Политика привлечения иностранных студентов странами Северо-Восточной Азии
EDN: OUCZMY
Аннотация
Актуальность. Вхождение в десятку ведущих стран мира по экспорту образования является одной из стратегических задач российского государства. Однако заявленный показатель в 710 тыс. иностранных студентов в 2025 г. пока далек от выполнения. В то же время есть страны, которые достаточно успешно решают сходные задачи. Сегодня государства Азиатско-Тихоокеанского региона составляют заметную конкуренцию странам — признанным лидерам в экспорте образования, поэтому их опыт в этой области заслуживает пристального внимания. Цель. Сравнительный анализ опыта рекрутинга иностранных студентов странами Северо-Восточной Азии — Японией, Южной Кореей и Китаем. Методология. Анализ вторичных источников, социологических и статистических данных с акцентом на зарубежных источниках. Результаты и выводы. Во всех трех странах ключевым фактором учебной миграции выступает интерес иностранной молодежи к их языку и культуре. При этом рекрутинг иностранных студентов — задача государственного уровня. Это «План по привлечению иностранных студентов» в Японии, Study Korea Project в Южной Корее, Study in China Plan в Китае. Работа по рекрутингу диверсифицирована и выстроена сверху вниз от национальных правительств через местные власти к университетам и бизнес-организациям. Ключевой проблемой выступает поиск баланса между количественными и качественными параметрами учебной миграции. Снижение требований на входе ведет к снижению качества образования. Начиная с 2010-х все страны предпринимают последовательные меры по упрощению процедуры трудоустройства иностранных выпускников, для решения проблем национальных рынков труда.
Ключевые слова
Об авторах
Е. К. БелаяРоссия
Белая Екатерина Константиновна, ассистент кафедры корееведения Восточного факультета; преподаватель кафедры иностранных языков
Санкт-Петербург
М. А. Кашина
Россия
Кашина Марина Александровна, профессор кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории стратегического планирования и евразийской интеграции СЗИУ РАНХиГС, доктор политических наук, доцент
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Бондаренко В. В., Володин В. М., Лескина О. Н., Юдина В. А. Повышение международной привлекательности российских вузов в условиях эпидемиологических угроз // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 4. С. 123–136. EDN: LKLOBJ. DOI: 10.21685/2072-3016-2021-4-13.
2. Вершинина И. А., Курбанов А. Р., Панич Н. А. Иностранные студенты в России: особенности мотивации и адаптации // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6 (106). С. 94–102. EDN: XGTBHX.
3. Корягина И. А., Королев Г. В. Академическая мобильность в меняющемся мире: российский опыт // Вопросы управления. 2019. № 2 (38). С. 170–181. EDN: QIMLOW. DOI: 10.22394/2304-3369-2019-2-170-18.
4. Краснова Г. А., Краснова А. А. Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов // Аккредитация в образовании. 2015. № 8 (84). С. 54–57. EDN: WBZDMJ.
5. Пацукевич О. В., Кулько Е. И. Государственная политика Китая в сфере экспорта образовательных услуг // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 1. С. 173–176. EDN: YTESND.
6. Пимонова С. А., Фомина Е. М. Повышение привлекательности российских вузов для иностранных студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 4 (116). С. 97–109. EDN: VNIMNW. DOI: 10.15826/umpa.2018.04.043.
7. Филиппов В. М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15, № 3. С. 203–211. EDN: VIOIKN.
8. Чан Д. В. Политика Республики Корея по привлечению иностранных студентов: пример российских студентов // Евразийский журнал региональных и политических исследований. 2024. № 3 (27). С. 39–43. EDN: OIKQSV. DOI: 10.47475/2587-8077-2024-27-3-39-43.
9. Шипилова М. А. Привлечение и удержание иностранных студентов в Японии: подходы экономической и миграционной политики // ДЕМИС. Демографические исследования. 2024. Т. 4, № 1. С. 146–162. EDN: VHQRUR. DOI: 10.19181/demis.2024.4.1.10.
10. Bae So Hyeon, Kim Hoi Soo. An Analysis on the International Students Recruitment and Management Policies in Korea // Chonnam National University Educational Issues Research Institute. 2014. Vol. 37. P. 67–89. (На корейском языке).
11. Becker G. S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. 1962. Vol. 70, No. 5, Part 2. P. 9–49. DOI: 10.1086/258724.
12. Hsueh Chia-Ming. Recruiting International Students with Technology: The Changing and the Unchanged // Current Issues in Comparative Education (CICE). 2018. Vol. 20, No. 2. P. 40–42. DOI: 10.52214/cice.v20i.11551.
13. Kim Hanna, Woo Hansol, Lee Seung-ho. A Comparative Study on Korean-Chinese-Japanese International Students Attraction Policy // Asian Journal of Education. 2016. Vol. 17, No. 4. P. 311–337. (На корейском языке). DOI: 10.15753/aje.2016.12.17.4.311.
14. Lyu Jiawen, Wei Yixiang, Zheng Xifan. An Analysis on Motivation of International Students Who Come to China for Higher Education // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. SEAA 2022. P. 844–852. DOI: 10.2991/978-2-494069-05-3_103.
15. Mincer J. Investment in Human Capital and Personal Income Distribution // Journal of Political Economy. 1958. Vol. 66, No. 4. P. 281–302. DOI: 10.1086/258055.
16. Nye J. S. Soft Power: The Evolution of a Concept // Journal of Political Power. 2021. Vol. 14, No. 1. P. 196–208. DOI: 10.1080/2158379X.2021.1879572.
17. Park Joo-hyun. Discussion on the Policy Direction and Future Tasks of Supporting “Employment-Settlement” of International Students in Korea: Based on the Implications of Japan’s System of Supporting Employment of International Students // Korea Journal of International Studies. 2023. No. 6. P. 1–10. (На корейском языке).
18. Schultz T. W. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy. 1960. Vol. 68, No. 6. P. 571–583. DOI: 10.1086/258393.
19. Wen Wen, Die Hu. International Student Education in China and its Connections with Local and Global Society // Centre for Global Higher Education Working Paper Series. 2023. Working Paper. No. 92. P. 1–24. DOI: 10.5287/ora-nbwr5agmr.
20. Zheng G., Li M. Development and Effects of Education for International Students in China // Society. Communication. Education. 2021. Vol. 12. No. 1. P. 71–81. DOI: 10.18721/JHSS.12107.
21. Ким Джи-ха. Исследование текущего состояния привлечения университетами иностранных студентов и управления ими // Korean Educational Development Institute. 2020. 240 p. URL: https://www.kedi.re.kr/khome/main/research/selectPubForm.do?plNum0=14164 . (На корейском языке).
22. Ко Хён-сок. Текущее состояние и дальнейшие задачи привлечения иностранных студентов // KCUE Higher Education Issue. 2024. No. 3. P. 1–8. URL: https://www.unipress.co.kr/news/articleView.html?idxno=10817 . (На корейском языке).
Рецензия
Для цитирования:
Белая Е.К., Кашина М.А. Политика привлечения иностранных студентов странами Северо-Восточной Азии. ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика. 2025;19(2):131-143. EDN: OUCZMY
For citation:
Belaia E.K., Kashina M.A. Policy of Attracting International Students of Northeast Asian Countries. EURASIAN INTEGRATION: economics, law, politics. 2025;19(2):131-143. (In Russ.) EDN: OUCZMY

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.