Климатическая политика Китая: процессуальная составляющая
https://doi.org/10.22394/2073-2929-2023-02-121-131
Аннотация
В статье рассматриваются мероприятия, проводимые китайскими властями и направленные на борьбу с изменением климата на планете. Выделяются три направления: смягчение последствий климатических изменений, адаптация к изменениям климата и международное сотрудничество.
Цель. Цель — рассмотреть процессуальную составляющую климатической политики Китая.
Методы. Использовался системный подход, вторичный анализ данных по теме исследования, обобщение, синтез, методы сравнения и хронологии.
Результаты. В работе в хронологическом порядке описаны важные события из истории принятия руководством Китая решений по реализации климатической политики. Рассмотрены мероприятия в области климата, проводимые Пекином по трем направлениям — митигации, адаптации и международного сотрудничества. В области смягчения последствий изменения климата все меры сводятся к увеличению доли возобновляемых источников энергии в общей выработке энергии, переходу с угля на природный газ, строительству новых атомных электростанций, стимулированию активного использования энергосберегающих транспортных средств, увеличению площадей лесных насаждений, развитию «зеленого» финансирования и системы торговли квотами на выбросы углерода и т. п. Среди мероприятий по адаптации к изменению климата следует выделить создание комплексной системы метеорологических наблюдений, реализацию проектов по регулированию и распределению водных ресурсов, строительство экспериментальных городов, информационную поддержку населения по вопросам изменения климата. Китай является участником многих международных мероприятий, посвященных вопросам климатических изменений, в том числе в роли инвестора, а также заключает двусторонние и многосторонние соглашения по рассматриваемому вопросу, в том числе с ЕАЭС и РФ.
Выводы. Преобладающим направлением является смягчение последствий изменения климата. В основном мероприятия направлены на снижение эмиссии парниковых газов. Связано это с необходимостью обеспечения энергетической и экологической безопасности КНР. В настоя щее время КНР признается одним из лидеров в области развития низкоуглеродной экономики. Однако для достижения цели по установлению углеродной нейтральности к 2060 г. стране следует перейти на путь «зеленого» развития, то есть увеличить долю возобновляемых источников энергии и атомной энергетики в общей выработке энергии и постепенно отказываться от использования угля, нефти и газа.
Об авторе
Д. Н. ВеселоваРоссия
Веселова Дарья Николаевна, преподаватель; доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета, кандидат политических наук
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Беликова С. С., Беликов А. В. Восток и Запад: глобальные вызовы на пути достижения углеродной нейтральности // Управление. 2022. Т. 10. № 2. С. 5–13. DOI: 10.26425/2309-3633-2022-10-2-5-13
2. Бобылев С. Н., Барабошкина А. В., Джу Сюан. Приоритеты низкоуглеродного развития для Китая // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 82. С. 114–139. DOI: 10.24411/20701381-2020-10095
3. Бояркина А. В. Экологическое направление во внешнеполитической стратегии КНР // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2021. Т. 21. № 2. С. 325–337. DOI: 10.22363/2313-0660-2021-212-325-337
4. Веселова Д. Н. Климатическая политика Российской Федерации: законодательные и институциональные аспекты // Научный журнал «ДискурсПи». 2021. Т. 18. № 3. С. 96–111. DOI: 10.17506/18179568_2021_18_3_96
5. Галимзянова А. К. Климатическая дипломатия Китая и Германии // Восточный альманах. 2021. № 5. С. 14–29.
6. Ковалев Ю. Ю., Поршнева О. С. Страны БРИКС в международной климатической политике // Вестник Российского университета дружбы народов. 2021. Т. 21. № 1. С. 64–78. DOI: 10.22363/2313-06602021-21-1-64-78
7. Матвеев В. А. Борьба с изменением климата — новая арена противоборства Китая и США // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2021. С. 337–351. DOI: 10.24412/2618_6888_2021_26_337_351
8. Порфирьев Б. Н. Парадигма низкоуглеродного развития и стратегия снижения рисков климатических изменений для экономики // Проблемы прогнозирования. 2019. № 2. С. 3–13.
9. Тинтин Цинь. Политика Китайской Народной Республики в области проблем, связанных с изменением климата // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 173–176.
10. Ткаченко А. А. Возможен ли переход к новой климатической экономике? // Экономика. Налоги. Право. 2021. Т. 14. № 4. С. 15–29. DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-4-15-29
11. Тутнова Т. А. Возобновляемые источники энергии и ядерная энергетика в безуглеродной стратегии Китая // Общество: философия, история, культура. 2021. № 12. С. 140–147. DOI: 10.24158/fik.2021.12.22
12. Шмелева И. А., Ван Г. Экологическая размерность политики современного Китая // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2009. Т. 5. № 4. С. 191–209.
13. Юшков И. В., Перов А. В. Китайская энергетическая политика и перспектива российского газового экспорта // Геоэкономика энергетики. 2020. № 3. С. 6–29. DOI: 10.48137/2687-0703_2020_11_3_6
14. Cui Bai Yang, Xi Ning, Ting Ting Zhao. China’s Basic Position on Climate Change [Electronic resource] // National Maritime Foundation. 2022. URL: https://maritimeindia.org/chinas-basic-position-on-climatechange/ (accessed: 10.02.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Веселова Д.Н. Климатическая политика Китая: процессуальная составляющая. ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика. 2023;17(2):121-131. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2023-02-121-131
For citation:
Veselova D.N. Climate Policy in China: the Procedural Component. EURASIAN INTEGRATION: economics, law, politics. 2023;17(2):121-131. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-2929-2023-02-121-131

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.