Preview

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика

Расширенный поиск

Издание входит в Перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России, в котором должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим специальностям:

  • 5.2.1. Экономическая теория (экономические науки);

  • 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика (экономические науки);

  • 5.2.5. Мировая экономика (экономические науки);

  • 5.1.5. Международно-правовые науки (юридические науки);

  • 5.5.2. Политические институты, процессы, технологии (политические науки),

  • 5.5.3. Государственное управление и отраслевые политики (политические науки);

  • 5.5.4. Международные отношения, глобальные и региональные исследования (политические науки)

 

 

Текущий выпуск

Том 18, № 1 (2024)
Скачать выпуск PDF

ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 

ГЛАВНОЕ 

11-14 174
Аннотация

В статье представлены основные положения выступления Генерального секретаря СНГ С. Н. Лебедева на парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками на тему: «О путях реализации Концепции председательства Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2024 году» 15 февраля 2024 года (Здание Государственной Думы. Малый зал).

15-24 211
Аннотация

В статье рассматриваются пути разрешения противоречия между глобализацией и национальным суверенитетом в условиях перехода к многополярному мироустройству. Показаны основные особенности формируемой многополярной модели глобализации. Сквозь призму евразийской интеграции проанализированы отличия имевшего место партнерства России со странами Запада от ее партнерства со странами Глобального Востока и Глобального Юга. Раскрыта особая роль Евразийского экономического союза и России в становлении справедливого многополярного мира.

Цель. Обоснование интеграционной политики России в условиях ее глобального противостояния с Западом.

Задачи. Исследование роли мегарегуляторов и регионализации в разрешении противоречий между глобальным характером экономики и национальным суверенитетом в условиях перехода к многополярному мироустройству. Анализ развития ЕАЭС, его органов и институтов как фактора разрешения противоречия между старыми и новыми лидерами глобализации.

Методология. Системный подход к изучению евразийской интеграции в процессе становления и развития многополярной глобализации. Многолетний практический опыт участия в конкретных процессах евразийской интеграции.

Результаты. Показаны пути укрепления экономического суверенитета стран ЕАЭС на основе институционального развития евразийской интеграции и формирования новых мегарегуляторов в рамках ШОС и БРИКС.

Выводы. Многополярная глобализация необратима. При этом ведущую роль в этом процессе приобретают ЕАЭС, ШОС и БРИКС. Российской Федерации необходимо критически пересмотреть свое партнерство с западными странами и организациями с учетом их троякой роли по отношению к нашей стране: противники, соперники, партнеры.

ЭКОНОМИКА 

25-37 154
Аннотация

Активное развитие социально-экономических связей и логистических цепочек с дружественными государствами приобретает стратегическое значение в силу современной геополитической обстановки. Омская область находится на пересечении важных железнодорожных магистралей и водных путей. Поэтому очень важно формировать стратегию развития основных направлений глубокого регионального приграничного сотрудничества. Она позволит стабильно развивать дружественные связи, диверсифицировать экономику, использовать имеющиеся ресурсы и инновационные технологические платформы.

В статье представлены основные подходы к понятию «приграничного сотрудничества». Исследуется законодательная база, раскрывются роль и содержание взаимодействия территорий на примере Омской области и Республики Казахстан. Особое внимание уделено факторам, влияющим на успешное и сдерживающее сотрудничество между соседними регионами стран. Выявлены основные направления для развития социально-экономического регионального приграничного сотрудничества.

Цель. Цель данной статьи заключается в анализе реализуемой стратегии социально-экономического межрегионального приграничного сотрудничества, а также выявлении основных точек соприкосновения Омской области и Республики Казахстан.

Задачи. В ходе исследований решались следующие задачи: определено понятие регионального приграничного сотрудничества; проанализированы нормативно-правовые акты в данной области; оценена стратегия социально-экономического регионального приграничного сотрудничества на примере Омской области и Республики Казахстан; выявлены основные точки соприкосновения на данной территории.

Методология. Основу исследования составляют научные публикации ученых в тематике межрегионального приграничного сотрудничества. Для оценки эффективности стратегии использовались методы изучения, анализа, систематизации и обобщения.

Результаты. Результаты оценки стратегии регионального приграничного сотрудничества показали, что за последние годы активно развиваются двусторонние социально-экономические связи между Омской областью и Республикой Казахстан, реализуется множество успешных инвестиционных проектов в различных областях экономики, на регулярной основе проводятся форумы. Однако происходящие изменения требуют постоянного пересмотра стратегии межрегионального сотрудничества, а также выявления перспективных направлений с учетом имеющихся ресурсов.

Выводы. Современная мировая ситуация открывает перед Омской областью новые возможности для обеспечения благоприятных условий реализации товаров и технологий, развития туризма и т. п. Наблюдается высокая динамика долгосрочного партнерства, сформированность правовой базы, поддерживающие межрегиональные связи области и Республики Казахстан. В статье предложен ряд направлений по наращиванию опыта регионального взаимовыгодного межрегионального взаимодействия.

38-47 140
Аннотация

Эффективная нормативно-правовая база в сфере морских линейных контейнерных перевозок имеет ряд положительных преимуществ для участников транспортных процессов. Значительное место в настоящей статье отведено обеспечению принципа common carrier для доступа широкого круга потребителей к сервисам контейнерных перевозчиков. В связи с трансформацией цепей поставок и транспортно-логистических потоков в условиях новых факторов внешнеэкономической деятельности, а также появлением новых морских линий на российском рынке контейнерных перевозок повышается актуальность данной темы исследования.

Цель. Рассмотреть аспекты нормативно-правового регулирования линейного контейнерного судоходства в США, ЕС, КНР и РФ.

Задачи. Произвести анализ стратегий морских линий на российском и глобальном рынках, выявить ключевые нормативно-правовые акты иностранных государств в сфере линейного контейнерного судоходства, определить особенности российского законодательства в этой сфере, а также пути его совершенствования.

Методология. Были собраны нормативно-правовые акты США, ЕС, КНР и РФ, которые играют чрезвычайно важную роль в развитии международных контейнерных перевозок и повышении конкурентоспособности внешнеэкономической деятельности.

Результаты. Проведено исследование релевантных нормативно-правовых баз и инструментов государственного регулирования деятельности морских контейнерных линий для обеспечения недискриминационного доступа потребителей транспортных услуг, общедоступности информации о линейных контейнерных сервисах, высокого качества транспортного обслуживания внешнеэкономических связей.

Выводы. В современных внешнеэкономических условиях альянсы и различные формы сотрудничества перевозчиков являются предметом государственного регулирования линейного контейнерного судоходства для защиты конкуренции на рынке. Законодательство США и РФ устанавливает обязательную публикацию тарифов морской линии, при этом согласно положениям законодательства КНР морские линии предоставляют свои тарифы фрахтовой бирже, которая уполномочена компетентным государственным органом. В дополнение к этому международный опыт показывает, что к морским линиями common carriers предъявляется ряд других требований. В РФ морские контейнерные перевозки выполняются как на линейных, так и на трамповых судах ввиду того, что определенные перевозчики не зарегистрированы как операторы морской линии, а информация о некоторых регулярных контейнерных сервисах ограничена.

48-59 120
Аннотация

Статья посвящена анализу российско-таджикского сотрудничества в сфере образования и обобщению результатов исследований российских и зарубежных ученых для формирования позиции, подтверждающей важность интеграции деятельности образовательных организаций, что является предпосылкой повышения человеческого потенциала как базовой составляющей социально-экономического развития общества. Предложен комплекс мероприятий, ориентированных на развитие Российско-Таджикского (Славянского) университета, сформирован вектор российско-таджикского сотрудничества в сфере образования.

Цель. На основе изучения многолетнего опыта взаимодействия в сфере образования между Россией и Республикой Таджикистан и особенностей новой экономической реальности выявить наиболее адекватные современности формы международного сотрудничества, обосновав вектор их трансформации.

Задачи. Изучить истоки формирования и проанализировать реальность научно-образовательного взаимодействия между Россией и Таджикистаном. Обобщить и оценить опыт сотрудничества Российско-Таджикского (Славянского) университета (РТСУ) с российскими вузами. Обосновать наиболее адекватные современной экономической реальности формы международного сотрудничества в сфере образования и выявить вектор их дальнейшего развития в Республике Таджикистан. Методология. В исследовании применены: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнения   и группировки, эволюционный и исторический подходы.

Результаты. Исследование показало, что российско-таджикское сотрудничество в сфере образования имеет глубокие корни, базирующиеся на многолетней законодательной базе, что позволяет реально оценивать сложившиеся взаимоотношения между Россией и Республикой Таджикистан и выявлять перспективы их развития. Обобщение и адаптация имеющегося опыта позволили сформировать аргументированные позиции, способствующие повышению научно-образовательного уровня и улучшению профессиональных компетенций обучаемого состава, что направлено на социально-экономическое развитие двух дружественных стран. Проведенное исследование позволило сформировать следующие элементы научной новизны и практической значимости: теоретическая новизна состоит в обосновании необходимости интеграции деятельности образовательных организаций и выделении организационной структуры образовательной организации по типу организации, основанной на знаниях, в качестве предпочтительной в нестабильной социально-экономической среде; практическая значимость состоит в том, что предложен комплекс мероприятий, ориентированных на развитие РТСУ, и сформирован вектор развития образовательных организаций в условиях их международной интеграции.

Выводы. Научно-образовательное сотрудничество между Россией и Таджикистаном взаимовыгодно для каждой из сторон. Оценка сложившейся ситуации и обоснование предложений по дальнейшему развитию взаимосвязей между этими странами позволили выявить вектор их трансформаций. Для России и Таджикистана важна связь образования с изменениями, происходящими в каждой из стран. Поскольку эти изменения динамичны, то существенная роль должна отводиться непрерывному профессиональному образованию. Для более эффективной реализации непрерывного профессионального образования необходима работа по профориентации, что хорошо сочетается с дуальной системой образования, предусматривающей тесное сотрудничество с компаниями, а также развитие дополнительного профессионального образования, активно реагирующего на изменения рынка труда. Достижение положительных результатов возможно только в условиях активного развития современных компьютерных технологий, предусматривающих интерактивность, визуализацию, использование кейс-стадий, мини-исследований, проектной работы, а также возможность гибридного обучения. При таком подходе возрастает качество комплексных междисциплинарных исследований и разработок. Рекомендуется формирование организационной структуры образовательной организации по типу организации, основанной на знаниях, являющейся предпочтительной в нестабильной социально-экономической среде. Основой реализации предложений по дальнейшему развитию научно-образовательных взаимосвязей между Россией и Таджикистаном является социальное партнерство как инструмент регулирования социально-трудовых отношений.

ПРАВО 

60-70 257
Аннотация

Статья посвящена значимой в условиях современной мировой экономики проблеме регулирования параллельного импорта в государствах Евразийского региона. Актуальность данного вопроса связана с экономическими санкциями, применяемыми в отношении таких государств Евразийского региона, как Российская Федерация, Республика Беларусь. Анализируется правовое регулирование вопросов защиты прав интеллектуальной собственности в России, Беларуси, Казахстане, Азербайджане, Китае. Отдельное внимание в статье уделяется рассмотрению практики Конституционного суда РФ, а также нормативно-правовых актов, регулирующих права как правообладателей, так и импортеров и потребителей, на которых распространяются последствия тех или иных решений правообладателей, не дающих согласия на импорт товаров в разные государства.

Цель. Исследование правового регулирования института параллельного импорта в государствах евразийского региона в контексте экономических санкций.

Задачи. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих защиту прав интеллектуальной собственности в государствах Евразийского региона, изучение основных направлений параллельного импорта в государствах Евразийского региона, а также выявление основных правовых проблем, связанных с легализацией параллельного импорта в регионе.

Методология. Сравнительно-правовой и кросс-темпоральный анализ международных и национальных нормативно-правовых актов в области антимонопольного, авторского и таможенного права, а также изучение и анализ общенаучной литературы и формирование собственных выводов в ходе исследования.

Результаты. По общему правилу в государствах Евразийского региона установлен национальный принцип исчерпания прав на товарный знак, а международный принцип используется в качестве исключения для определенных групп товаров. Юридическая легализация параллельного импорта вызывает ряд формальных вопросов о соответствии разрешения на ввоз без согласия правообладателя международным обязательствам различных государств.

Выводы. В связи с введением экономических санкций в отношении некоторых государств Евразийского региона параллельный импорт является эффективным механизмом защиты внутреннего рынка от злоупотреблений правообладателей, безосновательно отказывающих импортерам в праве на дистрибуцию товара. Также одним из методов нейтрализации последствий санкционного регулирования является использование рынков других государств Евразийского региона, которые прямо не запрещают параллельный импорт.

71-80 128
Аннотация

На современном этапе развития международных отношений, когда фрагментационные тенденции во внешней политике таких значимых мировых лидеров, как Европейский союз и США, лишь набирают обороты, для Российской Федерации, а также для ЕАЭС Китай стал главным стратегическим партнером. В связи с введением международных санкций как против КНР, так и РФ переориентация экономического сотрудничества, а значит, и транспортно-логистических маршрутов на Восток представляется наиболее правильной парадигмой развития. Однако на нынешнем уровне развития науки и техники требуются расширение и интенсификация формирования массива международно-правового законодательства для создания эффективной базы правового регулирования транспортно-логистической отрасли для роста синергетического эффекта от интеграционных процессов на евразийском пространстве.

Цель. Проанализировать различные аспекты международно-правового регулирования путей интеграции ЕАЭС и Китая в транспортно-логистической сфере для повышения уровня экономического взаимодействия стран-партнеров.

Задачи. Предлагается рассмотреть основные тренды формирования массива международно-правовых актов, направленных на создание базы для эффективного сотрудничества Китая и ЕАЭС в актуальных геополитических условиях с учетом необходимости разработки опережающего регулирования внедрения цифровых технологий, включая развитие логистических платформ, для создания условий для бесшовных грузоперевозок в Евразийском регионе.

Методология. При проведении исследования были использованы формально-юридический и сравнительно-правовой методы, дедукция, синтез, индукция, а также абстрагирование и системный метод. Результаты. Обоснована необходимость разработки единых нормативных требований как в сфере технической эксплуатации различных видов транспорта, так и создания нормативной базы для развития сопряженной ЕАЭС — Китай транспортно-логистической цифровой инфраструктуры, обеспечивающей бесшовность мультимодальной перевозки для получения синергетического эффекта от экономической интеграции Евразийского региона.

Выводы. Предложенная авторами исследования комплексная диагностика эффективности международного сотрудничества ЕАЭС и КНР в транспортно-логистической сфере позволит скорректировать существующую стратегию взаимодействия между странами и повысить эффективность от интеграционных процессов в Евразийском регионе за счет реализации мероприятий, направленных на развитие бесшовной логистики. Представляется, что в среднесрочной перспективе создание единой цифровой евразийской транспортно-логистической экосистемы с глубокой интеграцией технологий Шестого технологического уклада станет ключевой задачей для получения максимального синергетического эффекта от создания единого евразийского экономического пространства.

81-89 140
Аннотация

Свободное трансграничное движение судебных решений является необходимым условием успешной интеграции. Одним из основных препятствий, с которыми сталкиваются государства на пути создания правового регулирования в данной сфере, является проблема приемлемости иностранной судебной юрисдикции или, иными словами, косвенной судебной юрисдикции. В статье рассматриваются варианты решения данной проблемы.

Цель и задачи. Предложить варианты совершенствования правового регулирования косвенной судебной юрисдикции в Евразийском экономическом союзе.

Методы. В настоящей работе использованы как общенаучные методы познания: анализ и синтез, так и частнонаучные: формально-логический, формально-юридический, сравнительноправовой, метод правового прогнозирования.

Результаты. Совершенствование правового регулирования косвенной судебной юрисдикции в Евразийском экономическом союзе возможно посредством заключения между государствами — членами Евразийского экономического союза международного договора, устанавливающего унифицированные критерии прямой судебной юрисдикции и обусловливающего приемлемость юрисдикции иностранного суда соблюдением этих критериев. В том случае, если компетенция иностранного суда не основана на юрисдикционных критериях, содержащихся в международном договоре, предлагается предусмотреть возможность признания иностранного судебного решения при соблюдении двух условий: первое — наличие тесной связи между судом и спором либо одобрение юрисдикции ответчиком; второе — соблюдение правил об исключительной судебной юрисдикции, установленных в национальном законодательстве государств — участников Евразийского экономического союза.

Автором предлагается также вариант совершенствования правового регулирования косвенной судебной юрисдикции на национальном уровне как в РФ, так и в других государствах — участниках Евразийского экономического союза. В частности, рассматривается вариант введения в национальное законодательство положений о косвенной судебной юрисдикции, обусловливающих приемлемость компетенции иностранного суда соблюдением критерия тесной связи между спором и судом, постановившим судебный акт, либо одобрением его юрисдикции ответчиком, и непротиворечием критериям исключительной судебной юрисдикции.

Выводы. Евразийский экономический союз нуждается в создании эффективного механизма признания иностранных судебных решений, что может быть обеспечено, прежде всего, посредством совершенствования правового регулирования косвенной судебной юрисдикции.

ПОЛИТИКА 

90-99 143
Аннотация

Статья посвящена анализу и критике когнитивной роли информационно-аналитического потенциала ОДКБ1 (далее — Организация) в условиях гибридного давления со стороны акторов «евразийской дуги нестабильности» [5, с. 62]. Объектом и предметом исследования рассмотрены, соответственно, информационное наполнение сайта Организации и опубликованные данные о регионах коллективной безопасности.

Цель. Обосновать востребованность поиска новых путей взаимодействия с широкой аудиторией, а также перехода от реактивного принципа кризисного реагирования к системе предупреждения и урегулирования кризисных ситуаций на основе научного подхода и передовых информационных технологий.

Задачи. Раскрыть значимость транспарентности актуальных данных о рубежах и регионах коллективной безопасности когнитивной безопасности ОДКБ в условиях эскалации и психологического давления извне. Предложить новое направление развития официальных сайтов Организации.

Методы. Исследование выполнено с позиций цивилизационного и исторического подхода, системного и критического анализа.

Результаты. Представлена оригинальная трактовка когнитивной роли и инклюзивности общедоступных данных, публикуемых на сайте международной организации в сфере безопасности.

Выводы. Многофакторный научный поиск достоверной информации и общедоступность сведений по проблематике регионов и рубежей ОДКБ приобретает все большее теоретическое и практическое значение. Ситуацию на рубежах и в регионах коллективной безопасности ОДКБ целесообразно рассматривать сквозь призму пространственно-географических, военно-политических и социально-экономических факторов. Активизация когнитивной роли, транспарентности и инклюзивности публикуемых открытых сведений о деятельности ОДКБ — перспективные пути наращивания потенциала Организации в условиях гибридной войны.

100-108 187
Аннотация

В статье рассматриваются основные направления обеспечения информационного суверенитета в Республике Беларусь и Российской Федерации, а также пути их совершенствования. На сегодняшний день выявлены некоторые проблемы, которые касаются безопасности информационной сферы Российской Федерации и Республики Беларусь, что и дало возможность создать конкретные меры по их разрешению.

Цель. В информационной сфере таких стран, как Республика Беларусь и Российская Федерация, проводились различные исследования комплексного плана разными учеными, политиками, а также военными. Благодаря данным исследованиям сегодня имеется теоретическая база по улучшению всего механизма по защите информационного суверенитета двух стран. Однако из-за того что сегодня существует нестабильная ситуация в геополитике и из-за развития глобализации, необходимо постоянно проводить практические исследования в информационной среде.

Задачи. Выявление и обоснование приоритетных направлений совершенствования обеспечения информационного суверенитета Республики Беларусь и Российской Федерации как основы информационной составляющей.

Методология. При проведении исследования были использованы стандартные научные методы анализа и синтеза, экспертно-аналитический, структурно-логический, компаративный и структурно-функциональный методы, а также метод прогнозирования.

Результаты. Исследование показало, что информационный суверенитет Республики Беларусь и Российской Федерации обеспечивает их политическую, экономическую, социальную стабильность и устойчивое поступательное развитие, так как в условиях глобализации информационного пространства и ключевых сфер общественной жизни появляется необходимость дополнительной проработки современных подходов изучения информационной сферы, а также усиливается значимость информационных технологий в работе частного и государственного секторов для каждого государства.

Выводы. Целесообразно закрепить равноценное значение понятия информационного суверенитета в Республике Беларусь и Российской Федерации в конституционно-правовом статусе. Стоит отметить, что использование исключительно контрольно-надзорных, регуляторных и ограничительных процедур в информационной среде является недостаточным для поддержания информационного суверенитета.

109-117 150
Аннотация

Настоящее исследование направлено на изучение ключевого элемента деятельности любой международной организации — проблемы консенсусного принятия решений и соответствующей практики ее решения как в интеграционных объединениях (Евразийский экономический союз, Европейский союз), так и в межгосударственных организациях, лишенных наднационального компонента (Шанхайская организация сотрудничества, Организация Североатлантического договора, Организация Договора о коллективной безопасности).

Цель. Выявить актуальные подходы к совершенствованию применения правила консенсуса в межгосударственных (межправительственных) структурах и их органах.

Задачи. Изучить практику формирования консенсуса при принятии решений международными региональными организациями, на основе обобщения опыта реализации консенсусных механизмов принятия решений выделить пути повышения их эффективности и оперативности.

Методология. В исследовании использована общенаучная методология. Для сопоставления существующих практик принятия решений используется метод сравнительного анализа. С помощью анализа, синтеза, обобщения, а также формально-логического метода формулируются выводы работы.

Результаты. Принятие коллективных решений на основе консенсуса вытекает из международно-правового принципа суверенного равенства государств, подчеркивает равноправие всех участников международного объединения и исключает наложение на государство обязательств, в одобрении которых оно не участвовало. С этой точки зрения консенсус является способом укрепления единства и достижения организационной стабильности. Одновременно практика использования этой формы в различных международных организациях дает основания говорить о недостаточной эффективности или низкой оперативности при принятии решений. Достижение консенсуса требует интенсивных усилий по координации позиций сторон, при этом не исключается возникновение ситуаций «вето в один голос». Возможный путь повышения эффективности принятия решений в рамках интеграционных объединений (ЕС, ЕАЭС) лежит через развитие наднациональных механизмов.

Выводы. Из анализа практики функционирования международных региональных организаций (ШОС, НАТО, ОДКБ) вытекают два подхода, направленных на преодоление негативных черт консенсусного принятия решений. Первый предполагает перерастание международной организации с формальными обязательствами членов в сообщество, связанное с утверждением в его участниках набора разделяемых ценностей. Второй путь проявляется как создание механизмов, позволяющих заинтересованным государствам использовать институты такой структуры для принятия коллективных решений без государства, не участвующего в консенсусе. Оба подхода проявляются, не исключая, а дополняя друг друга.

118-129 138
Аннотация

Настоящее исследование направлено на изучение эффективности ЕАЭС и АСЕАН с учетом динамики их развития, а также на выявление особенностей методологических подходов, применяемых для оценивания эффективности интеграционных объединений.

Цель. Сравнительный анализ АСЕАН и ЕАЭС с точки зрения эффективности данных объединений, а также анализ существующих методологических подходов для оценивания эффективности региональных интеграционных структур.

Задачи. Провести мониторинг существующих методов оценивания эффектов от международной экономической интеграции и подходов к оценке эффективности интеграционных объединений в целом. Выявить «слабые места» применяемых методологических подходов и сформулировать практические рекомендации для объективного и комплексного оценивания эффективности международных интеграционных объединений.

Методология. В статье применяется метод сравнительного анализа, а также используются методы SWOT-анализа, гравитационный метод, система индикаторов евразийской интеграции. Результаты. Приходится констатировать, что по-прежнему отсутствует методология, позволяющая предельно точно сравнить эффективность различных интеграционных блоков. Поэтому оценивать интеграционные объединения целесообразно только комплексно, учитывая не только экономические показатели, но и политические факторы.

Выводы. В настоящий момент отсутствует исчерпывающая методология, которая позволила бы сравнить эффективность различных интеграционных структур и межправительственных организаций с точки зрения четко прописанных количественных и качественных показателей. Исследование выявило, что все применяемые методики имеют ряд погрешностей, которые затрудняют объективную оценку. Отсутствие релевантных данных и статистики по целому ряду ключевых параметров, сложности учета и анализа нематериальных факторов производства и кооперации, игнорирование возможных негативных эффектов от интеграции и ряд других проблем обусловливают невозможность построения исчерпывающей методологии для оценки эффективности региональной интеграции.

130-139 124
Аннотация

Цель. Исследование особенностей стратегического планирования и практической реализации концепции устойчивого развития стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с учетом Целей устойчивого развития (ЦУР) в условиях формирования новой архитектуры мирового устройства и изменения текущего мирового порядка.

Задачи. Рассмотреть суть и принципы реализации ЦУР; проанализировать особенности локализации ЦУР на уровне региона на примере евразийской интеграции; определить роль ЕАЭС в контексте формирования многополярной мировой системы и укрепления его позиций как макрорегионального центра силы; обосновать приоритетные задачи по достижению ЦУР в контексте устойчивого развития ЕАЭС.

Методология. Для достижения поставленных целей и задач в статье использованы следующие методологические подходы. Конструктивистский подход дает возможность определения сущности устойчивого развития, его значения для общества и экономики, а также анализ нормативно-правовой базы стран ЕАЭС в этой области. Компаративный анализ дал возможность определения взаимосвязи ЦУР с изменениями мировой архитектуры в ретроспективе и условиях настоящего времени. Эмпирический анализ дает возможность оценить практические шаги и усилия стран ЕАЭС по достижению ЦУР, включая реализацию инновационных проектов и рациональное использование ресурсной базы.

Результаты. Обосновано понимание и регулирование устойчивого развития в ЕАЭС. Исследование позволило установить, что страны Союза придают важное значение устойчивому развитию, однако на законодательном уровне остается проблемой недостаточная согласованность нормативно-правовых актов по данной тематике. Это подчеркивает необходимость более ясной и конкретной нормативной базы в области устойчивого развития. Исследование позволило проанализировать влияние глобализации на мировое и региональное устройство. Утверждается, что ЕАЭС как региональное объединение имеет уникальную возможность закрепиться в качестве одного из макрорегионов в многополярной мировой системе. Это обеспечивает стратегические преимущества в условиях изменения мирового порядка на пути к многополярности.

Выводы. Исследование выявило ряд приоритетных задач, способствующих достижению ЦУР в контексте устойчивого развития ЕАЭС. Важнейшими факторами в этом контексте являются: продовольственная независимость, энергетическая устойчивость, укрепление экономической интеграции, развитие инфраструктуры, сосредоточенность на научных инновациях и цифровизации.

140-152 183
Аннотация

Цель. Исследование вовлеченности делового сообщества в процессы развития евразийской интеграции через отражение их приоритетов в решениях и деятельности наднациональных органов.

Задачи. Проанализировать проблематику отражения интересов делового сообщества в евразийской интеграции; рассмотреть связанное с этим практическое взаимодействие бизнеса с наднациональными органами на примере деятельности Делового совета ЕАЭС; выделить направления развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, перспективные с точки зрения бизнес-сообщества.

Методология. В исследовании использованы общенаучные и специальные методы количественного и качественного анализа, а также разработана и применена авторская методика оценки вовлеченности бизнеса в процессы интеграции.

Результаты. Анализ документов и деятельности органов ЕАЭС с использованием авторской методики подтверждает существенную роль делового сообщества в процессах евразийской интеграции.

Выводы. Торгово-экономическое сотрудничество в ЕАЭС характеризуется положительной динамикой, несмотря на усложнение международной обстановки. Во многом это связано с активной позицией евразийского бизнеса, демонстрирующего значительный и возрастающий интерес к евразийской интеграции.

Евразийские органы уделяют серьезное и возрастающее внимание к интересам делового сообщества, что положительно сказывается на вовлеченности бизнеса в институциональную динамику ЕАЭС. Это подтверждает включение соответствующих задач в ключевые документы ЕАЭС, а также запуск специальных механизмов, стимулирующих деловое сотрудничество, — евразийского финансирования промышленной кооперации.

153-163 149
Аннотация

Настоящее исследование направлено на изучение институциональных и организационно-правовых проблем взаимодействия средств массовой информации и международных наблюдателей на выборах и референдумах в государствах — участниках Содружества Независимых Государств. Вопрос противодействия иностранному вмешательству в избирательный процесс в работе не рассматривался.

Цель. Устранить методологические проблемы в определении содержания термина «международное наблюдение»; и доказательство необходимости институционализации процесса освещения деятельности международных наблюдателей в средствах массовой информации.

Задачи. Выделить необходимые направления деятельности средств массовой информации при освещении деятельности международных наблюдателей в ходе избирательной кампании и референдумов.

Методология. Состояние современной среды мониторинга выборов свидетельствует о существовании тонкой границы между необходимостью обеспечения открытости избирательных процессов и недопустимостью вмешательства во внутренние дела государств. Необходимо выделение ограничительных порогов для деятельности средств массовой информации при освещении процессов международного наблюдения на выборах и референдумах и их институционализация в соответствующих рекомендациях, основанных на презюмируемой непредвзятости как международных наблюдателей, так и средств массовой информации.

Результаты. Исследование показало, что важнейшей задачей процесса легитимации избирательного процесса является обеспечение его полноценного освещения деятельности всех его субъектов в средствах массовой информации. Освещение международного наблюдения в СМИ должно охватывать широкий круг вопросов в течение всего избирательного процесса от начала до конца, включая: деятельность наблюдателей в период официальной избирательной кампании до начала голосования; в день выборов и в процессе подсчета голосов; в период после выборов с момента оглашения официальных результатов до формирования новых органов власти. При этом на всех этапах освещение должно охватывать широкий круг вопросов сущности избирательного процесса и управления им, правовую регламентацию выборов и референдумов и существующие институциональные структуры обеспечения процесса.

Выводы. Освещение в СМИ деятельности международных наблюдателей следует рассматривать не только как одну из важнейших мод политической коммуникации, но и как средство противодействия избирательному абсентеизму. Объективное и беспристрастное освещение деятельности международных наблюдателей в СМИ, несомненно, может содействовать как внутренней политической мобилизации населения, так и международному признанию государства.

Новости

2021-06-24

НЕВСКИЙ ФОРУМ: «Доверие и устойчивое развитие в условиях неопределенности: новые смыслы государственного управления в цифровую эпоху»

Миссия Форума в 2021 году

Развитие диалога между государством, бизнес-сообществом и гражданами, российскими и зарубежными академическими центрами по актуальной повестке публичного управления как неотъемлемого условия устойчивого развития.

Место проведения

Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, Корпуса Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и другие площадки города

Более подробную информацию о Невском форуме Вы можете посмотреть на сайте: https://невскийфорум.рф

Координатор Форума: Кривова Дарина Сергеевна — заведующий сектором научно-практических мероприятий Управления научной работы СЗИУ РАНХиГС.
Телефон: +7 (812) 335-94-94, доб. 7093.
E-mail: krivova-ds@ranepa.ru

Еще объявления...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.