К вопросу о правовом статусе морских автономных аппаратов
Аннотация
Современный этап развития мировой цивилизации характеризуется прорывом в научно-технологической сфере. В настоящее время национальные правительства делают ставку на использование беспилотной навигации в современной морской индустрии. Вместе с тем центральной проблемой здесь является полное отсутствие соответствующего нормативно-правового обеспечения эксплуатации безэкипажных морских аппаратов различного назначения, приводящее в условиях установленного правового режима Мирового океана к неизбежным конфликтам между субъектами международного права.
На основе анализа правовых норм международного и национального морского законодательства автор приходит к выводу о необходимости унификации терминологии и понятийного аппарата, регламентирующих правовой статус и эксплуатацию морских судов без экипажей в различных категориях морских пространств, с целью разрешения диалектического противоречия, возникающего в условиях эволюционного перехода от традиционного мореплавания к технологиям беспилотной навигации.
Об авторе
В. Г. БеляковРоссия
Беляков Владислав Геннадьевич, доцент кафедры международного и гуманитарного права Северо-Западного института управления
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Арбитраж Южно-Китайского моря (Республика Филиппины против Китайской Народной Республики) // [Электронный ресурс] https://pca-cpa.org/en/cases/7/ (дата обращения: 20.11.2020).
2. Ганюшкина Е. Б. Морские суда без экипажа и действующий режим морских пространств // Сборник научных докладов / под редакцией В. Н. Гуцуляка. М. : Юридический институт РУТ (МИИТ), 2020. 41 с.
3. Гуцуляк В. Н. О правовых и социальных проблемах использования морских судов без экипажей // Сборник научных докладов / под редакцией В. Н. Гуцуляка. М. : Юридический институт РУТ (МИИТ), 2020. 41 с.
4. Колодкин А. Л., Гуцуляк В. Н., Боброва Ю. В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М. : Статут, 2007. 637 с.
5. D. Actuv. Anti-Submarine Warfare (ASW) Continuous Trail Unmanned Vessel (ACTUV) “Sea Hunter,” Nav. Drones., 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.navaldrones.com/ACTUV.html (дата обращения: 20.11.2020).
6. L. Daguang, J. Can. Unmanned Vehicle: A New Weapon on the Sea in the Future, Lib. Army Dly. February 2, 2014. (in Chinese)
7. Michael N. Schmitt, David S. Goddard International Law and the Military Use of Unmanned Maritime Systems: International Review of the Red Cross (2016), 98 (2). Pp. 567–592.
8. Robert Veal, Michael Tsimplis, Andrew Serdy. The Legal Status and Operation of Unmanned Maritime Vehicles, Ocean Development & International Law (2019) [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1080/00908320.2018.1502500 (дата обращения: 20.11.2020).
9. Shukai Zhang et al. The Development and Prospects of Unmanned Maritimevehicles. World Shipp 9 (2015). (in Chinese)
10. Stephanie Showalter. The Legal Status of Autonomous Underwater Vehicles [Электронный ресурс] // The Marine Technology Society Journal. Spring, 2004. V. 38. No. 1. Pp. 80–83. URL: https://www.researchgate.net/publication/245448608 (дата обращения: 20.11.2020).
11. Y.-C. Chang et al. The International Legal Status of the Unmanned Maritime Vehicles [Электронный ресурс] // Marine Policy 113 (2020) 103830. URL: http://www.elsevier.com/locate/marpol (дата обращения: 20.11.2020).
Рецензия
Для цитирования:
Беляков В.Г. К вопросу о правовом статусе морских автономных аппаратов. ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика. 2021;14(1):62-67. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2021-01-62-67
For citation:
Belyakov V.G. On the Issue of the Legal Status of the Marine Autonomous Vehicles. EURASIAN INTEGRATION: economics, law, politics. 2021;14(1):62-67. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-2929-2021-01-62-67