Формирование гражданской идентичности в системе образовательной политики в условиях трансформации политического пространства
https://doi.org/10.22394/2073-2929-2024-03-133-143
EDN: XCOBRJ
Аннотация
Актуальность темы обусловлена институционализацией образования в новых субъектах РФ (ДНР, ЛНР, Запорожская, Херсонская области, Республика Крым, город федерального значения Севастополь), а также протекающими в них процессами ресоциализации, адаптации к социокультурным, политическим, ценностно-идеологическим реалиям российского общества, что оказывает влияние на конструирование гражданской идентичности школьной молодежи. Осмысление процессов формирования гражданской идентичности в системе образовательной политики в условиях трансформации политического пространства позволяет выявить механизмы актуализации и трансформации идентичности, а опыт государств постсоветского пространства, а также процессы, происходящие сегодня в России, позволяют сделать интересные теоретические обобщения и сформулировать практические рекомендации.
Цель. Выявление и систематизация практик, механизмов и технологий формирования гражданской идентичности школьников в новых субъектах в системе образовательной политики РФ, определение существующих проблем и барьеров, выявление моделей формирования гражданской идентичности в контексте сравнения опыта России и стран ЕАЭС.
Методы. В исследовании применяются фокус-групповое интервью со школьниками старшего и среднего школьного возраста, проживающими на новых территориях РФ, экспертное интервью с представителями институциональных структур, вовлеченных в процессы политической социализации и реализации политики идентичности, а также анализ вторичных данных, отражающих процессы формирования гражданской идентичности в странах ЕАЭС.
Результаты. В результате проведения собственного эмпирического исследования раскрыты и систематизированы ключевые практики формирования гражданской идентичности школьников в новых субъектах РФ, определены барьеры и проблемы реализации образовательной политики в системе формирования гражданской идентичности. Авторами предложены рекомендации по совершенствованию модели формирования идентичности школьников в новых субъектах РФ. Показано отличие модели формирования российской гражданской идентичности в новых регионах от моделей формирования гражданской идентичности, применяемой в странах ЕАЭС.
Выводы. В ходе исследования выявлены существующие противоречия, возникающие в процессе адаптации к новой образовательной и ценностно-идеологической модели, проявляющиеся в усвоении новых социальных норм и образовательных стандартов; была отмечена разница в уровне политического образования и степени включенности в гражданскую активность молодежи. Необходим дальнейший поиск эффективных практик и технологий, способствующих выстраиванию непротиворечивой модели формирования гражданской идентичности в системе основного образования новых субъектов РФ. Страны — члены ЕАЭС могут использовать практический опыт формирования гражданской идентичности в системе образования новых субъектов РФ для совершенствования собственных моделей формирования гражданской идентичности.
Об авторах
И. В. СамаркинаРоссия
Самаркина Ирина Владимировна, доцент, заведующий кафедрой политологии и политического управления, доктор политических наук, доцент
Краснодар
И. С. Башмаков
Россия
Башмаков Игорь Станиславович, доцент кафедры политологии и политического управления, кандидат политических наук
Краснодар
Н. П. Кузьменко
Россия
Кузьменко Нелли Павловна, инженер-исследователь
Краснодар
Список литературы
1. Голикова О. А. Правовые основы формирования системы образования на территории ДНР и ЛНР // Теория и практика социогуманитарных наук. 2022. № 2 (18). С. 88–95. EDN: DKWMMT
2. Григорьев Д. В. Политика идентичности и уклад школы // Народное образование. 2016. № 2–3. С. 149–164. EDN: WJQCLT
3. Дробижева Л. М. Динамика гражданской идентичности и ее ресурс в позитивных интеграционных процессах российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 4 (140). С. 7–22. EDN: YLYNRW. DOI: 10.14515/monitoring.2017.4.02
4. Забнева Э. И. Образование как детерминант политической социализации // Актуальная культура. 2023. № 1. С. 1–6. EDN: RHVUWY
5. Иванова Е. А., Жилинская М. С. Эмпирический опыт по формированию российской гражданской идентичности у школьников // Управление образованием: теория и практика. 2022. Т. 12. № 5. С. 18–28. EDN: FOVAXB. DOI: 10.25726/z5081-7553-2462-q
6. Калиев А. С., Иноятов К. Формирование гражданской идентичности в Кыргызской Республике // “Talqin va tadqiqotlar” ilmiy-uslubiy jurnali. 2023. № 17. С. 176–181. DOI: 10.5281/zenodo.7583035
7. Морозова Е. В. Жизненные ценности и гражданская идентичность старшеклассников // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 5 (107). С. 130–140. EDN: GEVRBV. DOI: 10.22204/2587-8956-2021-107-05-130-140
8. Пантин В. И. Политические институты в странах ЕАЭС: проблемы адаптации и трансформации // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2020. № 2. С. 88–97. EDN: EDFQDL. DOI: 10.17072/2218-1067-2020-2-88-97
9. Патрушев С. В., Кучинов А. М., Мирясова О. А. [и др.]. Формирование гражданской ответственности в России: институциональный контекст // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 1. С. 27–47. EDN: LGFSCG. DOI: 10.19181/snsp.2020.8.1.7093
10. Селезнева А. В. Гражданственность старшеклассников как политикопсихологический феномен: концептуальный анализ // Гражданственность российских старшеклассников: взгляд молодых ученых : сборник научных статей / научный редактор А. В. Селезнева. М. : Аквилон, 2020. 132 с. ISBN: 978-5-906578-58-7. EDN: IQIJHQ
11. Семененко И. C., Лапкин В. В., Бардин А. Л., Пантин В. И. Между государством и нацией: дилеммы политики идентичности на постсоветском пространстве // Полис. Политические исследования. 2017. № 5. С. 54–78. EDN: ZGSQIV. DOI: 10.17976/jpps/2017.05.05
12. Соловьева Е. Е., Попова С. И. Особенности формирования гражданской идентичности в процессе развития личности школьника // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2020. № 58. С. 20–34. EDN: WUEHWD. DOI: 10.15382/sturIV202058.20-34
13. Тишков В. А. Усложняющее разнообразие: как его понимать и упорядочить // Культурная сложность современных наций / отв. ред. В. А. Тишков, Е. И. Филиппова. М. : Политическая энциклопедия, 2016. С. 7–18.
14. Федоренко К. А. Государственная молодежная политика по формированию гражданственности российских школьников : монография. Краснодар : Перспективы образования, 2023. 199 с. ISBN: 9785937493040
15. Шестопал Е. Б. Политическая социализация и ресоциализация в современной России // Полития. Анализ. Хроника. Прогноз. 2005. № 4. С. 48–69. EDN: MLINDR
16. Bellamy R. Citizenship: A Very Short Introduction. Oxford, UK : Oxford University Press. 2008. DOI: 10.1093/actrade/9780192802538.001.0001
17. Duffy A. L., Nesdale D. Peer Groups, Social Identity, and Children’s Bullying Behavior // Social Development. No. 18. 2009. P. 121–139. DOI: 10.1111/j.1467-9507.2008.00484.x
18. Hart D., Gullan R. The Sources of Adolescent Activism: Historical and Contemporary Findings. In L. Sherrod, J. TorneyPurta, C. Flanagan (eds.), Handbook of Research on Civic Engagement in Youth. 2010. DOI: 10.1002/9780470767603.ch3
19. Hart D., Richardson C., Wilkenfeld B. Civic Identity. In: Schwartz S., Luyckx K., Vignoles V. (eds) Handbook of Identity Theory and Research. Springer, New York, NY, 2011. DOI: 10.1007/978-1-4419-7988-9_32
20. Kahne J. E., Sporte S. E. Developing Citizens: The Impact of Civic Learning Opportunities on Students’ Commitment to Civic Participation // American Educational Research Journal. Vol. 45. 2008. P. 738–766. DOI: 10.3102/0002831208316951
21. Rubin B. C. “There’s still not justice”: Youth Civic Identity Development amid Distinct School and Community Contexts // Teachers College Record. 2007. V. 109. P. 449–481. DOI: 10.1177/016146810710900202
22. Tewolde A. I. Asserting an Eritrean Identity in the Face of Imposed Racialisation: National Identity Claims of Some Eritrean Refugees in South Africa // Identities. 2023. V. 30. No. 1. P. 38–55. DOI: 10.1080/1070289X.2021.2005918
Рецензия
Для цитирования:
Самаркина И.В., Башмаков И.С., Кузьменко Н.П. Формирование гражданской идентичности в системе образовательной политики в условиях трансформации политического пространства. ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика. 2024;18(3):133-143. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2024-03-133-143. EDN: XCOBRJ
For citation:
Samarkina I.V., Bashmakov I.S., Kuzmenko N.P. Formation of Civil Identity in the Educational Policy System in the Context of Transformation of the Political Space. EURASIAN INTEGRATION: economics, law, politics. 2024;18(3):133-143. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-2929-2024-03-133-143. EDN: XCOBRJ

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.