Preview

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика

Расширенный поиск

Политика привлечения иностранных студентов странами Северо-Восточной Азии

EDN: OUCZMY

Аннотация

Актуальность. Вхождение в десятку ведущих стран мира по экспорту образования является одной из стратегических задач российского государства. Однако заявленный показатель в 710 тыс. иностранных студентов в 2025 г. пока далек от выполнения. В то же время есть страны, которые достаточно успешно решают сходные задачи. Сегодня государства Азиатско-Тихоокеанского региона составляют заметную конкуренцию странам — признанным лидерам в экспорте образования, поэтому их опыт в этой области заслуживает пристального внимания. Цель. Сравнительный анализ опыта рекрутинга иностранных студентов странами Северо-Восточной Азии — Японией, Южной Кореей и Китаем. Методология. Анализ вторичных источников, социологических и статистических данных с акцентом на зарубежных источниках. Результаты и выводы. Во всех трех странах ключевым фактором учебной миграции выступает интерес иностранной молодежи к их языку и культуре. При этом рекрутинг иностранных студентов — задача государственного уровня. Это «План по привлечению иностранных студентов» в Японии, Study Korea Project в Южной Корее, Study in China Plan в Китае. Работа по рекрутингу диверсифицирована и выстроена сверху вниз от национальных правительств через местные власти к университетам и бизнес-организациям. Ключевой проблемой выступает поиск баланса между количественными и качественными параметрами учебной миграции. Снижение требований на входе ведет к снижению качества образования. Начиная с 2010-х все страны предпринимают последовательные меры по упрощению процедуры трудоустройства иностранных выпускников, для решения проблем национальных рынков труда.

Об авторах

Е. К. Белая
Санкт-Петербургский государственный университет; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления)
Россия

Белая Екатерина Константиновна, ассистент кафедры корееведения Восточного факультета; преподаватель кафедры иностранных языков

Санкт-Петербург



М. А. Кашина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления)
Россия

Кашина Марина Александровна, профессор кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории стратегического планирования и евразийской интеграции СЗИУ РАНХиГС, доктор политических наук, доцент

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Бондаренко В. В., Володин В. М., Лескина О. Н., Юдина В. А. Повышение международной привлекательности российских вузов в условиях эпидемиологических угроз // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 4. С. 123–136. EDN: LKLOBJ. DOI: 10.21685/2072-3016-2021-4-13.

2. Вершинина И. А., Курбанов А. Р., Панич Н. А. Иностранные студенты в России: особенности мотивации и адаптации // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6 (106). С. 94–102. EDN: XGTBHX.

3. Корягина И. А., Королев Г. В. Академическая мобильность в меняющемся мире: российский опыт // Вопросы управления. 2019. № 2 (38). С. 170–181. EDN: QIMLOW. DOI: 10.22394/2304-3369-2019-2-170-18.

4. Краснова Г. А., Краснова А. А. Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов // Аккредитация в образовании. 2015. № 8 (84). С. 54–57. EDN: WBZDMJ.

5. Пацукевич О. В., Кулько Е. И. Государственная политика Китая в сфере экспорта образовательных услуг // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 1. С. 173–176. EDN: YTESND.

6. Пимонова С. А., Фомина Е. М. Повышение привлекательности российских вузов для иностранных студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 4 (116). С. 97–109. EDN: VNIMNW. DOI: 10.15826/umpa.2018.04.043.

7. Филиппов В. М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15, № 3. С. 203–211. EDN: VIOIKN.

8. Чан Д. В. Политика Республики Корея по привлечению иностранных студентов: пример российских студентов // Евразийский журнал региональных и политических исследований. 2024. № 3 (27). С. 39–43. EDN: OIKQSV. DOI: 10.47475/2587-8077-2024-27-3-39-43.

9. Шипилова М. А. Привлечение и удержание иностранных студентов в Японии: подходы экономической и миграционной политики // ДЕМИС. Демографические исследования. 2024. Т. 4, № 1. С. 146–162. EDN: VHQRUR. DOI: 10.19181/demis.2024.4.1.10.

10. Bae So Hyeon, Kim Hoi Soo. An Analysis on the International Students Recruitment and Management Policies in Korea // Chonnam National University Educational Issues Research Institute. 2014. Vol. 37. P. 67–89. (На корейском языке).

11. Becker G. S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. 1962. Vol. 70, No. 5, Part 2. P. 9–49. DOI: 10.1086/258724.

12. Hsueh Chia-Ming. Recruiting International Students with Technology: The Changing and the Unchanged // Current Issues in Comparative Education (CICE). 2018. Vol. 20, No. 2. P. 40–42. DOI: 10.52214/cice.v20i.11551.

13. Kim Hanna, Woo Hansol, Lee Seung-ho. A Comparative Study on Korean-Chinese-Japanese International Students Attraction Policy // Asian Journal of Education. 2016. Vol. 17, No. 4. P. 311–337. (На корейском языке). DOI: 10.15753/aje.2016.12.17.4.311.

14. Lyu Jiawen, Wei Yixiang, Zheng Xifan. An Analysis on Motivation of International Students Who Come to China for Higher Education // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. SEAA 2022. P. 844–852. DOI: 10.2991/978-2-494069-05-3_103.

15. Mincer J. Investment in Human Capital and Personal Income Distribution // Journal of Political Economy. 1958. Vol. 66, No. 4. P. 281–302. DOI: 10.1086/258055.

16. Nye J. S. Soft Power: The Evolution of a Concept // Journal of Political Power. 2021. Vol. 14, No. 1. P. 196–208. DOI: 10.1080/2158379X.2021.1879572.

17. Park Joo-hyun. Discussion on the Policy Direction and Future Tasks of Supporting “Employment-Settlement” of International Students in Korea: Based on the Implications of Japan’s System of Supporting Employment of International Students // Korea Journal of International Studies. 2023. No. 6. P. 1–10. (На корейском языке).

18. Schultz T. W. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy. 1960. Vol. 68, No. 6. P. 571–583. DOI: 10.1086/258393.

19. Wen Wen, Die Hu. International Student Education in China and its Connections with Local and Global Society // Centre for Global Higher Education Working Paper Series. 2023. Working Paper. No. 92. P. 1–24. DOI: 10.5287/ora-nbwr5agmr.

20. Zheng G., Li M. Development and Effects of Education for International Students in China // Society. Communication. Education. 2021. Vol. 12. No. 1. P. 71–81. DOI: 10.18721/JHSS.12107.

21. Ким Джи-ха. Исследование текущего состояния привлечения университетами иностранных студентов и управления ими // Korean Educational Development Institute. 2020. 240 p. URL: https://www.kedi.re.kr/khome/main/research/selectPubForm.do?plNum0=14164 . (На корейском языке).

22. Ко Хён-сок. Текущее состояние и дальнейшие задачи привлечения иностранных студентов // KCUE Higher Education Issue. 2024. No. 3. P. 1–8. URL: https://www.unipress.co.kr/news/articleView.html?idxno=10817 . (На корейском языке).


Рецензия

Для цитирования:


Белая Е.К., Кашина М.А. Политика привлечения иностранных студентов странами Северо-Восточной Азии. ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика. 2025;19(2):131-143. EDN: OUCZMY

For citation:


Belaia E.K., Kashina M.A. Policy of Attracting International Students of Northeast Asian Countries. EURASIAN INTEGRATION: economics, law, politics. 2025;19(2):131-143. (In Russ.) EDN: OUCZMY

Просмотров: 9


ISSN 2073-2929 (Print)