Preview

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика

Расширенный поиск

Опыт и перспективы развития российско-таджикского сотрудничества в сфере образования

https://doi.org/10.22394/2073-2929-2024-01-48-59

EDN: BISYWJ

Аннотация

Статья посвящена анализу российско-таджикского сотрудничества в сфере образования и обобщению результатов исследований российских и зарубежных ученых для формирования позиции, подтверждающей важность интеграции деятельности образовательных организаций, что является предпосылкой повышения человеческого потенциала как базовой составляющей социально-экономического развития общества. Предложен комплекс мероприятий, ориентированных на развитие Российско-Таджикского (Славянского) университета, сформирован вектор российско-таджикского сотрудничества в сфере образования.

Цель. На основе изучения многолетнего опыта взаимодействия в сфере образования между Россией и Республикой Таджикистан и особенностей новой экономической реальности выявить наиболее адекватные современности формы международного сотрудничества, обосновав вектор их трансформации.

Задачи. Изучить истоки формирования и проанализировать реальность научно-образовательного взаимодействия между Россией и Таджикистаном. Обобщить и оценить опыт сотрудничества Российско-Таджикского (Славянского) университета (РТСУ) с российскими вузами. Обосновать наиболее адекватные современной экономической реальности формы международного сотрудничества в сфере образования и выявить вектор их дальнейшего развития в Республике Таджикистан. Методология. В исследовании применены: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнения   и группировки, эволюционный и исторический подходы.

Результаты. Исследование показало, что российско-таджикское сотрудничество в сфере образования имеет глубокие корни, базирующиеся на многолетней законодательной базе, что позволяет реально оценивать сложившиеся взаимоотношения между Россией и Республикой Таджикистан и выявлять перспективы их развития. Обобщение и адаптация имеющегося опыта позволили сформировать аргументированные позиции, способствующие повышению научно-образовательного уровня и улучшению профессиональных компетенций обучаемого состава, что направлено на социально-экономическое развитие двух дружественных стран. Проведенное исследование позволило сформировать следующие элементы научной новизны и практической значимости: теоретическая новизна состоит в обосновании необходимости интеграции деятельности образовательных организаций и выделении организационной структуры образовательной организации по типу организации, основанной на знаниях, в качестве предпочтительной в нестабильной социально-экономической среде; практическая значимость состоит в том, что предложен комплекс мероприятий, ориентированных на развитие РТСУ, и сформирован вектор развития образовательных организаций в условиях их международной интеграции.

Выводы. Научно-образовательное сотрудничество между Россией и Таджикистаном взаимовыгодно для каждой из сторон. Оценка сложившейся ситуации и обоснование предложений по дальнейшему развитию взаимосвязей между этими странами позволили выявить вектор их трансформаций. Для России и Таджикистана важна связь образования с изменениями, происходящими в каждой из стран. Поскольку эти изменения динамичны, то существенная роль должна отводиться непрерывному профессиональному образованию. Для более эффективной реализации непрерывного профессионального образования необходима работа по профориентации, что хорошо сочетается с дуальной системой образования, предусматривающей тесное сотрудничество с компаниями, а также развитие дополнительного профессионального образования, активно реагирующего на изменения рынка труда. Достижение положительных результатов возможно только в условиях активного развития современных компьютерных технологий, предусматривающих интерактивность, визуализацию, использование кейс-стадий, мини-исследований, проектной работы, а также возможность гибридного обучения. При таком подходе возрастает качество комплексных междисциплинарных исследований и разработок. Рекомендуется формирование организационной структуры образовательной организации по типу организации, основанной на знаниях, являющейся предпочтительной в нестабильной социально-экономической среде. Основой реализации предложений по дальнейшему развитию научно-образовательных взаимосвязей между Россией и Таджикистаном является социальное партнерство как инструмент регулирования социально-трудовых отношений.

Об авторах

А. А. Федченко
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Федченко Анна Александровна - профессор, доктор экономических наук.

Москва



Л. И. Борисова
Российско-Таджикский (Славянский) университет
Таджикистан

Борисова Любовь Ивановна - доцент, кандидат экономических наук.

Душанбе



Список литературы

1. Амонова Д. С. Основы формирования и развития управления трудом как целостной системой // Социально-экономические проблемы совершенствования системы управления трудом в Республике Таджикистан : материалы науч.-прак. конф. Душанбе : ГУ «НИИ труда, миграции и занятости населения РТ»: ТоРус, 2013. С. 21–28.

2. Баранников К. А., Ананин Д. П., Стрикун Н. Г. [и др.] Гибридное обучение: российская и зарубежная практика // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 33–69. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-2-33-69. EDN: SBPTHD

3. Ганиев Д. Т. Современное состояние и уровень использования человеческих ресурсов Республики Таджикистан // Рынок труда. 2014. № 4 (23). С. 37–43.

4. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования : коллективная монография / отв. ред. Е. В. Караваева. М. : Геоинфо, 2018. 240 с. ISBN 978-5-9908493-8-9. EDN: YNNVVB

5. Каримова И. Х., Хакимова Д. С. Русский язык — язык межнационального общения в Республике Таджикистан // Вестник Академии образования Таджикистана. 2019. № 1 (30). С. 9–12. EDN: CFXTAV

6. Кирьякова А. В., Каргапольцева Н. А., Белоновская И. Д., Дужников С. А. Университет как среда инновационных взаимодействий // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8–9. С. 115–124. DOI: 10.31992/0869-36172021-30-8-9-115-124. EDN: SZAQIA

7. Ковалева Г. П. Задачи российского образования в современных геополитических условиях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 4 (48). С. 5–13. DOI: 10.54509/22203036_2022_4_5. EDN: ABQCHI

8. Конькова А. А., Расулова Л. Н. Диагностика мотивации персонала компании, функционирующей на инфокоммуникационном рынке РТ // Проблемы управления человеческим развитием и молодежь : материалы респ. науч.-практ. конф. (Душанбе, 26–27 апреля 2012 г.). Душанбе : Ирфон. 2012. С. 97–99.

9. Лылова Е. В. Современные типы организационных структур и возможности их адаптации в сфере государственного управления // Вестник РУДН. Сер.: Государственное и муниципальное управление. 2018. Т. 5. № 3. С. 305–317. DOI: 10.22363/2312-8313-2018-5-3-305-317. EDN: TRHLOT

10. Мачхелян Г. Г. Актуальные проблемы перестройки системы образования в современной России // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 1. С. 47–60. DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_1_4_47_60. EDN: EUYVW

11. Перспективные формы организаций и организационной деятельности : сборник докладов научно-практической конференции / под ред. А. А. Стриженко. Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. Барнаул, 2015. 268 с. EDN: UUQIYL

12. Полевая М. В., Федченко А. А., Филимонова И. В., Вешкурова А. Б. Роль дополнительного профессионального образования в обеспечении потребностей современного рынка труда [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № s2. URL: https://esj.today/PDF/28FAVN223.pdf (дата обращения: 14.11.2023). EDN: MULFGT

13. Разумова Т. О., Телешова И. Г. Трансформация системы высшего образования: вызовы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 3. С. 338–349. DOI: 10.52180/19999836_2023_19_3_3_338_349. EDN: GGKNRO

14. Федорова И. Ю. Новые организационно-правовые формы (типы) организаций в бюджетном секторе экономики // Путеводитель предпринимателя. 2013. № 17. С. 267–280. EDN: PVKGWF

15. Яковлева Н. Г. Российское образование: глобальные и национальные вызовы формированию человеческого потенциала // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 1. С. 36–46. DOI: 10.52180/19999836_2023_19_1_3_36_46. EDN: GNWDCQ

16. McGrath S. Beyond aid Effectiveness: The Development of the South African Further Education and Training College Sector, 1994–2009 // International Journal of Educational Development. V. 30. No. 5, September 2010. P. 525–534.

17. Bardakci S., Yilmaz Y. Y., Avsaroglu M. D. Global Diffusion of Quality Assurance Research in Higher Education: A Study on Collaboration and Concepts // Higher Education Research & Development. 2023. DOI: 10.1080/07294360.2023.2253157 [Electronic resource]. URL: https://www.x-mol.net/paper/article/1700416670160146432 (accessed: 11.14.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Федченко А.А., Борисова Л.И. Опыт и перспективы развития российско-таджикского сотрудничества в сфере образования. ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика. 2024;18(1):48-59. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2024-01-48-59. EDN: BISYWJ

For citation:


Fedchenko A.A., Borisova L.I. Experience and Prospects for the Development of Russian-Tajik Cooperation in the Field of Education. EURASIAN INTEGRATION: economics, law, politics. 2024;18(1):48-59. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-2929-2024-01-48-59. EDN: BISYWJ

Просмотров: 431


ISSN 2073-2929 (Print)