показано, что государства — участники Евразийского экономического союза и Организации Договора о коллективной безопасности в полной мере выполняют обязательства, принятые в рамках Беловежских соглашений при выходе из СССР. Выявлена объективная обусловленность участия стран СНГ в антироссийских, псевдоевропейских проектах политикой разновекторности. Исследованы новые экономические приоритеты евразийской интеграции, институциональные проблемы и перспективы Евразийского экономического союза.

ЭКОНОМИКА 

35-43 97
Аннотация

Союзное государство России и Беларуси — самый продолжительный на постсоветском пространстве проект региональной интеграции. При этом наибольший объем противоречий аккумулируется в области экономической интеграции, в том числе и во взаимодействии российских и белорусских предприятий. Однако именно корпоративная интеграция («интеграция снизу») создает предпосылки для достижения экономических интеграционных целей и задач Союзного государства. Цель исследования — анализ восприятия Союзного государства российскими региональными предприятиями как проекта экономической интеграции России и Беларуси. Метод исследования — полуструктурированное фокусированное интервью с представителями предприятий Свердловской области, работающих в Беларуси. Научная значимость исследования заключается в развитии системы научных знаний о возможностях и ограничениях корпоративной интеграции на перспективы развития Союзного государства. Ценность проведенного исследования — полевое исследование. Анализ восприятия региональными предприятиями такого интеграционного проекта, как Союзное государство, показывает, что для большинства респондентов это политический проект, не дающий существенных экономических выгод российским предприятиям. Результаты исследования: а) большинство предприятий не стремятся к углублению экономической интеграции России и Беларуси; б) российские предприятия не рассматривают Союзное государство как единое и экономически выгодное пространство для ведения бизнеса; в) российские предприятия видят необходимость в устранении национальных барьеров для облегчения взаимодействия между предприятиями России и Беларуси. Прикладная значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для формирования программ экономической интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства.

44-54 68
Аннотация

Статья посвящена торгово-экономическому сотрудничеству России со странами — участницами БРИКС и торговому взаимодействию внутри союза БРИКС. Вначале изучаются особенности развития стран — членов БРИКС и возможности их торгового взаимодействия в рамках данного объединения. Рассматривается торгово-экономическое сотрудничество внутри группировки БРИКС: структура экспортных и импортных поставок, динамика внешнеторгового оборота и особенности взаимной торговли. Говорится о взаимодополняемости национальных экономик стран БРИКС, о конкурентоспособных направлениях каждой ее страны в сферах предоставления тех или иных услуг. Акцент делается на исследовании торгово-экономического сотрудничества России со странами — членами БРИКС за последние годы. Анализируются экспорт, импорт, внешнеторговый оборот России с каждой страной данной организации. При этом все расчеты в статье выполнены самостоятельно на основе статистических данных. Выявляются особенности торгового взаимодействия России в рамках группировки БРИКС, делаются соответствующие выводы, а также говорится об инвестиционном направлении как составляющей роста торгового взаимодействия, увеличения внешнеторгового оборота и роста ВВП.

55-65 63
Аннотация

ЕАЭС, как одно из ключевых интеграционных объединений современности, находится на начальной стадии своего жизненного цикла. Этот факт объективно предполагает наряду с несомненными успехами необходимость функционирования ЕАЭС в проблемном поле, в условиях определенных вызовов угроз и рисков. Главным вызовом евразийской интеграции является «нулевой углеродный след» и намерение ЕС ввести трансграничный углеродный налог в качестве инструмента климатического регулирования. Для евразийского ответа на глобальный вызов нулевого углеродного следа целесообразно создание в рамках ЕАЭС биржи поглощающих выбросов. Для создания механизма финансирования научно-технического сотрудничества необходимо использовать экспериментальные подходы, например, введение экспортной пошлины на углеродный след.

ПРАВО 

66-76 49
Аннотация

В данной статье пенсионное обеспечение трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза исследовано на основе анализа законодательства интеграционной организации ЕАЭС и сравнительного анализа внутригосударственного пенсионного законодательства государств — членов ЕАЭС с целью выявления особенностей социальной защиты их граждан при наступлении нетрудоспособности. В статье рассмотрен порядок организации пенсионного обеспечения в рамках Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС от 20 декабря 2019 г.

77-81 57
Аннотация

В статье рассматриваются основные точки развития международно-правового регулирования инвестиционных отношений с участием иностранного элемента. На современном этапе развития международных инвестиционных отношений национальное законодательство не способно в полной мере обеспечить регулирование международных инвестиционных отношений, единолично создать условия, необходимые для свободного движения капиталов, а также в должной степени обеспечить гарантии соблюдения прав и интересов иностранных инвесторов. Свободное движение капиталов требует сходных принципов, форм и методов их правового регулирования, что способствует созданию единого правового пространства. Однако на настоящем этапе развития международного права создание глобального и эффективного инвестиционного права не представляется возможным. Особое значение в таких условиях приобретает региональное сотрудничество государств.

ПОЛИТИКА 

82-96 70
Аннотация

Мы являемся свидетелями того, что с появлением на международной арене новых глобальных игроков постепенно формируются многополярный мир и новый баланс сил. Учитывая это, очень важно, чтобы все государства четко определили свою позицию по отношению к возникающим полюсам силы. Поскольку Россия выступает в качестве одного из таких полюсов, необходимо взглянуть на позицию Сербии в отношении политического и экономического сотрудничества между двумя странами. Один из способов сделать это — взглянуть на эти проблемы с точки зрения граждан Сербии. Соответственно, это исследование направлено на представление основных выводов, касающихся оценки и мнения граждан Сербии в отношении политического, экономического и военного сотрудничества между Республикой Сербия и Российской Федерацией на основе анализа опросов, проведенных Институтом политических исследований в период 2015–2020 гг. Авторы также представили основные экономические, торговые и финансовые показатели сотрудничества между Россией и Сербией, в основном торговые отношения и прямые иностранные инвестиции.

97-107 39
Аннотация

В статье акцентировано внимание на непреходящую актуальность исследований в области военной истории для совместного решения проблем сотрудничества и безопасности от Атлантики до Тихого океана в рамках Большого евразийского партнерства. Последовательно останавливаясь на этапах деятельности Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, показан его исторический путь. Представлены сведения об образовании Института, его структуре, задачах, о руководителях Института. Даются обзор фундаментальных трудов, исследовательских работ, выполненных коллективом Института, сведения об известных ученых, лауреатах различных премий. Показан вклад коллектива Института в реализацию государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Охарактеризован круг задач, решаемых в интересах федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации, органов военного управления. Показан вклад Института в обеспечение образовательного процесса военно-учебных заведений, проведения международных олимпиад курсантов военных образовательных организаций высшего образования государств — участников СНГ по военной истории. Дан обзор международной деятельности Института в рамках Международной комиссии военной истории, со странами СНГ, ОДКБ, ЕАЭС. Показана роль Института в решении задач научного информирования в ВС РФ в части истории войн и военного искусства, в противодействии попыткам фальсификации и искажению военной истории, наносящим ущерб интересам Российской Федерации. Подчеркивается, что основным содержанием деятельности Института является необходимость сохранения правды о победе советского многонационального народа в Великой Отечественной войне, укрепление сотрудничества с профильными организациями и структурами государств Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности, Союзного государства.

108-117 47
Аннотация

В статье предлагается комплексный анализ политики ЕС в области развития и внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ), который вносит вклад в научные исследования, посвященные проблематике международных политических аспектов развития технологий ИИ. Работа в первую очередь основана на анализе официальных документов, входящих в Стратегию ЕС по ИИ: Белая книга, Координационный план, Предложение о Положении, устанавливающем гармонизированные правила в отношении искусственного интеллекта на территории ЕС, документы экспертных групп Европейской комиссии др. Представлены данные о национальных стратегиях в области ИИ европейских государств.

В статье выявлены и раскрыты ключевые направления политики ЕС в области ИИ. К ним относятся инвестиции в технологии, создание условий для их развития, содействие разработкам и внедрению, формирование образовательной и регуляторной среды, продвижение европейского видения развития технологий ИИ на международном уровне. Подробно рассматриваются программы и источники финансирования, организационные и координационные механизмы, функционирующие на уровне ЕС, формы взаимодействия между заинтересованными сторонами, основные подходы к продвижению единых принципов в сфере этики и безопасности технологий. Значительное внимание уделено продвижению политики ЕС в области ИИ на международной арене.

118-124 80
Аннотация

С целью определения возможностей более широкого применения идей евразийства во внешней политике России, включая ЕАЭС, но не ограничиваясь им, проведен анализ различных методов и подходов, применяемых для интеграционных процессов. При этом учитываются текущая геополитическая ситуация и факторы многовекторности в международных отношениях. Также предлагается учитывать роль идентичности в широком смысле в качестве политической привлекательности. Вместе с этим рассмотрены и различные проблемы на организационном, социальном, гуманитарном и экономическом уровнях. Учтены и широкие факторы безопасности, которые также играют роль в евразийской интеграции. Актуальность данного исследования обусловлена не только реализацией стратегических направлений внутри ЕАЭС, но и общим курсом на многополярность, который проводит Россия. Кроме того, кризис либеральной демократии на Западе дает дополнительную возможность России для реализации собственных идей и доктрин на международном уровне. Автор считает, что евразийство, включая его классическую версию, может стать одним из императивов внешней политики России.

125-134 53
Аннотация

В современном мире интеграционные объединения, созданные с целью либерализации мировой торговли и содействия экономическому развитию стран-участниц, играют все более важную роль в мировой экономике. В зависимости от внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов страны обозначается ее статус в интеграционных объединениях. В ходе написания данной статьи, основываясь на эмпирических и теоретических методах исследования, удалось определить разницу между видами участия стран в международных организациях, выделить основные причины получения странами статуса наблюдателя при Евразийском экономическом союзе, а также проанализировать перспективы расширения интеграционного объединения.

135-140 47
Аннотация

Терроризм — явление не новое в истории человечества, и с древних времен различные политические и социальные силы пытались таким образом захватить власть, прибегая к насилию и запугиванию. Разные силы видели в терроризме средство борьбы со своими противниками. В средние века терроризм приобрел особый статус в европейских странах как особая форма политической борьбы за защиту интересов государства, церкви и религиозных властей. Сам акт официального убийства преступников в любой форме был совершен с целью запугивания людей и различных слоев общества. Насилие маргиналов, выражаемое термином «террор», стало более распространенным в наше время во французской политической истории. Сторонники реформы видели в защите интересов и свобод личности с помощью терроризма эффективное средство политической борьбы. Однако позже этот термин был сочтен негативным актом, а терроризм преподнесен как преступление против государства. То есть с конца XVIII в. термин «террор» употребляется в отрицательном смысле. На нынешнем этапе развития человеческого общества терроризм приобрел наиболее устрашающие черты. Террористы убивают невинных людей, чтобы запугать общественность и власти. Терроризм стал одним из основных инструментов борьбы за власть, защиты групповых, этнических, расовых и других интересов.

ЕВРАЗИЙСКАЯ ХРОНИКА 

Новости

2021-06-24

НЕВСКИЙ ФОРУМ: «Доверие и устойчивое развитие в условиях неопределенности: новые смыслы государственного управления в цифровую эпоху»

Миссия Форума в 2021 году

Развитие диалога между государством, бизнес-сообществом и гражданами, российскими и зарубежными академическими центрами по актуальной повестке публичного управления как неотъемлемого условия устойчивого развития.

Место проведения

Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, Корпуса Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и другие площадки города

Более подробную информацию о Невском форуме Вы можете посмотреть на сайте: https://невскийфорум.рф

Координатор Форума: Кривова Дарина Сергеевна — заведующий сектором научно-практических мероприятий Управления научной работы СЗИУ РАНХиГС.
Телефон: +7 (812) 335-94-94, доб. 7093.
E-mail: krivova-ds@ranepa.ru

Еще объявления...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.