Международный опыт регулирования линейного контейнерного судоходства в транспортной системе
https://doi.org/10.22394/2073-2929-2024-01-38-47
EDN: AUPOGS
Аннотация
Эффективная нормативно-правовая база в сфере морских линейных контейнерных перевозок имеет ряд положительных преимуществ для участников транспортных процессов. Значительное место в настоящей статье отведено обеспечению принципа common carrier для доступа широкого круга потребителей к сервисам контейнерных перевозчиков. В связи с трансформацией цепей поставок и транспортно-логистических потоков в условиях новых факторов внешнеэкономической деятельности, а также появлением новых морских линий на российском рынке контейнерных перевозок повышается актуальность данной темы исследования.
Цель. Рассмотреть аспекты нормативно-правового регулирования линейного контейнерного судоходства в США, ЕС, КНР и РФ.
Задачи. Произвести анализ стратегий морских линий на российском и глобальном рынках, выявить ключевые нормативно-правовые акты иностранных государств в сфере линейного контейнерного судоходства, определить особенности российского законодательства в этой сфере, а также пути его совершенствования.
Методология. Были собраны нормативно-правовые акты США, ЕС, КНР и РФ, которые играют чрезвычайно важную роль в развитии международных контейнерных перевозок и повышении конкурентоспособности внешнеэкономической деятельности.
Результаты. Проведено исследование релевантных нормативно-правовых баз и инструментов государственного регулирования деятельности морских контейнерных линий для обеспечения недискриминационного доступа потребителей транспортных услуг, общедоступности информации о линейных контейнерных сервисах, высокого качества транспортного обслуживания внешнеэкономических связей.
Выводы. В современных внешнеэкономических условиях альянсы и различные формы сотрудничества перевозчиков являются предметом государственного регулирования линейного контейнерного судоходства для защиты конкуренции на рынке. Законодательство США и РФ устанавливает обязательную публикацию тарифов морской линии, при этом согласно положениям законодательства КНР морские линии предоставляют свои тарифы фрахтовой бирже, которая уполномочена компетентным государственным органом. В дополнение к этому международный опыт показывает, что к морским линиями common carriers предъявляется ряд других требований. В РФ морские контейнерные перевозки выполняются как на линейных, так и на трамповых судах ввиду того, что определенные перевозчики не зарегистрированы как операторы морской линии, а информация о некоторых регулярных контейнерных сервисах ограничена.
Об авторах
И. А. РусиновРоссия
Русинов Игорь Александрович - заведующий кафедрой коммерческой эксплуатации водного транспорта Института международного транспортного менеджмента, доктор технических наук, профессор.
Санкт-Петербург
Н. В. Щербинин
Россия
Щербинин Никита Вячеславович - магистрант Факультета внешнеторгового менеджмента.
Москва
Список литературы
1. Голубчик А. М., Пак Е. В. Внешнеторговая транспортная логистика России в условиях санкционного режима: год спустя // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 10. С. 77–84. DOI: 10.24412/2072-8042-2023-10-77-84. EDN: UYKWME
2. Лимонов Э. Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки. Изд. 3-е, перераб. и доп. СПб. : Модуль, 2006. 599 c. EDN: PABPBK
3. Мудрова О. М., Лихачева М. А. Организационные структуры крупнейших контейнерных перевозчиков (Азия — Европа — Азия) // Сб. научных трудов АО «ЦНИИМФ»: сб. статей / Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота. СПб. : Акционерное общество «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота», 2021. С. 63–73. EDN: DBKVGH
4. Нелогов А. Г., Уами А. Альянсы морских контейнерных перевозчиков. Суть явления и практическое значение // Российское конкурентное право и экономика. 2021. № 1 (25). С. 44–51. DOI: 10.47361/25420259-2021-1-25-44-51. EDN: GUMWHS
5. Нелогов А. Г. На пути к Олимпу // Вести морского Петербурга. 2018. № 3. С. 18–20 [Электронный ресурс] // WWW.MORSPB. RU URL: http://www.morspb.ru/files/vesti-3_2018.pdf (дата обращения: 10.09.2023).
6. Русинов И. А., Гаврилова И. А., Нелогов А. Г. Коротко о линейных конференциях // Морской вестник. 2016. № 2. С. 113–116. EDN: VYXNSF
7. Русинов И. А., Гаврилова И. А., Нелогов А. Г. Политика КНР в области линейного судоходства // Эксплуатация морского транспорта. 2017. № 3 (84). С. 26–37. EDN: ZXQXVB
8. Тенишев А. П., Хамуков М. А. Картели в линейном судоходстве: эволюция или трансформация? // Морской флот. 2015. № 5. С. 28–32 [Электронный ресурс] // MORVESTI. RU (Морские вести России). URL: https://morvesti.ru/analitika/1692/60279/ (дата обращения: 10.09.2023).
9. Тюленев К. Г. Управление контейнерными перевозками во внешнеэкономической деятельности. СПб. : ИПТ РАН. 2017. 112 c. EDN: XOYVYT
10. Холопов К. В., Голубчик А. М., Исакова М. А. Экономика и организация транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности. М. : Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации. 2016. 236 c. EDN: VYKUSB
11. Шутенко В. В. Коммерческая работа на морском транспорте. Ч. 1. : учебник. СПб. : ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2011. 216 с. EDN: QVFXVD
Рецензия
Для цитирования:
Русинов И.А., Щербинин Н.В. Международный опыт регулирования линейного контейнерного судоходства в транспортной системе. ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика. 2024;18(1):38-47. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2024-01-38-47. EDN: AUPOGS
For citation:
Rusinov I.A., Shcherbinin N.V. International Practice of Liner Container Shipping Regulation in the Transport System. EURASIAN INTEGRATION: economics, law, politics. 2024;18(1):38-47. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-2929-2024-01-38-47. EDN: AUPOGS

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.