
Издание входит в Перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России, в котором должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим специальностям:
5.2.1. Экономическая теория (экономические науки);
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика (экономические науки);
5.2.5. Мировая экономика (экономические науки);
5.1.5. Международно-правовые науки (юридические науки);
5.5.2. Политические институты, процессы, технологии (политические науки),
5.5.3. Государственное управление и отраслевые политики (политические науки);
5.5.4. Международные отношения, глобальные и региональные исследования (политические науки)
Текущий выпуск
ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ГЛАВНОЕ 
Настоящее исследование направлено на осмысление актуального состояния торгово-экономического сотрудничества государств — членов Евразийского экономического союза и Китая и выработку прогрессивного подхода к его дальнейшей интенсификации за счет интеграционных преимуществ ЕАЭС.
Цель. Предложить новый формат более глубокого экономического взаимодействия ЕАЭС и КНР с учетом современного этапа глобального и регионального развития.
Задачи. Оценить текущее состояние сотрудничества государств — членов ЕАЭС и КНР с акцентом на торгово-экономическую сферу, выделить его сильные и слабые стороны. Проанализировать практические примеры реализации двусторонних и многосторонних проектов. Сформулировать наиболее перспективные направления углубления партнерства ЕАЭС и Китая, структурировать и обобщить их. Предложить эффективный способ комплексного правового оформления нового формата сотрудничества.
Методы. Применены различные общенаучные и специальные методы научного познания, среди которых можно выделить анализ, синтез, дедукцию, индукцию, аналогию, а также описательный, системно-функциональный и институциональный методы. Особое значение имел сравнительноправовой (компаративистский) метод.
Результаты. На основе проведенного анализа сформировано комплексное представление об имеющихся модальностях сотрудничества государств — членов ЕАЭС и КНР. Сделаны заключения относительно реализуемой в настоящее время модели сопряжения евразийской интеграции и «Одного пояса — одного пути». Выделены наиболее перспективные сферы приложения совместных усилий сторон, а именно инвестиционное партнерство, сотрудничество в финансовой и транспортно-логистической сферах, кооперационные проекты в области высоких технологий. Представлен механизм правовой регламентации (двухуровневая модель сопряжения) перевода сотрудничества ЕАЭС и КНР на качественно новый институциональный уровень.
Выводы. Трансформация модели сопряжения евразийской интеграции и «Одного пояса — одного пути» от формата «5+1» к формату «1+1» на основе предложенного подхода будет способствовать формированию нового измерения сотрудничества ЕАЭС и КНР: партнерства в интересах самодостаточности.
ЭКОНОМИКА 
Актуальность темы исследования обусловлена ролью и значимостью сотрудничества стран Форума БРИКС для формирования новой архитектуры многополярного, полицентричного мира в условиях одновременного разворачивания настоящей войны за Арктику.
Цель. Изучение треков арктического сотрудничества в формате БРИКС, наиболее перспективными из которых представляются минерально-сырьевой и туристско-рекреационный треки.
Задачи. Рассмотреть существующие форматы сотрудничества в Арктике; оценить современное состояние и перспективы взаимодействия стран Форума БРИКС в реализации «арктической» повестки; охарактеризовать перспективные треки арктического сотрудничества БРИКС; сформулировать предложения для органов власти и управления по повышению эффективности взаимодействия БРИКС по перспективным арктическим трекам.
Методология. Системный подход, логический анализ, синтез; контент-анализ открытых источников информации.
Результаты. Наиболее перспективными треками арктического партнерства БРИКС являются минерально-сырьевой и туристско-рекреационный треки; арктические мега-проекты требуют поиска многосторонних форматов, и наиболее перспективным представляется партнерство с компаниями Китая и Индии.
Выводы. Необходимо выполнение технико-экономического анализа современного состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации и актуализация компоненты «востребованное богатство недр»; в целях развития туризма в удаленных, малонаселенных регионах России со слабо развитой туристической инфраструктурой, с проблемной логистикой целесообразен пересмотр национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», выделение в отдельный блок сегмента «Арктический туризм».
Новые условия осуществления экономической деятельности на национальном и международном уровнях требуют ускоренного формирования суверенитета в критически значимых сферах, одной из которых является финансовая. Формирование полноценного финансового суверенитета является актуальным для всех государств Большой Евразии, в связи с чем реализацию данной задачи целесообразно осуществлять совместными и скоординированными усилиями в рамках широкого евразийского партнерства.
Цель. Выявление наиболее перспективных направлений формирования финансового суверенитета в рамках Большого евразийского партнерства.
Методы. Комплексный анализ причин и условий зависимости национальных экономик от внешних финансовых систем, сравнительный анализ факторов доминирования западных компонентов глобальной финансовой архитектуры.
Результаты. Выделены основные направления формирования финансового суверенитета стран Большой Евразии на основе повышения уровня независимости национальных финансовых систем от западной инфраструктуры финансового сектора. Предложены наиболее перспективные методы достижения этой задачи на основе создания в рамках Большого евразийского партнерства новых видов резервных активов, представляющих альтернативу долговым обязательствам США и европейских стран, а также формирования интегрированной системы торговли финансовыми инструментами стран Большой Евразии.
Выводы. Растущая экономическая конфронтация Запада и ряда крупнейших экономик Большой Евразии предельно актуализирует проблематику формирования реального финансового суверенитета, достижение которого требует новых подходов, создания ряда специализированных институтов и крупномасштабного сотрудничества ведущих экономических центров континента с целью углубления интеграции национальных финансовых систем и рынков.
Развитие интеграции в рамках Евразийского экономического союза актуализирует вопрос о регулировании пенсионных отношений. Принятие Соглашения о пенсионном обеспечении заложило основы для международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения. Однако существенные институциональные различия национальных пенсионных систем могут препятствовать эффективной реализации пенсионного обеспечения по старости.
Цель. Исследовать возможности и трудности международного сотрудничества в пенсионной сфере в условиях национальных различий в пенсионном обеспечении по старости в странах Евразийского экономического союза.
Задачи. Рассмотреть национальные пенсионные системы в части пенсий по старости в странах Евразийского экономического союза и провести их сравнительный анализ; показать особенности международного регулирования пенсий по старости в странах Евразийского экономического союза.
Методология. В данной работе применялись метод статистического анализа данных при выявлении особенностей национального пенсионного обеспечения по старости, сравнительный анализ — при сопоставлении национальных пенсионных систем в части пенсий по старости, а также метод экспертных оценок при выявлении трудностей международного сотрудничества в пенсионной сфере.
Результаты. Обнаружены институциональные особенности систем пенсионного обеспечения по старости в странах Евразийского экономического союза. Выявлены основания международного регулирования пенсий по старости. Обнаружены трудности формирования пенсионных прав граждан стран союза.
Выводы. Страны Евразийского союза столкнулись со схожими экономическими и демографическими вызовами. Пенсионные реформы привели к оформлению пенсионных систем с национальными институциональными различиями, которые могут стать причинами социальной несправедливости и пенсионного неравенства.
Цель. Цель исследования — проанализировать закономерности развития социальной политики Российской Федерации, республик Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Армении, рассмотреть их слабые места и точки роста с целью выявления потенциала для усиления интеграционных связей на базе унификации инструментов социального развития.
Задачи. Проанализировать различные направления социальной жизни стран — членов ЕАЭС, выявить сходства тенденций развития с целью создания базы для формирования единых социально-экономических преобразований. Продемонстрировать социальный инструментарий развития «трансинституционального сотрудничества»2 в границах Евразийского экономического союза.
Методология. Использованы методы: институционального анализа, сравнительного анализа — для сопоставления эффективности инструментов социальной политики в странах ЕАЭС. Новизна заключается в совершенствовании интеграционных процессов стран Евразийского экономического союза с помощью предложенного авторского подхода унификации социальных политик стран — членов ЕАЭС на базе «трансинституционального сотрудничества».
Результаты. Проведен комплексный анализ инструментов социальной политики (миграционной, молодежной, трудовой, жилищной и т. д.) всех участников евразийской интеграции. Предложены рекомендации по совершенствованию социального инструментария в рамках «трансинституционального сотрудничества» государств ЕАЭС.
Выводы. Проведенный анализ инструментов социальной политики закладывает приоритеты при разработке членами ЕАЭС механизмов «трансинституционального сотрудничества», выраженные в авторских рекомендациях в данном исследовании. Республики Кыргызстан, Армения и Казахстан должны сосредоточиться на выработке унифицированной стратегии молодежной и миграционной политик, Российская Федерация и Республика Беларусь — сфокусироваться на вопросах старения населения, обеспечения пожилых граждан пенсионными накоплениями, а также поощрения развития институтов семьи и материнства, что подробнее раскрывается в отдельных блоках исследования, посвященных конкретным направлениям социального развития стран ЕАЭС.
Настоящее исследование направлено на изучение человеческого потенциала, его развития и реализации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС, Союз) с учетом принятых странами Союза обязательств по достижению Целей устойчивого развития согласно Повестке-2030 и в условиях санкционного давления со стороны недружественных стран.
Цель. Представить человеческий потенциал интеграционного объединения как комплексное явление социально-экономических отношений интегрирующихся стран, а также определить возникающие риски и предложить практические рекомендации по воспроизводству человеческого потенциала в рамках ЕАЭС.
Задачи. Проследить динамику показателей развития и реализации человеческого потенциала в отдельных странах ЕАЭС и совокупного человеческого потенциала ЕАЭС, раскрыть особенности воспроизводства человеческого потенциала путем разделения его на качественные и функциональные формы, выявить современные риски для воспроизводства человеческого потенциала ЕАЭС и новые возможности для развития.
Методология. Для сопоставления показателей развития человеческого потенциала стран ЕАЭС используется метод сравнительного анализа. В части человеческого потенциала ЕАЭС предлагается учитывать новые риски для обеспечения устойчивого человеческого развития в интеграционном объединении, что позволяют применить методы анализа и синтеза, индукции и статистический метод.
Результаты. На основе анализа динамики развития таких форм человеческого потенциала, как потенциал здоровья, образовательный потенциал и трудовой потенциал, выявлены накопившиеся проблемы, современные вызовы и риски для воспроизводства человеческого потенциала ЕАЭС по отдельным странам.
Выводы. ЕАЭС не может больше оставаться только экономическим интеграционным проектом, пришло время расширить горизонты взаимодействия стран, в том числе на сферу развития и реализации человеческого потенциала. Путем учета новых рисков странам необходимо координировать направления развития совокупного человеческого потенциала ЕАЭС в рамках обязательств по достижению Целей устойчивого развития согласно Повестке-2030 и в условиях продолжающегося санкционного давления со стороны недружественных стран.
ПРАВО 
Исследование института таможенного контроля является частью международных интеграционных процессов. Под быстроменяющимися международными мировыми фактами международный товарооборот в одних направлениях сокращается, а в других увеличивается, что влияет на экономику всех стран, на их соответствие современным тенденциям. Частью всех этих процессов является таможенный контроль, который представляет собой один из видов контроля на государственной границе, требуя обеспечение национальной безопасности государств. В статье сравнивается институт таможенного контроля в ЕАЭС и ЕС. На этой основе проводится сравнение по ряду критериев и ключевых особенностей, в том числе исследованию подлежит правовой режим товаров, находящихся под таможенным контролем. Анализу подвергаются все этапы от начала до завершения. Комментариям подвергается общая компетенция таможенных органов в области таможенного контроля. Изучая законодательство о таможенном регулировании ЕАЭС и ЕС, анализируются обстоятельства нахождения товаров под таможенным контролем. В результате сравнения института таможенного контроля в ЕАЭС и ЕС были выявлены как схожие, так и различные черты. Сравнение показало смешанную картину, так как два объединения находятся на различных стадиях политического и экономического развития, а также характеризуются различными историческими и географическими особенностями.
Цель. Исследование основных критериев института таможенного контроля в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и Европейском союзе (ЕС).
Задачи. Характеристика экономических союзов ЕАЭС и ЕС, а также изучение форм таможенного контроля в ЕАЭС и раскрытие проведения таможенного контроля в ЕС.
Методология. Сравнительно-правовой анализ международного, наднационального и таможенного права, а также изучение и анализ научно-популярной литературы, описание и обобщение материала в процессе исследования.
Результаты. Защита безопасности государства напрямую связана с экономической деятельностью, а именно с постоянно протекающими и нарастающими темпами международной торговли. Государства, объединяясь в союзы, формируют единое правовое поле, в котором создают нормативно-правовую базу. ЕС ввел институт таможенного контроля ранее ЕАЭС, так как ЕАЭС при создании законодательства регулирования таможенной области опирался на европейский опыт. С учетом этого данный институт имеет схожие цели и элементы назначения его проведения.
Выводы. Активно развивающиеся интеграционные процессы приводят к увеличению мирового товарооборота и усилению контроля на межгосударственных границах. Каждое государство, а вместе с ним и союзы стремятся к безопасной и быстрой торговле. Такими инструментами становятся многие элементы, один из них таможенный контроль. Институт, который контролирует законность, безопасность и сотрудничество участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами.
Цель. Целью исследования выступает обоснование понятия евразийской экономической солидарности в контексте практики суда Евразийского экономического союза.
Задачи. В качестве задач исследования выступают: выделение признака публичности в контексте экономической интеграции; анализ существующих научных и нормативных подходов к солидарности; обоснование евразийской экономической солидарности как принципа и ценности экономического взаимодействия, формируемых в том числе посредством судебной практики.
Методология. Использованы методы: институционального анализа, сравнительного анализа, системного анализа — для обоснования признака публичности в контексте экономической интеграции, для характеристики евразийской экономической солидарности в качестве принципа и ценности экономического взаимодействия в рамках единого экономического пространства ЕАЭС, для выделения практики Суда ЕАЭС в качестве фактора формирования евразийской экономической солидарности. Был также использован метод формально-логического анализа — при уточнении понятий «солидарность» и «экономическая солидарность».
Результаты. Во-первых, деятельность Суда ЕАЭС отражает международный или интеграционный нормоконтроль, который выступает составной частью публичного контроля и надзора в условиях интеграции. В условиях экономической интеграции признак «публичности» применительно к контролю и надзору как базовым управленческим функциям закономерно дополняется интеграционным уровнем. Во-вторых, наднациональные органы ЕАЭС, включая Суд ЕАЭС, способны формировать и обеспечивать экономическую солидарность в контексте евразийской интеграции. В-третьих, евразийская экономическая солидарность рассматривается как принцип и ценность экономического взаимодействия в рамках единой экономической территории.
Выводы. Евразийская экономическая солидарность базируется на экономическом единении, но не обусловлена им. Она формируется в процессах интеграционного нормотворчества и правоприменения. Евразийская экономическая солидарность тесно связана с иными видами солидарности: этнической, социальной и др. Разрешение споров и толкование Судом ЕАЭС выступают в качестве средств формирования единых экономических позиций в рамках ЕАЭС. У Суда ЕАЭС есть достаточный и не до конца реализованный потенциал влияния на развитие евразийской интеграции, в том числе посредством стимулирования развития евразийской экономической солидарности. Равный доступ хозяйствующих субъектов государств — членов ЕАЭС к правосудию для защиты экономических прав выступает условием евразийской экономической солидарности.
Настоящее исследование направлено на рассмотрение актуальных международно-правовых проблем экологического и ядерного права. В рамках настоящей статьи особый акцент делается на том, что в современной межгосударственной системе требуется новая кодификация норм общего международного права, а также инициация процесса регионального правотворчества.
Цель. Найти поиск путей решения проблем защиты окружающей природной среды от радиоактивного загрязнения в контексте повышения эффективности механизма международно-правового регулирования в эпоху современных международных отношений.
Задачи. Определить актуальность и специфику современных проблем предотвращения ядерного ущерба окружающей среде, оценить угрозы и вызовы международному миру и безопасности в контексте недопустимости радиоактивного загрязнения окружающей среды, рассмотреть основные международно-правовые акты в данной сфере правового регулирования с целью оценки оправданности их применения, выработать предложения по вопросам дальнейшей кодификации норм международного права в контексте ядерного нераспространения в широком смысле, определить необходимость качественного обновления международного правосознания в контексте недопустимости применения ядерного ущерба планетарной среде, оценить перспективы эффективной работы международно-правового механизма мирного использования атомной энергии с целью недопустимости ее переключения на военные цели, выработать предложения по поводу совершенствования международного правоприменения в XXI в.
Методология. В рамках настоящего исследования с помощью методов изучения нормативноправовых актов и международно-правовых доктрин, а также контент-анализа выявлены особенности функционирования механизма международно-правового регулирования в сфере охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения.
Результаты. В ходе исследования автор приходит к выводу, что в свете сегодняшних угроз и вызовов необходимо попытаться выработать юридически значимые пути выхода из кризиса, связанного с решением международно-правовых экологических проблем предотвращения ядерного ущерба, а также ликвидации и снижения негативных последствий его влияния на состояние окружающей природной среды. Одним из оправданных способов решения данных проблем представляется реформирование международного правосознания в целом и в сферах международного экологического права и ядерного права в частности. В современной межгосударственной системе, как представляется, требуется новая кодификация норм общего международного права, а также инициация процесса регионального правотворчества.
Выводы. Подводя итоги проведенного исследования, автор статьи дает обоснования своих выводов и заключений по поводу разрешения указанных проблем в данной сфере международно-правового регулирования. В частности, в статье детерминируется справедливость утверждения о том, что в контексте современных угроз и вывозов международному миру и безопасности в XXI в. особую значимость должно приобрести качественное обновление международного правосознания, его обогащение и подпитка новыми научными идеями и продуманными концепциями, способными вывести международное право из кризиса, поскольку существующее на сегодняшний день правосознание не отвечает современным реалиям и, опираясь на него, крайне сложно будет обеспечить эффективность слаженной работы международной межгосударственной системы.
Постепенная сегментация сферы публичного регулирования — вопрос неизменно возникающий, поскольку возрастающие потребности человека требуют предоставления большего числа гарантий уже от имени государства. Наличие стабильной и зачастую консервативной системы организаций судебной власти не в полной мере сочетается со все возрастающим объемом дел, сложность которых также закономерно повышается. В рамках постсоветского пространства такая тема, как медиация, является все еще направлением малоизученным, а потому требующим обстоятельного изучения, в том числе с позиции поиска актуальных трендов развития.
Цель. На примере правовой системы, интегрированной в единое социальное и экономическое пространство ЕАЭС, но тем не менее отличающейся в содержательном плане от законодательства России, определить перспективный вектор развития региона (а тем самым и отечественной нормативной базы) в вопросах медиации.
Задачи. В статье рассматривается современное состояние и проблемы института медиации в Республике Казахстан с учетом основных международных и национальных документов.
Методология. В работе были использованы элементы сравнительного и системного подходов, в рамках которых применялись общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции и индукции.
Результаты. По итогам проведенного исследования отмечается возможность развития межгосударственного диалога в вопросах становления института медиации при учете совокупного взаимодействия механизмов СНГ и ЕАЭС, а также идеологической компоненты Сингапурской конвенции 2018 г.
Выводы. В полном выражении при определении опыта Республики Казахстан невозможно оперировать исключительно национальными нормативными источниками. Вовлеченность государства в международные процессы, а также стремление адаптировать большее количество «примирительных» процедур приводят к уникальному контексту, в рамах которого медиация обладает своими особыми понятийными и функциональными чертами, но также и ограничивается существованием иных форм альтернативного разрешения споров. Несмотря на имеющиеся дискуссионные положения, следует признать, что опыт Республики Казахстан в вопросе медиации является достаточно проработанным и может быть положен в основу последующей гармонизации правовых систем государств — участников ЕАЭС.
ПОЛИТИКА 
В настоящем исследовании обсуждаются внерегиональное влияние и сценарии развития региональной интеграции стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в частности роль будущего соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Индонезией в сохранении эффекта конвергенции в ЮВА (Юго-Восточная Азия) в горизонте 2025 г.
Цель. Определить основные тенденции развития внерегионального влияния и прогнозы для региональной экономической конвергенции стран АСЕАН к 2025 г.
Задачи. Определить тенденции и перспективные сценарии развития интеграции стран ЮВА.
Методология. Используются как описательный метод, так и метод системного анализа. Также в настоящем исследовании применяются подходы Евразийского Банка Развития1 для оценки диспропорции в уровне развития стран АСЕАН (макроэкономических показателей); при анализе временных рядов показателей ВВП, ВВП на душу населения для стран АСЕАН применяется методология Бокса-Дженкинса (ARIMA). Ключевым понятием в рамках настоящего исследования является конвергенция. Конвергенция рассматривается как процесс приближения к определенному уровню или уменьшение разницы между двумя значениями с течением времени [7]; реальная конвергенция способствует сближению экономического уровня стран в составе интегрированной группы (различия в экономических уровнях развития стран тормозят процесс интеграции). Эффект реальной экономической конвергенции для стран АСЕАН в перспективе 2025 г. может принимать разные значения в зависимости от имплементации предлагаемых внерегиональными акторами инициатив (на примере Индо-Тихоокеанской Экономической Структуры и ЗСТ между ЕАЭС и Индонезией).
Результаты. В результатах исследования представлены четыре ранжированных по вероятности сценария развития региональной экономической конвергенции в странах АСЕАН. Установлено, что наиболее вероятным сценарием является тот, при котором инициатива ЕАЭС и Республики Индонезия состоится, при этом предлагаемая США Индо-Тихоокеанская экономическая структура к 2025 г. реализована не будет. В этом случае региональная экономическая конвергенция в странах АСЕАН может принимать наиболее благоприятное значение.
Выводы. Наряду с общемировым трендом, расширением экономической интеграции через создание зон свободной торговли с другими интеграционными объединениями на развитие экономической интеграции в регионе влияет соперничество между Китайской Народной Республикой и Соединенными Штатами Америки. В перспективе середины — второй половины 2020-х гг. в результате принятие соглашения о свободной торговле между странами ЕАЭС и Республикой Индонезия положительным образом скажется на увеличении темпов региональной экономической конвергенции в ЮВА.
Настоящее исследование направлено на изучение развития городов и агломераций, являющегося актуальной проблемой в равной степени для КНР и РФ. Уровень урбанизации по мере развития территорий возрастает, что вызывает необходимость осмысления происходящих в урбанизированных регионах процессов и принятия управленческих решений для повышения качества жизни и выравнивания его на всей территории. В рамках этих процессов сохраняется роль городов-ядер, являющихся центрами преимущественного развития для всей урбанистической системы в целом.
Цель. Целью исследования является сравнительный анализ тенденций развития в урбанизированных регионах КНР и РФ.
Задачи. Проанализировать основные параметры качества жизни в крупных городах России и КНР. Рассмотреть основные тенденции развития городских агломераций в направлении его выравнивания. Определить развития и возможности взаимного использования опыта обеих стран в рамках этого процесса.
Методология. В исследовании используется системный подход с элементами структурно-функционального подхода и сравнительного метода исследования.
Результаты и выводы. В качестве основных тенденций развития урбанизированных регионов России и КНР выделены следующие: рост масштабов территорий и концентрация на них значительного населения, связанное с этим обострение ряда проблем, как то нарастание конкуренции на интегрированном рынке труда, стандартизация и унификация предоставления базовых услуг, повышающие нагрузку на местные бюджеты и часто ограничивающие автономию муниципальных образований, необходимость совершенствования транспортных систем для повышения мобильности населения на всей входящей в состав агломерации территории.
Цель. Определить экономические и политические факторы, благотворно влияющие на взаимоотношения Ирана и ЕАЭС.
Задачи. Выделить предпосылки экономического и политического плана как в истории, так и на современном этапе, которые бы объясняли перспективность сближения Ирана и Евразийского экономического союза.
Методология. К методам научного исследования в работе стоит отнести анализ (для понимания влияния исторических событий в Иране), а также дедуктивный метод и синтез, которые позволят выявить совокупность факторов, влияющих на улучшение отношений между Ираном и ЕАЭС.
Результаты. Продвигаемая Западом «Белая революция» в Иране была нежизнеспособной и в итоге подтолкнула Иран к избранию более самобытного пути и способам международного сотрудничества, учитывающим национальную специфику или следующим политике невмешательства, каким становится интеграция в рамках ЕАЭС. Другой выгодный для Ирана политический аспект — это сотрудничество с РФ, которое укрепляет уверенность в том, что на страну не будут оказывать влияние по поводу политической деятельности, а также основано на взаимном уважении и равноправии. Действующие экономические соглашения демонстрируют взаимную готовность развивать имеющиеся экономические отношения, а также позитивно влияют на внешнюю торговлю, позволяют учитывать взаимные интересы друг друга в экономическом плане и способствовать разрешению некоторых проблем.
Выводы. Ввиду рассмотренных факторов политического и экономического толка можно действительно считать сближение Ирана и ЕАЭС перспективным и актуальным политическим трендом, несмотря на имеющиеся препятствия. Обе стороны позитивно настроены по поводу укрепления своих отношений, поэтому важно продолжать работу по устранению имеющихся препятствий для развития сотрудничества.
Научная статья посвящена актуальной проблематике — исследованию развития нациестроительства и уникальной модели межэтнических и межконфессиональных отношений в Казахстане.
Цель. Предложить периодизацию основных этапов трансформационных и общественно-политических процессов нациестроительства в Республике Казахстан, на каждом из которых принимались соответствующие нормативные правовые акты их легитимизации.
Задачи. Проанализировать периоды развития нациестроительства, изменений в сфере межэтнических отношений в республике за годы независимости, в соответствии с конституционной реформой, одобренной на всенародном референдуме 5 июня 2022 г. Провести политический анализ трансформации в общественно-политическую практику основополагающего принципа Основного закона страны — «общественное согласие» и в целом в регулировании межэтнических отношений.
Методология. Для обоснованности результатов исследования использованы разнообразные научные методы, отражающие особенности развития нациестроительства. С учетом специфики этнополитических и интеграционных процессов в социальном и региональном контексте, определения их характера протекания применялся сравнительный анализ, пролегомены, коммуникативные платформы и социальные сети.
Результаты. Управление этноконфессиональными процессами, бесспорно, один из важнейших аспектов функционирования государства и задач общества. Компетентное определение проблемных зон позволяет разработать превентивные меры и избежать возникновения как межэтнической, так и внутриэтнической напряженности, минимизировать негативное воздействие на развитие государственно-религиозных отношений. Предложенные рекомендации позволят усовершенствовать механизмы и инструменты этнополитического менеджмента в государственной национальной политике, закрепить модель общественного согласия и национального единства в политических документах и законотворческой практике.
Выводы. Эффективная казахстанская модель этноконфессионального согласия основана на двух главных составляющих: народное представительство как отражение политической интеграции казахстанцев и охват в общественно-политических процессах всего спектра прав этносов и конфессий. Создание и деятельность Ассамблеи народа Казахстана за годы независимости как ключевой общественно-политической структуры в национальной политике выступает инструментом прямой демократии и является фактически народным представительством.
Для дальнейшего развития российско-китайского сотрудничества принципиально важно в полной мере понимать специфику функционирования политической, экономической и социальной системы этой страны, которая, в частности, детерминируется и сложившейся системой взаимоотношений между государством и бизнесом.
Цель. Выявить специфику модели взаимоотношений между государством и бизнесом, которая сложилась в КНР за период экономических реформ и является одним из важнейших аспектов «китайского чуда».
Задачи. Определить применимость западных моделей отношений государства и бизнеса к китайским реалиям, дать характеристику основным принципам и подходам к регулированию взаимоотношений государства и бизнеса, выявить проблемы, противоречия и перспективы их разрешения в условиях современного Китая.
Методология. Системный и сравнительный анализ, научное обобщение, экспертные оценки.
Результаты. Специфика модели взаимоотношений между государством и бизнесом в современном Китае определяется, со одной стороны, полиморфной природой китайского государства, с другой — становлением бизнеса как гибридного субъекта. В связи с этим рассматривать отношения между государством и бизнесом в Китае как единообразные или в которых доминирует определенная форма взаимодействия является, на наш взгляд, неверным. В реальности эти отношения неоднородны и варьируются не только в зависимости от регионов и секторов, но и «неравномерны» между различными видами субъектов бизнеса в рамках одного и того же сектора и/или региона, в результате чего различные виды бизнеса имеют разную степень близости к государству и субнациональным органам власти.
Выводы. Сложившаяся исторически под влиянием решений и действий правящей партии на различных этапах развития современной китайской государственности система, несмотря на свою сложность, а нередко и запутанность, тем не менее дает возможность правительству гибко маневрировать в условиях серьезных экономических и финансовых потрясений, вызванных как собственно экономическими, так и социально-политическими причинами.
Исследование направлено на изучение работ китайских авторов по вопросам влияния глобалистики на китайскую культуру.
Цель. Выявить особенности трактовки китайских исследователей по влиянию современных глобальных процессов на традиционную китайскую культуру.
Задачи. Определить приемы, используемые китайскими авторами в трактовке глобализации и влиянии ее на традиционную китайскую культуру.
Методология. Для определения специфики китайского понимания глобальных процессов и влияния их на культуру были использованы исторические, политологические, социологические методы исследования.
Результаты. Китайские исследователи придерживаются позиции, которая объясняет, что разнообразие и единство культуры — два неразделимых аспекта развития культурного многообразия в современном мире. Поэтому в условиях глобализации необходимо не только придерживаться принципа единства культуры как общечеловеческого явления, но и повышать толерантность к культурному разнообразию, исходя из принципа сохранения любой самобытной культуры, каждая из которых в разной степени сегодня подвержена влиянию глобализационных процессов.
Выводы. Для китайских исследователей в условиях глобализации проблема культурного многообразия, во-первых, является важным общечеловеческим фактором, который необходимо сохранять. Во-вторых, многообразие культур — есть условие сохранения собственной, китайской традиционной культуры. В-третьих, традиционная китайская культура в современном Китае стала новой идеологией в управлении государством, что способствует модернизации страны. В-четвертых, сохранение и развитие традиционной китайской культуры благоприятно сказывается на быстром экономическом росте Китая.
Новости
2021-06-24
НЕВСКИЙ ФОРУМ: «Доверие и устойчивое развитие в условиях неопределенности: новые смыслы государственного управления в цифровую эпоху»
Миссия Форума в 2021 году
Развитие диалога между государством, бизнес-сообществом и гражданами, российскими и зарубежными академическими центрами по актуальной повестке публичного управления как неотъемлемого условия устойчивого развития.
Место проведения
Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, Корпуса Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и другие площадки города
Более подробную информацию о Невском форуме Вы можете посмотреть на сайте: https://невскийфорум.рф
Координатор Форума: Кривова Дарина Сергеевна — заведующий сектором научно-практических мероприятий Управления научной работы СЗИУ РАНХиГС.
Телефон: +7 (812) 335-94-94, доб. 7093.
E-mail: krivova-ds@ranepa.ru
Еще объявления... |