
Издание входит в Перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России, в котором должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим специальностям:
5.2.1. Экономическая теория (экономические науки);
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика (экономические науки);
5.2.5. Мировая экономика (экономические науки);
5.1.5. Международно-правовые науки (юридические науки);
5.5.2. Политические институты, процессы, технологии (политические науки),
5.5.3. Государственное управление и отраслевые политики (политические науки);
5.5.4. Международные отношения, глобальные и региональные исследования (политические науки)
Текущий выпуск
ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ГЛАВНОЕ 
Статья посвящена анализу когнитивного аспекта информационно-психологического противоборства на евразийском пространстве, а также изучению эволюции идей, которые в настоящее время принято обозначать термином «информационно-психологическое и когнитивное противоборство».
Цель. Выявить специфику обеспечения евразийской безопасности в ракурсе концепции информационно-психологического и когнитивного противоборства.
Задачи. Определить теоретические источники концепции информационно-психологического противоборства. Проанализировать роль современных информационно-коммуникационных технологий и их теоретического осмысления в становлении концепции информационно-психологического противоборства. Определить предметные границы современной концепции информационно-психологического противоборства.
Методология. В исследовании применены как общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, так и ряд специальных методов и подходов: сравнительный анализ, методология критической геополитики, контент-анализ, информационный и исторический подходы.
Результаты. Исследование показало, что на становление современной концепции информационно-психологического и когнитивного противоборства значительное влияние оказали теоретико-прикладные исследования, связанные с осмыслением роли психологических операций и применения специальных средств воздействия на психику человека в современных военных конфликтах, а также научные разработки в сфере изучения современных методов манипуляции и пропаганды, расширения арсенала средств гибридных конфликтов, випонизации цифровых технологий, возникновения новых измерений международных конфликтов.
Объект. Информационно-психологическая и когнитивная безопасность как самостоятельное направление обеспечения глобальной безопасности на евразийском пространстве.
Предмет. Системы и инструменты формирования общественного мнения, особенности восприятия человеком информации, а также весь спектр методов и средств воздействия на общественное мнение и психику отдельного человека в мирное время и в условиях боевых действий с применением специальных информационных и психологических операций стратегического, тактического, оперативного уровня, а также инструментов мягкой силы.
Выводы. Сегодня все больше государств мира уделяют повышенное внимание вопросам обеспечения информационно-психологической безопасности. Стремление постсоветских государств сохранить политические, экономические и социокультурные связи, наработанные в период жизни в едином государстве, в рамках новых интеграционных форматов, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, все чаще сталкивается с проблемой выбора вектора внешнеполитического курса. Поэтому объединение национальных интересов и коллективных усилий по выработке и концептуализации единого подхода к обеспечению информационно-психологической безопасности на уровне основных евразийских форматов сотрудничества, таких как ЕАЭС, ОДКБ и ШОС, является приоритетной задачей в современных конфликтных реалиях мировой политики.
ЭКОНОМИКА 
Современные геоэкономические и геополитические процессы создают необходимость в переосмыслении интеграционного взаимодействия между республиками бывшего СССР, ныне — суверенными странами. Это связано не только со стремительно усиливающейся нестабильностью мировой финансовой системы, ростом торгово-экономических противоречий между странами, но и с возможностью использования прежнего опыта межреспубликанского промышленно-технологического и интеллектуального сотрудничества для достижения целей экономического развития.
Цель и задачи. Определить основные контуры технологического и экономического взаимодействия между бывшими республиками СССР в новых геоэкономических и геополитических условиях.
Методы. Использованы методы эмпирического и статистического анализа, системности, принципов научной дискуссии, диалектических методов познания, таких как единство исторического и логического, принципа восхождения от единичного к общему и обратно (индукции и дедукции), принципа взаимосвязи качественных и количественных характеристик, единства анализа и синтеза.
Результаты. Определены особенности траектории экономического развития бывших советских республик, установлены основные проблемы, связанные с переходом к «свободной рыночной экономике», такие как падение темпов экономического роста, сокращение численности населения, значительная внешняя задолженность, «голландская болезнь» и деиндустриализация экономики. Проанализированы попытки поиска новых решений по укреплению своего экономического суверенитета, предпринимаемые некоторыми странами — бывшими республиками СССР.
Выводы. Необходимость разработки новой экономической политики в странах бывшего СССР диктуется не только усилением нестабильности во внешней э кономической среде и необходимостью укрепления их национальных экономик, но также потерей экономической самостоятельности и накоплением проблем в условиях построения «рыночной экономики». Требуются значительные усилия по восстановлению экономики бывших республик СССР. Стратегическим направлением становится реиндустриализация экономики, то есть восстановление утраченного экономического потенциала на новой промышленно-технологической основе. Для успешной реализации цели усиления экономического суверенитета большое значение имеет объединение научно-интеллектуального и образовательного потенциала бывших республик СССР и создание общего технологического пространства. Это с неизбежностью приведет к формированию новой системы международного разделения труда на постсоветском пространстве, что является основным признаком рыночной экономики.
Регионализация, частным случаем которой является формирование интеграционных объединений, — естественный способ экономического развития большинства стран мира. Участие в интеграции позволяет странам лучше решать проблемы социально-экономического развития и политической координации. Устойчивость интеграционных объединений имеет ключевое значение для их успешности. Интеграционным объединениям свойственны процессы конвергенции и дивергенции, которые отражаются в неравенстве подушевых доходов стран-участниц.
Цель. Исследовать особенности и перспективы социально-экономической конвергенции государств ЕАЭС, их партнеров по торговой либерализации, а также в рамках основных интеграционных процессов в Евразии.
Задачи. Изучить устойчивость межгосударственного сотрудничества внутри ЕАЭС и в рамках стратегических контуров, формируемых соглашениями о зонах свободной торговли ЕАЭС на основе выявления конверг ентных и дивергентных трендов. Провести сравнительный анализ евразийской интеграции с развитием Европейского союза и АСЕАН.
Методология. Оценить уровень и динамику неравенства доходов государств ЕАЭС и выборок государств, с которыми у ЕАЭС есть соглашения о зонах свободной торговли, — СНГ, Сербии, Вьетнама, Ирана и Сингапура, а также государств, с которыми заключение таких соглашений планируется в ближайшее время, — список включает Египет, Израиль и Индию, на основе индекса Джини, используя в качестве сопоставительных параметров аналогичные показатели Европейского союза и АСЕАН. Использовать расчеты для интерпретации процессов конвергенции и дивергенции интеграционных процессов разного типа.
Результаты. Расчеты показали в целом значимый интерпретационный потенциал межгосударс твенного индекса Джини. Частные итоги исслед ования показали, что ЕАЭС имеет уровень конвергенции, сопоставимый с уровнем ЕС до присоединения большого массива государств в 2004 г. Уровень конвергенц ии СНГ, оцененный с помощью индекса Джини, сопоставим с текущим уровнем Европейского союза. Выявлено также, что и в ЕС, и в СНГ снижение неравенства на выбранном и нтервале анализа не имеет четкой перспективы. Расчеты также показали, что конвергенция государств в рамках ЕАЭС и его стратегических контуров чувствительна к внешним шокам, в то время как конвергенция государств АСЕАН является более направленной.
Выводы. Используемый авторами подход к оценке конвергенции интеграционных процессов с расчета межгосударственного индекса Джини с достаточной полнотой об ъясняет причины успешного развития ЕАЭС и его устойчивости. В то же время применение межгосударственного индекса Джини для анализа конвергенции и дивергенции интеграционных процессов позволило сделать вывод о разнотипности моделей интеграции государств Глобального Севера и Глобального Юга.
В статье рассматривается развитие экономического сотрудничества и торгового обмена между Россией и Египтом за последние десять лет. Анализируются важнейшие совместные проекты России и Египта на уровне государственного и частного секторов, а также важнейшие препятствия для расширения сферы экономического сотрудничества и торгового обмена на уровне частного сектора между египетской и российской сторонами.
Цель. Исследование направлено на мониторинг различных форм экономического сотрудничества между Египтом и Россией, поскольку история этих отношений насчитывает более двух столетий, и в настоящее время Россия считается одной из самых сильных экономик, входит в десятку сильнейших экономик мира согласно последнему отчету Международного валютного фонда, а также является сильнейшей экономикой Евразийского союза.
Задачи. Анализ наиболее важных экономических проектов в различных секторах, таких как сельское хозяйство и торговля продовольствием, транспорт, свободные зоны, энергетика и военное сотрудничество, туризм между Египтом и Российской Федерацией в период с 2014 г. по настоящее время, определение степени эффективности этих совместных проектов и факторов, способствующих повышению эффективности реализации этих проектов и их экономической целесообразности. Исследовать межкультурные барьеры, препятствующие установлению более тесных контактов между частным бизнесом обеих сторон.
Методология. В данной работе с помощью методов логического и статистического анализа были выявлены факторы, способствующие эффективности экономического и инвестиционного взаимодействия, используемые при реализации проектов, направленных на двустороннее развитие на государственном уровне. Также были отмечены проблемы, возникающие на уровне взаимодействия частных секторов экономики обеих стран.
Результаты. Исследование показало, что экономические проекты между Египтом и Российской Федерацией на правительственном уровне (правительства, агентства, компании и государственные учреждения) пока можно считать удовлетворительными, тем более что они охватывают различные сектора, которые считаются основными для египетской экономики в целях достижения устойчивого развития, к которому она стремится, но, наоборот, для частного сектора она все еще неудовлетворительна и очень мала из-за группы межкультурных препятствий, которые, по нашему мнению, возможно преодолеть.
Выводы. Целесообразно рассмотреть аспекты сотрудничества между Египтом и Россией в более широком и всестороннем масштабе, чем сейчас, и использовать возможности, имеющиеся на уровне государственного сектора, в масштабе ЕАЭС. Что касается торгового сотрудничества на уровне частного сектора, то необходимо разработать план увеличения объемов товарооборота между странами Евразийского сотрудничества с Египтом и было бы полезно заручиться в этом поддержкой государственных органов стран ЕАЭС.
В статье рассматриваются особенности организации санаторно-курортных комплексов Российской Федерации и стран — участниц Содружества Независимых Государств (СНГ). Отмечено положительное влияние развития систем санаторно-курортного обслуживания населения на сохранение и развитие человеческого капитала. Авторами анализируются возможности и тенденции развития лечебно-оздоровительного, в том числе санаторно-курортного туризма в России и на территории стран — участниц СНГ.
Цель. Определить потенциал и перспективные направления развития лечебно-оздоровительного туризма (в том числе санаторного и медицинского) на евразийском пространстве.
Задачи. Рассмотреть этапы развития лечебно-оздоровительного туризма (в том числе оздоровительного, санаторно-курортного и медицинского) в России и странах — участницах СНГ, изучить современное состояние санаторно-курортного комплекса и природных лечебных ресурсов в России и странах — участницах СНГ, проанализировать туристские потоки на евразийском пространстве.
Методы. При проведении исследования использовались статистические данные, полученные из открытых источников, таких как Единая межведомственная информационно-статистическая система, официальный сайт Федерального агентства по туризму, официальные сайты государственных органов стран — участниц Содружества Независимых Государств и др. ист очники. Для обработки полученных исходных данных были использованы стандартные научные методы анализа и синтеза, экспертно-аналитический, структурно-логический, методы моделирования и прогнозирования.
Результаты. Исследование показало, что для интеграции в сфере лечебно-оздоровительного и санаторно-курортного туризма нам представляется целесообразным создание единого информационного портала, объединяющего информацию о природных лечебных ресурсах, санаторно-курортных организациях, их профиле, материально-технической базе и условиях размещения (возможно с функцией бронирования). Это позволит создать информационно-технологическую основу для дальнейшей интеграции в рассматриваемой области. В рамках этого же направления авторы рекомендуют принятие мер по гармонизации форм и порядка получения документов для санаторно-курортного лечения (санаторно-курортных карт), в том числе электронных. В связи с тем, что при условии дальнейшего развития интеграционных процессов в рассмотренной сфере остро встанет вопрос кадрового обеспечения, авторы предлагают разработать сетевые магистерские программы по организации и управлению лечебно-оздоровительным туризмом (включая медицинский туризм и санаторно-курортный туризм), реализуемые на базе университетов стран — участниц Содружества Независимых Государств. При этом предполагается включить в компетенции сетевых магистерских программ такие компетенции, как знание профилей санаториев, природных лечебных ресурсов, курортологии, умение использовать в работе цифровые платформы.
Выводы. В период «постнормальности» под воздействием антироссийской санкционной политики «коллективного Запада» возникают предпосылки для более тесной интеграции стран СНГ в сфере лечебно-оздоровительного (в том числе оздоровительного, санаторно-курортного и медицинского) туризма. В целях содействия интеграционным процессам предлагается создание единой цифровой платформы, унификация информационно-технологического сопровождения, а также развитие сетевых образовательных программ по подготовке специализированных кадров.
В современных внешнеэкономических условиях развитие контейнерных перевозок по системе международных транспортных коридоров на евразийском пространстве является одним из ключевых аспектов совершенствования национального транспортного комплекса и обеспечения экономической устойчивости субъектов Российской Федерации. Объектом исследования является сегмент рынка контейнерных перевозок в грузовом сообщении «Азия — Европа», предмет исследования — оценка целесообразности диверсификации путей доставки контейнеров на евразийском пространстве.
Цель. Рассмотреть возможности российской транспортной системы при перестройке цепей поставок и интенсификации контейнерных перевозок по международному транспортному коридору «Запад — Восток».
Задачи. Выявить составляющие повышения конкурентоспособности контейнерной системы РФ; определить основные маршруты системы МТК «Запад — Восток»; произвести статистический анализ данных по контейнерным перевозкам в РФ; выполнить сравнительный анализ контейнерных перевозок по МТК «Запад — Восток» и по альтернативным маршрутам в сообщении «Ази я — Европа».
Методология. Были собраны данные об основных маршрутах МТК «Запад —Восток» систем Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Евразийского банка развития (ЕАБР), Дирекции международных транспортных коридоров (ДМТК), Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ), Центра Экономики инфраструктуры (ЦЭИ).
Результаты. Проведено исследование релевантных маршрутов контейнерных перевозок российских грузов при современной отраслевой конъюнктуре, а также рассмотрение основных преимуществ диверсификации путей доставки контейнерных грузов в сообщении «Азия — Европа».
Выводы. Востребованность маршрутов контейнерных перевозок по МТК «Запад — Восток» возросла параллельно с процессом переориентации грузопотоков. Диверсификация путей доставки контейнеров позволяет значительно сократить время выполнения транспортных операций, а также стимулирует развитие национальной транспортной системы.
Статья посвящена российско-китайскому туристическому сотрудничеству как перспективному направлению в развитии отношений между РФ и КНР. В статье рассматривается состояние развития российско-китайского туристического взаимодействия, раскрываются факторы, привлекающие китайских туристов в Россию, говорится о тенденции роста интереса китайцев к российским туристическим направлениям. В работе уделено внимание важности российско-китайских туристических форумов, проводимых каждый год, а также значимости офиса по туризму Visit Russia. В ней говорится об успешной работе российской туристической ассоциации «Мир без границ» и Китайской ассоциации туристических компаний. Раскрывается ряд нерешенных проблем в развитии туристической индустрии России и Китая, а также указаны меры, принятые правительствами и России, и Китая, приведшие к активности в развитии российско-китайского двустороннего туризма. Рассматриваются перспективность в развитии туризма России и Китая, а также меры по восстановлению туристической отрасли после пандемии Covid-19.
Цель. Исследовать состояние и развитие туристического сотрудничества между двумя странами — РФ и КНР на современном этапе.
Задачи. Проанализировать состояние развития российско-китайского сотрудничества в туристической отрасли на современном этапе, выявить особенности и проблемы, выяснить возможности российского рынка туризма, ориентированного на китайских туристов, и возможные пути развития туристического взаимодействия между Россией и Китаем.
Методология. В данной работе применялись эмпирические методы (сравнительный анализ), теоретические методы исследования (дедукция). Также использовался метод исторического анализа, общелогические и статистические методы.
Результаты. В ходе изучения была выявлена огромная значимость взаимодействия между Россией и Китаем в туристической отрасли двух держав. Это сотрудничество способствует росту доходов местного населения вследствие создания большого количества новых рабочих мест, улучшению коммуникационной и информационной инфраструктуры и повышению уровня вовлеченности стран в глобализационные процессы.
Выводы. Роль и значение туристического сотрудничества России и Китая, а также развитие российской и китайской экономики в ХХI в. огромны. И в этом, по нашему мнению, заслуга как российского, так и китайского руководства, поддерживающих развитие партнерских отношений в туристической отрасли.
ПРАВО 
В статье оценивается целесообразность введения гражданско-правовой охраны личного пространства, по существу — единого права, на основании которого могут получить защиту все личные интересы.
Цель. Предложить и обосновать концепцию гражданско-правовой охраны личного пространства посредством единого субъективного права.
Задачи. Представить доводы в пользу закрепления единого личного права, предложить понятие личного пространства как охраноспособного блага, обсудить возможные возражения, показать преимущества единого легального режима.
Методология. Общенаучные методы и специальные методы: принятые в аналитической юриспруденции приемы толкования; сравнительное правоведение; оценка гражданского законодательства, исходя из его понимания как способа гармонизации частных интересов.
Результаты. Представление о личном пространстве (личных границах) приобретает в сознании российских граждан устойчивые очертания. При этом действующее право предоставляет охрану таким интересам только в предусмотренных законом случаях. Вместе с тем введение охраноспособности всех личных интересов по умолчанию вне легального режима было бы неэффективным решением. Автор предлагает свою теорию личного пространства как юридической категории. Закрепление единого личного права в законе не только обеспечит защитой выраженные в нем интересы, но и позволит определить признаки охраноспособности, оговорить изъятия из охраны, упростит отказ в защите в случаях злоупотребления правом.
Выводы. Развитие гражданского законодательства все более отстает от потребностей граждан в охране личных интересов. Автор призывает закрепить в законе единое личное право. Решающим критерием должен стать уровень выраженности ожиданий в таком праве субъектов регулируемых отношений, т. е. граждан России, а не степень распространения такой нормы в других юрисдикциях.
Настоящее исследование направлено на изучение актуальных тенденций развития международно-правового регулирования применения беспилотных технологий на железнодорожном транспорте, связанных с внедрением цифровых сервисов и технологий Индустрии 4.0 как в транспортно-логистическую экосистему России, так и в региональные международные транспортные системы.
Цель. Определить уровень разработанности и эффективности существующего массива нормативно-правовых норм, регламентирующих применение беспилотных технологий на железнодорожном транспорте в рамках ЕАЭС.
Задачи. Анализ существующего массива нормативно-правовых актов, регламентирующих указанную сферу, выявление лакун в существующей регламентации беспилотных технологий на железнодорожном транспорте.
Методология. В настоящей работе с помощью метода сравнительно-правового анализа и формально-юридического метода поведен анализ существующего правового регулирования применения беспилотных технологий на железнодорожном транспорте в рамках ЕАЭС, определены существующие пробелы в законодательстве и указаны основные направления его развития для создания нормативной базы, позволяющей эффективно регулировать внедрение и эксплуацию беспилотных технологий на железных дорогах Евразийского экономического союза.
Результаты. Исследование показало, что в настоящее время правовая регламентация беспилотных технологий на железнодорожном транспорте находится на начальном этапе развития. Существующая нормативная база регламентирует автоматизарованные и дистанционные технологии управления железнодорожным транспортом в недостаточной мере, в то время как уровень развития технологий в железнодорожной сфере позволяет внедрять беспилотные локомотивы для повышения уровня конкурентоспособсности отрасли. С учетом происходящих интеграционных процессов и высокого уровня сопряженности транспортно-логистических систем стран — участниц ЕАЭС разработка единого правового регламентирования использования беспилотных технологий на железной дороге должна происходить на международном уровне в рамках Евразийского экономического союза. Тем более что технические регламенты, определяющие требования к безопасной эксплуатации подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры, в настоящее время разрабатываются и действуют на уровне ЕАЭС. Опыт создания единого подхода к техническим требованиям в отрасли является позитивной основой для формирования регламентирования внедрения инноваций, отвечающих уровню технологического уклада Индустрии 4.0.
Выводы. Основными направлениями развития правовой регламентации применения безлюдных технологий должы стать обеспечение безопасности применения беспилотных технологий путем установления критериев к их оценке, системы тестирования и сертификации, а также разработка принципов ответственности за ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в процессе перевозки, связанный с ошибкой, неисправностью или несовершенством такого рода технологий.
В условиях развития и расширения Евразийского экономического союза, динамически развивающейся системы интеграционных взаимоотношений на евразийском пространстве и прекращения экономической интеграции России на пространстве Европейского союза, регулирование института трансграничного банкротства в праве ЕАЭС приобретает особую актуальность. Все это требует подробного рассмотрения вопросов, посвященных источникам правового регулировании несостоятельности (банкротства) с иностранным элементом на территории ЕАЭС.
Цель. Раскрыть основные проблемы правового регулирования трансграничной несостоятельности в Евразийском регионе.
Задачи. Предлагается рассмотреть модели регулирования трансграничной несостоятельности с учетом доктринальных подходов, используя опыт регулирования трансграничной несостоятельности Европейского союза — разработанный Регламент Европейского союза № 2015/848 от 20.05.2015 о производстве по делам о несостоятельности, типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности, проанализировать актуальность рассмотренных источников права, представить базовые элементы концепции развития регулирования трансграничной несостоятельности в ЕЭАС.
Методология. Используемые методы: теоретические методы ретроспективного и перспективного анализа, системный подход, компаративная оценка, синтез, сравнительно-общеправовой метод, индукция, дедукция, абстрагирование, социологический метод, а также кейс-метод. Результаты. Предлагаемый подход путем исследования сложившейся международной практики регулирования дел о несостоятельности с иностранным элементом, сравнения законодательства о банкротстве стран ЕАЭС, тенденций современной международной экономической и политической ситуации позволит решить проблемы формирования источников правового регулирования трансграничных банкротств на территории стран ЕАЭС, создания евразийского института трансграничной несостоятельности смешанной модели при экзекватурном признании банкротств с иностранным элементом по образцу Типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности 1997 г., порядка применимого права и определения международной подсудности по образцу, предлагаемому Регламентом Европейского союза № 2015/848 от 20.05.2015.
Выводы. Наличие понятных, прозрачных актов регулирования трансграничных банкротств на территории ЕЭАС в целом, а не в рамках локальных явлений отдельных судопроизводств несостоятельности с иностранным элементом на территория отдельных государств — членов интеграционного объединения является залогом уверенности инвесторов и, как результат, распространения прямых иностранных инвестиций, открытия рынков для капитала, развития многонациональных предприятий, подъема экономики в странах, входящих в объединение, а также роста привлекательности ЕАЭС для новых стран-участников.
ПОЛИТИКА 
В статье рассматриваются мероприятия, проводимые китайскими властями и направленные на борьбу с изменением климата на планете. Выделяются три направления: смягчение последствий климатических изменений, адаптация к изменениям климата и международное сотрудничество.
Цель. Цель — рассмотреть процессуальную составляющую климатической политики Китая.
Методы. Использовался системный подход, вторичный анализ данных по теме исследования, обобщение, синтез, методы сравнения и хронологии.
Результаты. В работе в хронологическом порядке описаны важные события из истории принятия руководством Китая решений по реализации климатической политики. Рассмотрены мероприятия в области климата, проводимые Пекином по трем направлениям — митигации, адаптации и международного сотрудничества. В области смягчения последствий изменения климата все меры сводятся к увеличению доли возобновляемых источников энергии в общей выработке энергии, переходу с угля на природный газ, строительству новых атомных электростанций, стимулированию активного использования энергосберегающих транспортных средств, увеличению площадей лесных насаждений, развитию «зеленого» финансирования и системы торговли квотами на выбросы углерода и т. п. Среди мероприятий по адаптации к изменению климата следует выделить создание комплексной системы метеорологических наблюдений, реализацию проектов по регулированию и распределению водных ресурсов, строительство экспериментальных городов, информационную поддержку населения по вопросам изменения климата. Китай является участником многих международных мероприятий, посвященных вопросам климатических изменений, в том числе в роли инвестора, а также заключает двусторонние и многосторонние соглашения по рассматриваемому вопросу, в том числе с ЕАЭС и РФ.
Выводы. Преобладающим направлением является смягчение последствий изменения климата. В основном мероприятия направлены на снижение эмиссии парниковых газов. Связано это с необходимостью обеспечения энергетической и экологической безопасности КНР. В настоя щее время КНР признается одним из лидеров в области развития низкоуглеродной экономики. Однако для достижения цели по установлению углеродной нейтральности к 2060 г. стране следует перейти на путь «зеленого» развития, то есть увеличить долю возобновляемых источников энергии и атомной энергетики в общей выработке энергии и постепенно отказываться от использования угля, нефти и газа.
Настоящее исследование посвящено анализу процесса становления на уровне ОДКБ системы коллективных действий по обеспечению информационно-психологической безопасности.
Цель. Обосновать актуальность формирования системы обеспечения информационно-психологической безопасности на уровне ОДКБ.
Задачи. Выявить информационно-психологический компонент в стратегии обеспечения коллективной безопасности ОДКБ, проанализировать практические шаги на уровне ОДКБ в области противодействия деструктивному информационному воздействию, определить нормативно-правовые, политические и организационные предпосылки формирования системы коллективной информационно-психологической безопасности ОДКБ.
Методология. В исследовании автором использованы общенаучные методы анализа и синтеза. Также были применены специальные методы: сравнительный анализ, информационный подход, неоинституциональный подход, критический дискурс-анализ и контент-анализ.
Результаты. Исследование показало, что вопросам противодействия деструктивному информационному воздействию уделяется значительное внимание в стратегических документах ОДКБ и ряде модельных законов, принятых Парламентской Ассамблеей ОДКБ, кроме того, актуальность данных вопросов подчеркивается в совместных заяв лениях по итогам встреч в разных форматах. Термин «информационно-психологическая безопасность» в официальных документах ОДКБ не используется. В настоящее время вопросы, относящиеся к сфере и информационно-психологической безопасности, концептуально включены в общий перечень задач в области обеспечения информационной безопасности. Особое внимание уделено противодействию злонамеренному идеологическому и психологическому влиянию в сети Интернет.
Сегодня основными субъектами практической деятельности в области обеспечения информационной безопасности ОДКБ, в том числе в сфере п ротиводействия деструктивному информационному воздействию, выступают силовые структуры государств-членов, реализующие специальные операции в информационном пространстве. Однако с учетом ускорения процессов цифровизации в странах — участницах ОДКБ и медиапредпочтений граждан эффективность подобных мероприятий вряд ли способна качественно изменить ситуацию. Именно поэтому на уровне ОДКБ необходимо создать целостную систему обеспечения информационно-психологической безопасности.
Выводы. В современных условиях глобальной конкуренции, резко обострившейся после начала специальной военной операции России на территории Украины в феврале 2022 г., особую актуальность приобретает формирование на уровне ОДКБ единой системы коллективных действий, обеспечивающих, с одной стороны, надежную защиту от целенаправленного злонамеренного влияния в информационной среде, а с другой — формирующих позитивную мировоззренческую и информационную повестку общности исторического пути развития, единства экономических и геополитических задач, решение которых позволит максимально эффективно реализовать национальные приоритеты развития и обеспечить коллективную безопасность стран-участниц в современном мире.
В условиях глобального кризиса современного мироустройства нация-государство перестает быть формой, адекватной глобализирующемуся миру, трансформируясь в корпорации-государства, с одной стороны, и в государства-цивилизации, с другой. Это объективно ведет к трансформации концепта национальной безопасности в концепт цивилизационной безопасности, соответствующий потребностям трансформирующихся государств и обществ в условиях активного противоборства конкурирующих концепций будущего глобального мироустройства.
Цель. Обоснование эволюции концепта национальной безопасности в концепт цивилизационной безопасности и выявление его сущности.
Задачи. Выявление объективных причин эволюции концептов безопасности, их различия и сущности, разработка предложений по формированию концепта евразийской цивилизационной безопасности.
Методология. Использовался структурно-функциональный подход, сравнительно-исторический анализ, системный анализ, обобщение, синтез.
Результаты. В процессе развития глобального кризиса мироустройства идет нарастающий кризис национальных государств как формы организации обществ. Параллельно с трансформацией нации-государства в корпорацию-государство и государство-цивилизацию происходит объективный процесс становления нового концепта цивилизационной безопасности. Главными объектами цивилизационной безопасности являются системы цивилизационных ценностей и цивилизационные идентичности, обеспечивающие само существование как цивилизаций, так и государств-цивилизаций.
Выводы. Сущностью цивилизационной безопасности является поддержание и отстаивание цивилизацией своей идентичности, основанной на собственной системе ценностей, своей модели социума и государства, своей системе исторических и духовных координат.
За последнее десятилетие многие развитые страны взяли новый курс энергетической политики на замену ископаемого топлива на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Основной движущей силой этого процесса является стремление стран достичь углеродной нейтральности к середине века, чтобы предотвратить изменение климата. Этот глобальный тренд энергетической политики получил название «четвертого энергетического перехода». Однако европейский энергетический кризис, произошедший в сентябре 2021 г., показывает, что такая политика ведет в тупик из-за отсутствия технологической готовности обеспечить стабильное функционирование энергосистемы, полагающейся только на возобновляемые источники энергии. Более того, политика отказа от ископаемого топлива приводит к обратному результату — использованию энергоресурсов с более высоким углеродным следом (угля), которые в условиях кризиса оказываются более доступными по цене, чем природный газ. В последнее время появилось все больше исследований, подчеркивающих необходимость перехода стран Евразийского экономического союза к «зеленой» экономике. Анализируя опыт энергетического кризиса ЕС, данная работа пытается предложить альтернативный способ устойчивого развития для ЕАЭС, который позволяет обеспечить энергетическую безопасность и основывается на использовании углеродно-нейтральных версий традиционных источников энергии.
Цель. Целью данной работы является анализ экономических последствий чрезмерного использования ВИЭ для европейского энергетического рынка и выявление уроков, которые могут предотвратить аналогичный кризис в странах ЕАЭС в будущем.
Задачи. В данном исследовании поставлены следующие задачи.
- Проанализировать причины и ход энергетического кризиса 2021 г. на примере стран ЕС и Великобритании.
- Выявить последствия энергетического кризиса для стран ЕС и Великобритании.
- Предложить решение для избежания энергетического кризиса в странах ЕАЭС.
Методы. Используя метод кейс-стади и рыночные данные (цены TTF, Роттердамского угля и фьючерсов на электроэнергию на месяц вперед), автор демонстрирует, что отказ от углеводородов может привести к необратимым негативным последствиям для энергетической системы, особенно при отсутствии достаточного количества вариантов хранения энергии.
Результаты. В ходе изложенных данных ставится под сомнение готовность Европы достичь как целей по нулевым выбросам к 2050 г., так и промежуточных целей, таких как сокращение выбросов парниковых газов на 55% по сравнению с уровнем 1990 г., к 2030 г. Возникает множество вопросов о перспективах четвертого энергетического перехода — в нынешнем виде его принципы угрожают существующим энергосистемам, не предлагая надежной альтернативы.
Выводы. Статья завершается предложением идеи достижения климатических целей ЕАЭС с помощью экономически конкурентоспособных углеродно-нейтральных версий обычных углеводородных продуктов (таких как сжиженный природный газ и нефть).
Исследуются современные теоретические подходы к трактовкам концептов «многосторонность», «многополярность», «многовекторная внешняя политика». Особенности многовекторной внешней политики расс матриваются на странах постсоветского пространства.
Цель. Определить основные теоретические и рассмотреть практические подходы к многосторонности в международных отношениях.
Задачи. Выявить основные различия в трактовках понятия «многостронность» на современном этапе. Определить соотношения между многостороннностью и многополярностью. Сформулировать основные различия во взглядах на многосторонность между западными и развивающимися странами. Рассмотреть основные проявления многовекторности внешней политики стран постсоветского пространства, уделив внимание странам ЕАЭС.
Методология. Основное место в исследовании занял метод сравнения. Многосторонность рассматривалась как принцип ведения международных дел и принятия решений государством, иными словами, внешнеполитический процесс. Для этого использовалась модель Р. Патнэма, в которой внешнеполитические решения принимаются в логике двухуровневой игры, с внутриполитическим и внешнеполитическим уровнями. Многосторонность — фактор второго уровня. Фактором первого уровня являются проявления социально-экономической политики государства.
Результаты. Исследованы современные теоретические и практические подходы к многосторонности.
Выводы. Единообразных трактовок концепта многосторонности не существует. Основные различия связаны с местом, которое занимает понятие «ценности». Являются ли ценности основой многосторонности или, наоборот, многосторонность является процессом прихода к общим ценностям — это достаточно принципиальный вопрос и для многополярности.
Многополярность может существовать и без многосторонности.
Многовекторная внешняя политика в условиях постсоветского пространства способствует нестабильности государств и ведет к экономическим и политическим кризисам в этих государствах.
Исследование направлено на изучение процесса становления и развития евразийско-кубинского партнерства в новых геополитических условиях и его роли в формирующейся архитектуре мировой экономики и геополитики. Проанализирована планомерная работа Евразийской экономической комиссии на кубинском направлении, показана системообразующая роль России в выстраивании взаимовыгодного партнерства с Республикой Куба, обозначены приоритеты взаимодействия и определены факторы влияния.
Цель. Определить значим ость и потенциал кубинского направления во внешнем контуре Евразийского экономического союза в условиях формирующейся многополярности.
Задачи. Изучить процесс институционализации евразийско-кубинского партнерства, выявить основные направления сотрудничества, проанализировать актуальные тренды и факторы влияния, определить перспективы взаимодействия.
Методология. Автор использует сочетание общенаучных теоретических и специальных методов; осо бое значение имеют метод сравнительного анализа и логический метод. При работе с нормативно-законодательными источниками использованы методы анализа правовых документов (нормативный метод).
Результаты. Потенциал отношений между ЕАЭС и Кубой не реализован в полной мере; присутствуют явные диспропорции по странам — участникам евразийского партнерства; пристального внимания заслуживает растущая роль китайского фактора в контексте евразийско-кубинских отношений.
Выводы. В условиях формирования многополярной системы международных отношений эффективное взаимодействие по линии ЕАЭС — Куба — Кита й может обеспечить возможность совместной реализации глобальных задач устойчивого развития государств.
ЕВРАЗИЙСКАЯ ХРОНИКА 
Новости
2021-06-24
НЕВСКИЙ ФОРУМ: «Доверие и устойчивое развитие в условиях неопределенности: новые смыслы государственного управления в цифровую эпоху»
Миссия Форума в 2021 году
Развитие диалога между государством, бизнес-сообществом и гражданами, российскими и зарубежными академическими центрами по актуальной повестке публичного управления как неотъемлемого условия устойчивого развития.
Место проведения
Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, Корпуса Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и другие площадки города
Более подробную информацию о Невском форуме Вы можете посмотреть на сайте: https://невскийфорум.рф
Координатор Форума: Кривова Дарина Сергеевна — заведующий сектором научно-практических мероприятий Управления научной работы СЗИУ РАНХиГС.
Телефон: +7 (812) 335-94-94, доб. 7093.
E-mail: krivova-ds@ranepa.ru
Еще объявления... |