Единое транспортное пространство ЕАЭС: от деклараций к механизму правовой конвергенции
EDN: CGTUBK
Аннотация
Исследование направлено на изучение актуальных вопросов формирования единого транспортного пространства в рамках ЕАЭС в современных геополитических условиях. Цель. Исследовать возможность создания единого транспортного пространства в рамках ЕАЭС на современном этапе развития интеграционного объединения. Задачи. Выявить существующие в актуальной геополитической ситуации препятствия, мешающие созданию единого транспортного пространства в рамках ЕАЭС, и предложить основные направления развития сотрудничества и развития нормативно-правовой базы для максимального использования транспортного потенциала интеграционного объединения. Методология. Для анализа существующих возможностей и препятствий для создания единого транспортного пространства ЕАЭС были использованы сравнительно-правовой и формально-юридический и системный методы исследования. Результаты. Обосновывается мысль о значимости достижения цели по созданию единого транспортного пространства в рамках ЕАЭС как необходимого условия для эффективной экономической интеграции и повышения глобальной роли организации как на евразийском пространстве, так и в качестве противовеса европейскому центру силы. Выводы. Для развития дальнейших интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и получения максимального синергетического эффекта от интеграции необходимо дальнейшее движение в сторону создания единого транспортного пространства. Это позволит не только повысить эффективность экономической интеграции, но и создаст кумулятивный эффект для всех стран-участниц, сделав ЕАЭС глобальным логистическим игроком и создав альтернативу европейскому влиянию на развитие транспорта и логистики в Евразии. Одним из центральных документов должен стать единый план развития транспортной инфраструктуры ЕАЭС для обеспечения возможности максимального использования транзитного потенциала международных транспортных коридоров и устранения «узких мест», где пропускная способность грузо- и пассажиропотоков ограничена из-за недостаточного уровня ее развития. Единое транспортное пространство как выведет на новый уровень значимость ЕАЭС в целом, так и будет способствовать экономическому процветанию каждого государства участника в отдельности. Координация внешних и внутренних политик стран — участниц ЕАЭС позволит устранить существующие препятствия для реализации идеи о конвергенции их транспортных систем.
Об авторе
М. А. ДроздоваРоссия
Дроздова Мария Александровна, кандидат юридических наук, доцент
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Гусарева А. Е. Экспериментальный правовой режим как новый инструмент правового регулирования: преимущества и недостатки // Вестник науки. 2024. № 3 (72). С. 199–206. EDN: AOQKHS.
2. Демин А. В. Феномен «мягкого права»: Pro et Contra // Вестник ОмГУ. Серия: Право. 2014. № 4 (41). С. 6–10. EDN: TAFRRV.
3. Дроздова М. А. Актуальные проблемы международно-правового регулирования конвергенции транспортно-логистических систем в рамках ЕАЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2023. Т. 17, № 4. С. 73–81. EDN: YRSNXU. DOI: 10.22394/2073-2929-2023-04-73-81.
4. Дроздова М. А. Современные тренды международно-правового регулирования железнодорожного транспорта в рамках ЕАЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2024. Т. 18. № 3. С. 75–82. EDN: VVXNTX. DOI: 10.22394/2073-2929-2024-03-75-82.
5. Лесняков А. Единое транспортное пространство и процесс его формирования в Евразийском экономическом союзе // Постсоветский материк. 2018. № 1 (17). С. 47–54. EDN: YQIJUT.
6. Пак Е. В. 10 лет ЕАЭС: основные итоги и проблемы сотрудничества в области транспорта и логистики // Международная аналитика. 2025. Т. 16, № 1. С. 20–38. EDN: SGAEPE. DOI: 10.46272/2587-8476-2025-16-1-20-38.
7. Усенков И. А. Национальное мягкое право как правовой феномен и инструмент повышения стабильности законодательства // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 15, № 1. С. 28–58. EDN: LBERCK. DOI: 10.17323/2072-8166.2022.1.28.58.
8. Швагерус С. Е. Саморегулирование автотранспортной деятельности в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2010. № 5 (30). С. 8–10. EDN: NCBMKV.
9. Abbott K. W., Snidal D. Hard and Soft Law in International Governance // International Organization. 2000. Vol. 54, No. 3. P. 421–456. DOI: 10.1162/002081800551280.
10. Bolgova E. EAEU International Transport Corridors in the Sustainable Development of a Regional Economy // E3S Web of Conferences. 2024. Vol. 471. P. 06005. EDN: CXZEQF. DOI: 10.1051/e3sconf/202447106005.
11. Brummer C. Why Soft Law Dominates International Finance — And Not Trade // Journal of International Economic Law. 2010. Vol. 13, No. 3. P. 623–643. DOI: 10.1093/jiel/jgq026.
12. Trubek D. M., Cottrell M. P., Nance M. “Soft Law”, “Hard Law”, and European Integration: Toward a Theory of Hybridity // University of Wisconsin Legal Studies Research Paper No. 1002. November, 2005. P. 11–12. DOI: 10.2139/ssrn.855447.
Рецензия
Для цитирования:
Дроздова М.А. Единое транспортное пространство ЕАЭС: от деклараций к механизму правовой конвергенции. ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика. 2025;19(3):80-90. EDN: CGTUBK
For citation:
Drozdova M.A. Common Transport Space of the EAEU: From Declarations to a Mechanism of Legal Convergence. EURASIAN INTEGRATION: economics, law, politics. 2025;19(3):80-90. (In Russ.) EDN: CGTUBK

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.