Противодействие экстремизму и терроризму в молодежной среде — эпоха цифровизации
https://doi.org/10.22394/2073-2929-2022-03-118-125
Аннотация
В основе настоящего исследования лежит тезис о том, что обеспечение благоприятной общественно-политической обстановки является одной из приоритетных задач как общества в целом, так и правоохранительных органов государства. Исследование направлено на изучение положения молодых людей, как наиболее уязвимых представителей общества перед лицом опасных идеологических явлений, неспособных противостоять данным вызовам.
Цель. Определить меры, способные противодействовать экстремизму и терроризму в цифровом пространстве среди молодежи.
Задачи. Рассмотреть действующее законодательство Российской Федерации, документы, на основе которых проводится просветительская и профориентационная деятельность среди молодого поколения. Изучить практику применения мер, направленных на противодействие экстремизму и терроризму. Оценить применяемые на практике меры и сделать предложения по их улучшению и актуализации.
Методология. Анализируются действующие нормативно-правовые акты, которые применяются в реализации образовательных программ противодействия экстремизму и терроризму. Также рассмотрению подлежат профориентированные практики, программы высшего и дополнительного образования, применяемые на территории Российской Федерации.
Результаты. В рамках высших учебных заведений проводится активная работа со студентами, которая выражается как в подготовке научно-педагогических кадров для последующей работы со студентами, так и организуются информационные и дискуссионные площадки. Особое внимание уделяется работе по вовлечению студентов в практическую деятельность в рамках обеспечения безопасности.
Выводы. Информационно-просветительская работа с молодежью в рамках противодействия экстремизму и терроризму проводится в достаточном объеме. Но меры, способные обеспечить безопасность молодого поколения в сети Интернет, не являются достаточными, что представляется возможным восполнить благодаря созданию и распространению практик кибердружин и вовлечению студентов в работу с цифровыми площадками под руководством наставников из числа научно-педагогических кадров учебных заведений.
Об авторах
Е. ДолженковаРоссия
Долженкова Екатерина, доцент Высшей школы юриспруденции и судебно-технической экспертизы, кандидат политических наук, доцент
Санкт-Петербург
А. Ю. Мохорова
Россия
Мохорова Анна Юрьевна, доцент, кандидат политических наук, доцент
Санкт-Петербург
Н. А. Даньшина
Россия
Даньшина Наталья Анатольевна, доцент, кандидат юридических наук
Санкт-Петербург
А. И. Клиницкий
Россия
Клиницкий Артем Игоревич, доцент, кандидат педагогических наук
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Александрова А. Ю. Образовательные организации в противодействии идеологии терроризма и проявлениям экстремизма: правовые основы и морально-нравственные аспекты [Электронный ресурс] // Ежегодник российского образовательного законодательства. Т. 10. 2015. URL: https://lexed.ru/ezhegodnik-rossiyskogo-obrazovatelnogo-zakonodatelstva/book /tom10/obrazovatelnyeorganizatsii-v-protivodeystvii-ideologii-terrorizma-i-proyavleniyam-ekstremizma-pravo/ (дата обращения: 19.08.2022).
2. Бааль Н. Б. Государственная молодежная политика как инструмент профилактики политического экстремизма в молодежной среде // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2021. № 4 (58). С. 106–115.
3. Батюкова В. Е. Молодежный экстремизм: проблемы и пути решения // Эпомен. 2021. № 59. С. 147–160.
4. Коваленко В. И., Соколова О. А., Неверов А. П. Меры противодействия идеологии экстремизма в студенческой среде // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60). С. 422–427.
5. Крюкова Т. Б., Лисова С. Ю. Категории «экстремизм» и «терроризм» в социальных проявлениях студенчества (по результатам социально-психологического исследования) // Интеллигенция и мир. 2021. № 2. С. 77–87.
6. Кузнецов А. А. Понятие, признаки и сущность экстремизма как социального явления (по результатам социологического исследования представлений граждан об экстремизме) // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). С. 213–218.
7. Михайлов А. В. Социальные сети как платформа распространения экстремизма // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 35. С. 2492–2496.
8. Минасян Н. Т., Бабурин В. В. Причины возникновения экстремизма: психологический аспект. Пути противодействия экстремизму // Экстремизму — отпор! : сборник статей по материалам IX Международного молодежного форума / под редакцией Г. В. Синцова, Л. Т. Кокоевой. Пенза, 2020. С. 106–112.
9. Сиранашвили Л. А., Савельева М. Д. Экстремизм в современном обществе: интернет как фактор распространения экстремизма среди российской молодежи // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). С. 447–449.
10. Слабкая Д. Н., Новиков А. В. Националистический экстремизм. Русский экстремизм, генезис развития, современное состояние // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 6–1. С. 111–116.
Рецензия
Для цитирования:
Долженкова Е., Мохорова А.Ю., Даньшина Н.А., Клиницкий А.И. Противодействие экстремизму и терроризму в молодежной среде — эпоха цифровизации. ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика. 2022;16(3):118-125. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2022-03-118-125
For citation:
Dolzhenkova E., Mokhorova A.Yu., Danshina N.A., Kliniskiy A.I. Countering Extremism and Terrorism Among Youth — the Age of Digitalization. EURASIAN INTEGRATION: economics, law, politics. 2022;16(3):118-125. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-2929-2022-03-118-125

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.