Preview

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика

Расширенный поиск

В журнале публикуются статьи в соответствии с перечнем научных специальностей ВАК (по состоянию на 25.12.2020) по следующим направлениям (области исследований, включенные по рекомендации президиума ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации:

  • 08.00.01 – Экономическая теория (экономические науки),
  • 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности) (экономические науки),
  • 08.00.14 – Мировая экономика (экономические науки),
  • 12.00.03 – Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (юридические науки),
  • 12.00.10 – Международное право; Европейское право (юридические науки),
  • 23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии (политические науки),
  • 23.00.04 – Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития (политические науки),
  • 23.00.05 – Политическая регионалистика. Этнополитика (политические науки),
  • 23.00.05 – Политическая регионалистика. Этнополитика (социологические науки).

 

 

Текущий выпуск

№ 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 

ГЛАВНОЕ 

11-17 55
Аннотация

Цель. Раскрыть основные направления работы Евразийской экономической комиссии и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на ближайшую перспективу.

Задачи. Оценить процессы евразийской интеграции как в ретроспективном контексте, так и с точки зрения актуальных геополитических и геоэкономических событий.

Методология. Статистический, сравнительный анализ, качественная оценка, системный подход, проектный подход.

Результаты. Очерчены контуры дальнейшего развития ЕАЭС с акцентом на создание суверенной экономической модели, совершенствование институциональной и правовой систем Союза, взаимовыгодное сотрудничество со стабильными международными партнерами.

Выводы. История становления Евразийского экономического союза связана с успешным преодолением внешних и внутренних вызовов, что однозначно говорит о его состоятельности. В текущих условиях ЕАЭС необходимо переосмыслить суверенный путь развития, внести корректировки в логику и механизмы совершенствования интеграционной работы, использовать базовые условия для укрепления собственной самодостаточности.

ЭКОНОМИКА 

18-27 40
Аннотация

После глобального финансового и экономического кризиса 2008–2009 гг. и в последнее время в связи с пандемией COVID-19 мы наблюдаем активное растущее участие государства в восстановлении экономики. В связи с этим растет интерес к анализу степени вовлеченности государства в экономическом развитии и регулировании рынка, в частности к возрождению модели «государства развития». С учетом новых факторов, влияющих на мировую экономику, нами создается новая функциональная модель «государства развития», основные характеристики которой выверяются в рамках деятельности ЕЭК как наднационального органа ЕАЭС.

Цель. Целью статьи является актуализация концепции «государства развития» с учетом современных вызовов (трендов), присущих XXI в. Этот шаг позволит по-новому представить модель «государства развития».

Задачи. Предлагается представить версию концепции «государства развития», определить и проанализировать современные вызовы, с которыми сталкиваются государства в XXI в., на основе полученных выводов представить базовые элементы новой концепции «государства развития»; проанализировать актуальность модели применительно к развитию ЕАЭС.

Результаты. По итогам проделанной работы представлены основы новой модели концепции «государства развития», отвечающей современным экономическим и политическим вызовам. Данные наработки открыты для обсуждения и более детального наполнения.

Методология. Методологическая основа исследования строится на системном подходе и общенаучных методах ретроспективного анализа, компаративного анализа, индукции и дедукции, обобщения, группировки информации.

Выводы. Считаем, что все вызовы призваны способствовать созданию эффективной модели, где главным фактором должно выступать именно государство, способное формулировать и осуществлять политику развития совместно с деловым сектором и гражданским обществом. «Государства развития» XXI в. должно сохранить потенциал по выстраиванию работающей бюрократической системыи встроенную автономию, при этом взять на себя бóльшую социальную ответствен ность. Акцент на раскрытие человеческого потенциала, вклад в образование граждан, цифровизация госфункционирования — это то, на чем должна строиться новая модель «государства развития». ЕАЭС обладает многими характеристиками модели «государства развития» и имеет как потенциал, так и возможности для расширения применяемого инструментария модели и тем самым углубления интеграции в рамках Союза. При этом его реализация зависит от готовности стран к такой трансформации.

28-40 53
Аннотация

Актуальность темы статьи обусловлена ключевой ролью сферы высшего образования в формировании необходимых компетенций для научно-технологической и производственной сферы экономики современного государства.

Цель. Целью статьи является рассмотрение методологических и практических вопросов проектирования программ двойного диплома магистра в сфере бизнес-образования как одного из эффективных инструментов формирования единого образовательного пространства Евразийского экономического союза. Вопросы проектирования и реализации совместных образовательных программ рассмотрены на примере международного образовательного проекта, разработанного на кафедре бизнес-информатики СЗИУ РАНХиГС. Приводится содержательная характеристика проекта, обосновывается выбор партнерской организации, формулируются критерии оценки эффективности реализации проекта.

Задачи. Дать содержательную характеристику международного образовательного проекта (актуальность, востребованность, структура, методология и методическая новизна, формируемые компетенции и др.), обосновать выбор партнерской организации и сформулировать критерии оценки эффективности реализации образовательного проекта.

Методология. Системный подход и экспертно-аналитические методы исследования (потоковые методы экспертизы, экспертные оценки).

Результаты. Предлагаемый методологический подход к реализации образовательных проектов в формате двойных дипломов позволяет решить проблемы интернационализации высшего образования, сформировать системное мышление, навыки работы с большими объемами данных и современными пакетами прикладных программ, вопросы принятия нестандартных решений в экономике у студентов магистерских программ на основе современных технологий обучения. Концептуальный уровень предлагаемого подхода формирует концепции личностно-ориентированного обучения, построения индивидуальной траектории обучения студента-магистранта. Процессно-методический уровень предлагаемого подхода позволяет внедрять современные инновационные сетевые технологии реализации контента дисциплин экономико-математического цикла и цикла информационных технологий, осуществлять адаптацию национальных образовательных систем к международным стандартам и формировать конкурентоспособную образовательную среду.

Выводы. Приоритетными направлениями реализации международных образовательных проектов являются: перевод международных программ в статус сетевых, реализуемых с ведущими университетами (в том числе развитие программ двойного диплома); приведение международных программ к европейским стандартам качества и требованиям международных аккредитационных агентств; прохождение международной совместной профессионально-общественной аккредитации международных образовательных программ.

41-50 44
Аннотация

Современные реалии, проявляющиеся, с одной стороны, в обострении политических и торговых конфликтов, а с другой — в усилении цифровизации и переходе на новый технологический уклад и климатические энергетические стратегии, побуждают страны к поиску новых направлений либерализации торговли и способствуют объединению усилий всех участников международных отношений для совместного противостояния существующим глобальным вызовам. В исследовании показано, что оказать влияние на происходящие процессы, усилить динамику торгово-экономического сотрудничества возможно с помощью выстраивания форматов многостороннего взаимодействия, позволяющих находить точки пересечения интересов, что наблюдается в настоящее время в ЕАЭС, государства-члены которого присоединились к Парижскому соглашению по климату. В этой связи возникает необходимость совместных действий в разработке инструментов климатической политики. Настоящее исследование направлено на анализ экономического развития стран ЕАЭС в условиях внешних вызовов и изучение мер, предпринимаемых Евразийской экономической комиссией, по продвижению стратегии «зеленой» экономики Евразийского союза.

Цель. Проанализировать имеющийся производственный потенциал в странах ЕАЭС и выявить условия для разработки общей климатической политики и единых механизмов углеродного регулирования на основе сближения позиций государств — членов интеграционного объединения.

Задачи. Определить степень использования производственного потенциала ЕАЭС, оценить возможности и сформулировать предложения активизации действий стран-участниц по его реализации в области устойчивого развития и климатической политики.

Методология. Основана на использовании общенаучных методов. В частности, применение логического и сравнительного методов позволило наиболее полно провести анализ факторов и тенденций изучаемых процессов; определить проблемы, препятствующие сближению позиций государств — членов ЕАЭС по вопросам климатической повестки и углеродного регулирования, и предложить возможные варианты их решения.

Результаты. Определено, что имеющийся производственный потенциал стран — участниц ЕАЭС в настоящее время не реализован в полной мере. Его дальнейшее развитие связано с необходимостью инвестиций для дозагрузки имеющихся производственных мощностей, технологическим обновлением и повышением производительности труда. Представлены возможные направления, позволяющие выработать странам ЕАЭС общие позиции по единой климатической политике и механизмы углеродного регулирования.

Выводы. Сегодня климатические проблемы становятся необратимыми и выходят на первый план международной повестки, что подталкивает страны к пересмотру своей углеродной стратегии. На основании проведенного исследования сделан вывод, что в продвижении «зеленой» повестки в ЕАЭС существуют препятствия, такие как политическая и макроэкономическая нестабильность, применение протекционистских мер между странами — участницами объединения (особенно характерно это проявилось в период пандемии), отстаивание собственного суверенитета и др., что затрудняет разработку совместных механизмов регулирования общих рынков. Однако оценка возможностей для сближения позиций стран ЕАЭС показала, что имеется широкий спектр направлений взаимодействия: так, например, во всех странах ЕАЭС на сегодня приняты национальные стратегии устойчивого («зеленого») развития, которые подразумевают модернизацию экономик за счет внешнего финансирования, что создает стимулы для создания совместных компаний и условия для разработки общей климатической политики и единых механизмов углеродного регулирования.

51-59 54
Аннотация

В исследовании анализируются направления сотрудничества России и Казахстана в рамках евразийской интеграции. В условиях санкционного давления западных стран на Россию крайне важным представляется исследование условий для дальнейшей интеграции двух стран в рамках Евразийского союза.

Цель. Сценарное прогнозирование взаимодействия двух стран в рамках ЕАЭС, выявление факторов, способствующих укреплению отношений России и Казахстана на современном этапе, и препятствий, мешающих углублению интеграционных процессов.

Задачи. Проанализировать направления сотрудничества двух стран в рамках Евразийского союза, выявить препятствия для углубления интеграционных процессов, показать прогнозные сценарии взаимодействия России и Казахстана. Проанализировать, каким образом эти сценарии повлияют на взаимоотношения двух стран и какие последствия будут в случае реализации каждого из них.

Методология. В статье использовались общенаучные методы анализа и синтеза, системный подход, а также эмпирический метод экспертной оценки.

Результаты. Исследование показало, что между двумя странами существуют прочные отношения в экономической сфере в рамках ЕАЭС. Россия — основной торговый партнер Казахстана. Разрабатываются и выглядят весьма перспективными проекты, связанные с Каспием. Большой интерес для Казахстана представляют совместные военные учения и поставки российского вооружения. Россия выступает гарантом безопасности Казахстана в регионе и его основным партнером на евразийском пространстве. Важную роль в отношениях двух стран играет и Организация Договора коллективной безопасности, которая показала свою эффективность в январских событиях 2022 г., поспособствовав разрешению политического кризиса и предотвратив экстремистские действия вооруженных террористических группировок. В то же время и для России важна роль Казахстана как ее ближайшего соседа и союзника, особенно в условиях гибридной войны, развязанной странами Запада.

Выводы. И Россия, и Казахстан заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве в экономической, военной и культурной сферах. Вместе с тем дальнейшему углублению интеграционных процессов препятствует отсутствие крупных совместных инвестиционных проектов и многовекторность во внешней политике Казахстана. В условиях информационной войны Запада против России и усиливающейся международной напряженности крайне важным представляется углубление сотрудничества двух стран.

60-69 48
Аннотация

Статья посвящена процессу развития китайского рынка электронной коммерции в структуре экономики Китая. Исследуется и анализируется процесс образования и становления китайского рынка электронной коммерции и рассматриваются основные события нового этапа рынка электронной коммерции Китая. При этом дается обоснование выделению двух этапов в развитии этого рынка. Выявлены причины успешного развития китайских компаний в сфере электронной коммерции, а также изучены ведущие платформы Китая в трех видах электронной коммерции: В2С, В2В, С2С. Исследование показало огромную значимость электронной коммерции в развитии китайской экономики, поскольку она способствовала решению важнейших задач, таких как ликвидация бедности, повышение жизненного уровня и городского, и сельского населения.

Цель. Исследовать процесс становления и развития китайского рынка электронной коммерции.

Задачи. Исследовать и проанализировать образование и становление рынка электронной коммерции, а также рассмотреть основные события нового этапа его развития в структуре экономики Китая.

Методология. В данной работе были использованы такие эмпирические методы, как сравнительный анализ, а также такие теоретические методы исследования, как дедукция, метод исторического анализа, статистические методы, общелогические методы (анализ и синтез).

Результаты. Исследование показало огромную значимость электронной коммерции в развитии китайской экономики. Она способствует решению таких важнейших задач, как повышение жизненного уровня и городского, и сельского населения, ликвидация повсеместной бедности и т. д. Китай — лидер в мире по показателям розничной электронной торговли. В сферах B2B, В2С и С2С уже много лет лидирует компания Alibaba Group. На сегодняшней день китайские компании — лидеры на мировом рынке электронной коммерции. Результаты исследования базируются на анализе информации, полученной из различных доступных источников, включая данные официальной статистики.

Выводы. Значимость электронной коммерции в развитии китайской экономики в ХХI в. велика. И в этом, как нам представляется, заслуга китайского правительства, поддерживающего развитие технического прогресса страны, в том числе и развитие электронной коммерции. Более того, ускорению развития электронной коммерции способствовал переход Китая на мобильный Интернет. При этом важными факторами ускорения развития данной отрасли является активная конкуренция компаний в этой сфере, поддержка со стороны частных предпринимателей других стран и, главное, поддержка со стороны правительства Китая. И все это содействовало тому, чтобы китайский рынок электронной коммерции развивался быстрее, чем рынки других стран.

70-76 26
Аннотация

Цель. В данной статье автор стремится произвести аналитику некоторых характерных особенностей разных форм отмывания денежных средств в России и Китае с отсылкой к хроникам прошлых веков, начиная с момента возникновения этого явления, нашедшего впоследствии широкое распространение в обеих странах.

Задачи. Для реализации основной цели автор поэтапно решает логически взаимосвязанные задачи: во-первых, выявить древнейшие формы легализации незаконных доходов в России и Китае; во-вторых, проследить логику эволюционных изменений отмывания денежных средств в исторической практике обеих стран; в-третьих, сопоставить российский и китайский опыт в исследуемой системе экономических структурно-функциональных связей.

Методология. При написании материала использовались методы хронологической реконструкции, исторической аналогии, анализа и синтеза, компаративистики.

Результаты. Автор установил, что впервые коррупционные механизмы легализации незаконных доходов возникли в Китае в IV в. до нашей эры, в то время как в России эта практика отчетливо прослеживается лишь с XV в. В статье показано, что в Китае в эпоху династии Тан (VII–X в. н. э.) методы отмывания денежных средств демонстрировали активное развитие и далее достигли критического для сохранения государственности уровня в эпоху Опиумных войн (XIX в.), хотя впоследствии были частично нивелированы в социалистический период китайской государственности в ХХ в. По аналогии автор рассматривает исторический фон эволюции механизмов отмывания денег в нашей стране в эпоху феодальной раздробленности, а также царской и советской власти. В статье предпринимается попытка сопоставления двух исторических картин — России и Китая.

Выводы. Автор приходит к выводу о том, что процессы легализации незаконных денежных средств в России и Китае имеют схожие черты и активизируются в связи с важнейшими историческими событиями, поэтому современные модели отмывания денег и противодействия этой незаконной деятельности имеют характерные черты, сформированные культурным опытом в отдельно взятой стране.

77-83 35
Аннотация

Конец глобализации и повторное возникновение некоего «железного занавеса» между Западом и Россией снова поднимает вопрос о существенной экономической и технологической отсталости стран ЕАЭС по сравнению с лидирующими «развитыми странами», и в особенности отсталости таких стран, как Кыргызстан. В существенной степени это связано и с тем, что чрезмерная сосредоточенность на внутренних проблемах не позволяет ставить государству и обществу прагматичные цели ускоренного экономического и технологического развития. И в этой связи очень интересным выглядит опыт ускоренной модернизации Японии в конце XIX в., который, несмотря на то, что прошло 150 лет, все еще не теряет своей актуальности.

Цель. Оценка степени влияния внешних факторов на ускоренное развитие Японии в эпоху Мэйдзи.

Задачи. Анализ причин ускоренного развития, а также факторов, способствующих быстрой модернизации Японии в конце XIX в.

Методология. В ходе исследования были учтены как экономические факторы развития, так и во многом идеологические, а также технологические.

Результаты. Исследование показало, что, во-первых, сама ускоренная модернизация Японии была продиктована внешними угрозами попадания в колониальную зависимость от стран Запада, а, во-вторых, для целей быстрого развития были прагматично использованы внешние знания и технологии.

Выводы. Для ускоренного развития стран Евразийского союза технологическая модернизация является важнейшим и стратегическим фактором, и определенную координирующую роль в этом процессе в переходные периоды должно брать на себя государство, использующее соответствующую идеологию.

ПРАВО 

84-94 32
Аннотация

В условиях углубляющейся международной интеграции на евразийском пространстве исследование правовой защиты трудящихся мигрантов имеет принципиальное значение как для обеспечения социально-экономической справедливости, так и для постепенной трансформации концепции государственного суверенитета в институциональную основу наднационального конституционализма, гарантирующего защиту фундаментальных прав и свобод человека.

Цель. Совершенствование правового регулирования трудовой миграции на международном, наднациональном и государственном уровнях посредством гармонизации миграционного законодательства в Евразийском регионе.

Задачи. Выявление коллизий и неточностей в правовом регулировании трудовой миграции, а также разработка рекомендаций по имплементации международных договоров об организованном найме рабочих между принимающими странами и странами происхождения мигрантов.

Методология. Сравнительно-правовой анализ международного, наднационального и государственного миграционного права в процессе исследования дополняется дискурсивным анализом научной литературы по проблемам трудовой миграции.

Результаты. Защита социально-экономических прав трудящихся-мигрантов является основной задачей принимающих государств, где мигранты могут стать как криминогенным фактором, так и конструктивным социальным элементом. Национальное регулирование трудовой миграции в интеграционных объединениях государств, таких как ЕАЭС, рационально организовать на принципах национального режима для трудящихся-мигрантов. Международные соглашения об организованном найме рабочих между принимающими странами и странами происхождения мигрантов должны обеспечивать адаптацию мигрантов к правовому режиму страны пребывания, участие мигрантов в функционировании институтов гражданского общества, мониторинг миграционных процессов.

Выводы. Трудовая миграция укрепляет интеграционные союзы, создавая прочные социальные связи и развивая институты гражданского общества в границах интеграционных объединений. Поскольку государственный суверенитет неразрывно связан защитой интересов сограждан, постольку в процессе регулирования трудовой миграции все государства — участники региональной интеграции призваны не только защитить права трудящихся-мигрантов, но и обеспечить все условия для исполнения мигрантами своих обязательств перед гражданским обществом.

ПОЛИТИКА 

95-106 30
Аннотация

Распад СССР привел не только к образованию 15 независимых государств на месте бывших союзных республик, но и к усилению сецесионизма и появлению государств де-факто на постсоветском пространстве, что усиливало там процессы турбулентности. Возникновение, становление и транзит государств этого типа имеют много как общих, так и специфических черт, связанных с особенностями их рождения.

Цель. Сравнительный анализ образования и транзита Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) и Донецкой Народной Республики (ДНР) как государств де-факто Русскго мира и компаративный анализ становления индустриальных моделей экономики непризнанных государств и систем управления ими.

Задачи. Разработка моделей систем управления развитием экономики самопровозглашенных республик. Сставление и обснование среднесрочных прогнозов развития ПМР и ДНР: 1) интеграция в нвое союзное государство; 2) возвращение в состав своих «материнских гсударств» (Молдовы и Украины); 3) вхождение в сстав России, 4) частичное международное признание; 5) продолжение существования в виде «серой зоны» экономики и политики. Возможны и другие варианты, самым трагичным из которых является прекращение поддержки со строны России, что означает прекращение существования этих де-факто гсударств.

Методология. Использованы методы системного анализа, кратко- и среднесрчного прогнзирования, сравнительного анализа.

Выводы. В основе любой политической системы лежит экономика. Именно качество построенной экономической модели определяет уровень и продолжительность политической самостоятельности государства. Особенно ярко эта связь проявляется при строительстве государственности территориальных новобразований, в которых создание эконмической системы строится по лекалам и принципам экономической системы государства-патрна. Вследствие этого в экономической модели непризнанного государства проявляются ее «проблемные зоны», порожденные неэффективной системой государственного регулирования экономики. Поскольку на фоне «проблемных зон» проявляются недостатки одноименной системы государства-патрна, с образа которой была «списана» экономическая модель и механизмы управления, необходим всесторонний учет особенностей сецесионизма в конкретно-исторических условиях возникновения непризнанных государств.

107-117 39
Аннотация

В статье акцентируется внимание на тесной взаимосвязи социально-культурной среды города, сочетающей в себе историческую память и современность, с национальной идентичностью.

Цель. Цель данного исследования — выявить влияние городской культурной политики на формирование казахстанской национальной идентичности на примере города Нур-Султана, ставшего столицей после обретения Казахстаном независимости.

Задачи. Задачи исследования включают в себя определение значения местности в формировании национальной идентичности, характеристику городской политики в области культуры и ее связь с гражданским национализмом, национальным государством и идентичностью в институциональном и символическом аспекте.

Методология. В рамках данной работы исторический метод, институциональный и политико-культурный подход ориентируют на анализ существующих политических институтов с позиций потенциальных возможностей, не реализованных в прошлом, и вопросов разработки и реализации методов решения возникающих проблем в процессе формирования государственной культурной политики на этапе становления и развития города Нур-Султана.

Результаты. Проведенное исследование свидетельствует о том, что культурная политика Нур-Султана представляет собой новый образный дизайн, основанный на синтезе современных технологических решений и различных исторических аспектов культурного наследия, что позволяет увидеть значимые черты идеи национальной идентичности. Новизна исследования заключается в предпринятой попытке комплексного анализа формирования казахстанской национальной идентичности с акцентом на культурную политику города Нур-Султана.

Выводы. Основной вывод заключается в том, что различные этнические группы со своими инклюзивными особенностями включаются в общее культурное пространство, формирующееся в историческом контексте титульной нации с современными инновационными проектами, создавая синтез культур, влияющий на формирование национальной идентичности.

118-129 37
Аннотация

В статье сопоставляются теоретические основания этнокультурной политики в Евразийском регионе.

Цель. Цель, поставленная авторами, заключается в сравнении двух подходов в теории социальной динамики, на основе которой строится этнокультурная политика современных государств региона — России (СССР) и Китая.

Задачи. Выявление принципиальных различий в геополитических стратегиях, разработанных теоретиками евразийства и китайскими учеными.

Методология. В контексте реализации этой задачи — сравнение методологических оснований реальных политических проектов в евразийском пространстве, посредством логического анализа устанавливаются различия в теориях геополитической динамики, предложенной в евразийской концепции и в китайской науке. Метод сравнительного анализа этнокультурной и этно-экономической политики в Евразийском регионе двух наиболее влиятельных держав позволяет сделать вывод об адекватности реальным геополитическим процессам альтернативных теоретических концепций и их парадигмальных ограничений.

Результаты. Исследование показало, что концепция евразийской геоцивилизации, формировавшаяся как преодоление ограничения славянофильской версии российской цивилизации в условиях краха традиционных подходов в социальной теории и в контексте исторических коллизий начала ХХ в., имела позитивный потенциал, частично реализовавшийся в политике Советского государства. Но концептуальные ограничения, заложенные неадекватной теоретической базой — существующей на то время теорией цивилизаций, не позволили завершить формирование единого евразийского культурного пространства. Евразийское единство в лице Советского Союза скреплялось институциональными средствами, но не реализовалось как культурный синтез. Китайскими учеными был предложен альтернативный проект интеграции евразийского пространства «Один пояс — один путь», который начал реализовываться уже в XXI в. Этот проект строится на основе марксистской теории и концепций второй половины ХХ в., комплиментарных марксизму или являющихся неомарксистскими.

Выводы. Незавершенность и неустойчивость евразийского проекта в советской версии является следствием ограничений, заложенных в самой геополитической теории, не учитывающей позитивного потенциала марксистской теории и социальных концепций, разрабатывавшихся во второй половине ХХ в. Китайские ученые используют научный потенциал евразийства в интерпретации российского менталитета и рассматривают политику современной России сквозь призму евразийских коннотаций, но евразийство как геополитическая теория, по их мнению, не прошло проверки историей. Поэтому в основе китайской политики в евразийском пространстве положены другие теоретические основания — помимо классического марксизма, неомарксистские подходы. Китайские авторы заключают в связи с этим, что Россия все еще стоит перед проблемой выбора геополитической стратегии, что, в свою очередь, связано с парадигмальной неопределенностью российской науки.

130-139 49
Аннотация

В статье рассматривается и сопоставляется арктическая политика России и Китая в области защиты окружающей среды и анализируются конкретные мероприятия экологической направленности, проводимые ими в Арктике.

Цель. Рассмотреть осуществляемую в Арктике политику экологической направленности России и Китая.

Задачи. Выявить существующие проблемы и предложить рекомендации по их решению.

Методология. Использовался системный подход, обобщение, синтез, сравнительный анализ, анализ документов.

Результаты. Определены четыре основных направления реализации экологической политики России в Арктике. Рассмотрены основные положения Белой книги «Арктическая политика Китая», в которой регламентированы направления арктической политики Китая, осуществляемой Администрацией по делам Арктики и Антарктики. Выделены три основные линии в экологической стратегии Пекина в Арктическом регионе. Проведен сравнительный анализ экологических политик двух стран в Арктике.

Выводы. Национальные интересы обеих стран в Арктике связаны с экономикой и геополитикой, но завуалированы под интересы решения экологических проблем. Актуальными вопросами в Арктике значатся защита окружающей среды, борьба с изменением климата и развитие международного сотрудничества. Нерешенными проблемами и Китая, и России при осуществлении арктической экологической политики остаются декларативный, программный характер основных документов по вопросам защиты окружающей среды региона, а также отсутствие совместного компетентного органа, осуществляющего совместную деятельность рассматриваемых государств в Арктике.

140-147 41
Аннотация

Настоящее исследование посвящено рассмотрению особенностей китайской политики в области искусственного интеллекта (ИИ) в контексте глобального технологического противоборства.

Цель. Выявить ключевые направления стратегии Китая в области ИИ, а также определить приоритетные направления государственной политики в данной сфере.

Задачи. Проанализировать результаты развития индустрии ИИ в Китае, рассмотреть основные экономические показатели, достижения в области создания вычислительной инфраструктуры, развитии собственных исследований и разработок в сфере ИИ, выявить основные положения ключевых официальных документов китайской стратегии в области ИИ. Обобщить основные направления политики Китая в области ИИ в более широком контексте глобального геополитического и технологического противоборства.

Методология. Исследование официальных документов и на основе информационно-аналитических технологий, компаративный анализ, контент-анализ, индуктивный метод с применением подходов критической геополитики.

Результаты. Исследование показало, что Китай является одним из мировых лидеров в области технологий ИИ. Его ведущие позиции подкреплены существенными инвестициями, сопоставимыми с США и ЕС, существенными достижениями в создании вычислительной инфраструктуры, высокой патентной и публикационной активностью китайских исследователей, разработчиков и организаций, имеющимся научно-технологическим заделом в области квантовых вычислений и нейронауки. В Китае сформировалась целостная стратегия в области ИИ, нацеленная на технологическое лидерство, укрепление суверенитета в сфере высоких технологий, развитие кадрового потенциала, повышение эффективности экономики, получение конкурентных преимуществ на международном уровне, а также проецирование на этой основе собственных геополитических интересов. Системный подход к принятию основных стратегических документов, направленных на поддержку развития ИИ, сбалансированность дорожных карт достижения основных целей способствуют формированию взвешенной и эффективной государственной политики в этой сфере.

Выводы. Анализ политики Китая в области ИИ позволяет констатировать формирование большого пространства развития технологий ИИ, которое выступает альтернативой западному пространству, лидерами которого являются США и ЕС. На международном уровне в условиях ужесточения санкционной политики Китай способен предоставить странам, для которых спектр возможностей для сотрудничества с Западом в последнее время серьезно сузился, возможность доступа к современным высоким технологиям и существенным инвестиционным ресурсам, укрепляя тем самым собственный интеграционный потенциал и влияние в мире.  

148-157 29
Аннотация

Данное исследование направлено на изучение основных направлений арктической политики Японии, а также ее влияния на развитие российско-японского сотрудничества в регионе.

Цель. Проанализировать становление японской арктической стратегии, установить перспективные направления российско-японских отношений и проблемы двустороннего партнерства в Арктике.

Задачи. Выявить основные этапы формирования арктической политики Японии, определить значение Северного морского пути для Токио, изучить сферы российско-японского сотрудничества в Арктике, дать оценку проблемам и перспективам двустороннего взаимодействия в Арктике.

Методология. В данной работе с помощью метода сравнительного анализа, контент-анализа, ивент-анализа выявлены направления, способствующие укреплению российско-японских отношений в Арктике, а также факторы, которые смогут ослабить их сотрудничество в регионе.

Результаты. Исследование показало, что Япония как морская держава стремится быть активным актором в арктических политико-экономических процессах, так как возможности Арктики сыграют большую роль в развитии японской экономики благодаря диверсификации поставок сырья и использованию арктических маршрутов. Значимым партнером Японии в Арктике является Россия, совместно с которой государство реализует крупный энергетический проект —«Арктик СПГ-2». Освоение и модернизация инфраструктуры Северного морского пути — еще одна перспективная сфера развития русско-японских отношений в Арктике. Несмотря на это, существует ряд противоречий, которые могут негативно сказаться на сотрудничестве двух государств в Арктике, — это различие подходов к определению статуса Северного морского пути и международно-правового статуса Арктики.

Выводы. Несмотря на заинтересованность Японии в использовании Северного морского пути, а также участие в энергетических проектах на территории российской Арктики, в двусторонних отношениях Москвы и Токио есть ряд нерешенных вопросов, затрудняющих упрочнение их арктического сотрудничества, среди которых особое место занимают проблема Курильских островов и различие в подходах к определению будущего статуса Арктического региона.  

158-168 48
Аннотация

Настоящее исследование направлено на изучение ключевой проблемы любого интеграционного объединения — противоречия между национальными и наднациональными интересами — и практики ее преодоления в Европейском союзе (ЕС), Ассоциации государств Юго- Восточной Азии (АСЕАН) и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Цель. Предложить рекомендации для раскрытия потенциала ЕАЭС путем разрешения противоречия между национальными и наднациональными интересами.

Задачи. Рассмотреть модели преодоления противоречия между национальными и наднациональными интересами в интеграционных объединениях ЕС и АСЕАН, охарактеризовать ситуацию в ЕАЭС и предложить успешные практики ЕС и АСЕАН для решения данной проблемы.

Методология. Для сопоставления интеграционных практик ЕС и АСЕАН используется метод сравнительного анализа. В части ЕАЭС предлагается использовать успешные практики обоих объединений, что позволяют сделать методы анализа, синтеза, обобщения, а также SMART-метод целеполагания.

Результаты. На основе конкретных примеров приводятся рекомендации сочетания мягкого и жесткого подходов для развития ЕАЭС с перспективой построения в дальнейшем Большого Евразийского партнерства. Так, ЕАЭС следует обратить внимание на опыт ЕС в части усиления наднациональной структуры объединения, а также на практику диалоговых механизмов АСЕАН. При этом не следует по примеру ЕС создавать излишний бюрократический аппарат и оказывать чрезмерное давление на страны, вмешиваясь в их внутренние дела. В целях эффективного целеполагания ЕАЭС следует применить технологии SMART-метода, предусматривающего постановку конкретных, измеримых, достижимых, значимых и ограниченных во времени целей.

Выводы. Противоречие между национальными и наднациональными интересами является наиболее глубокой проблемой в любом интеграционном объединении, в том числе в ЕАЭС. Однако не существует универсального метода разрешения данной проблемы. ЕАЭС следует сочетать в своей практике опыт ЕС и АСЕАН как жесткий и мягкий подход к балансированию национальных и наднациональных интересов.

169-176 47
Аннотация

В настоящей статье рассматриваются основные подходы к изучению государственного капитализма в современной научной литературе, а также исследования государственного капитализма в России.

Цель. Проанализировать текущее состояние исследований, посвященных государственному участию в российской экономике, и выделить основные тенденции в этой предметной области.

Задачи. В первой части статьи рассматривается история понятия «государственный капитализм», а также исследования «нового государственного капитализма»: девелопменталистская, политическая, социальная и другие интерпретации этого явления.

Методология. В статье сопоставляются позиции авторов и выделяются группы источников.

Результаты. В первой части статьи демонстрируется, что с конца XIX в. на протяжении десятилетий понятие «государственный капитализм» обсуждалось в марксистской традиции, однако на волне кризиса 2008–2009 гг. понятие «государственный капитализм» вновь вошло в социальные науки. В современных дискуссиях выделяется несколько интерпретаций этого феномена: он рассматривается в контексте промышленной политики (стимулирования экономического роста и технологического усложнения экономики), социальной политики (предотвращения безработицы, обеспечения низких цен на определенные товары и услуги), рентоориентированного поведения элит и патронажа, внешней политики и защиты национального суверенитета, финансиализации, глобализации и др. Государственный капитализм анализируется как на микроуровне отдельных отраслей, регионов и проектов, так и на макроуровне национальных экономик в целом.

Выводы. Современные научные дискуссии о государственном капитализме образуют динамичную междисциплинарную область исследований. В рамках этой области российский случай должен рассматриваться в сравнительной перспективе.

 
176 27
Аннотация

В СЗИУ РАНХиГС опубликована монография «Цифровизация общества и система социального кредита: проблемы, перспективы».

Новости

2021-06-24

НЕВСКИЙ ФОРУМ: «Доверие и устойчивое развитие в условиях неопределенности: новые смыслы государственного управления в цифровую эпоху»

Миссия Форума в 2021 году

Развитие диалога между государством, бизнес-сообществом и гражданами, российскими и зарубежными академическими центрами по актуальной повестке публичного управления как неотъемлемого условия устойчивого развития.

Место проведения

Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, Корпуса Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и другие площадки города

Более подробную информацию о Невском форуме Вы можете посмотреть на сайте: https://невскийфорум.рф

Координатор Форума: Кривова Дарина Сергеевна — заведующий сектором научно-практических мероприятий Управления научной работы СЗИУ РАНХиГС.
Телефон: +7 (812) 335-94-94, доб. 7093.
E-mail: krivova-ds@ranepa.ru

Еще объявления...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.