Стоит ли реформировать ООН?
https://doi.org/10.22394/2073-2929-2022-04-82-88
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение зарубежного и отечественного опыта в части процесса реформирования ООН, что позволяет подытожить соответствующий материал и достичь задач, определенных темой данной статьи. Основы современного кризиса ООН возникли с момента подписания устава организации, и связано это с тем, что длительный и дискуссионный процесс согласования основных положений этого документа состоялся благодаря уступкам и компромиссам участников организации, которые заложили возможность его дальнейшего просмотра.
Цель. Предложить рекомендации по возможным вариантам замены или реформирования ООН. Задачи. Рассмотреть модели преодоления противоречия между национальными и наднациональными интересами и противоречия между ведущими странами мира, развитыми странами севера и менее развитыми странами юга.
Методология. Для сопоставления интеграционных практик ЕС и АСЕАН используется метод сравнительного анализа, диалектический метод исследования, а также системный метод исследования. Также использованы методы анализа, синтеза, обобщения и аналогии.
Результаты. На основе изученного приводятся рекомендации по реформированию ООН. Так, следует обратить внимание на опыт предыдущих наднациональных организаций, а также на практику диалоговых механизмов между ведущими мировыми игроками. При этом следует пресекать чрезмерное давление на страны, вмешиваясь в их внутренние дела, нарушая их суверенитет.
Выводы. Противоречие между национальными и наднациональными интересами является наиболее глубокой проблемой в любом интеграционном объединении, в том числе в ООН. Однако не существует универсального метода разрешения данной проблемы, в том числе в условиях пока однополярного мира. ООН следует сочетать в своей практике опыт ЕС, АСЕАН, ШОС как жесткий и мягкий подход к балансированию национальных и наднациональных интересов.
Об авторе
Ф. П. ФурманРоссия
Фурман Феликс Павлович - профессор кафедры правоведения СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук.
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Базин О. А. Изменение политики Японии в ООН в конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 9. С. 33–36.
2. Баранова Н. С. Международно-правовой контроль режима нераспространения ядерного оружия // Закон и право. 2021. № 7. С. 154–158. DOI: 10.24412/2073-3313-2021-7-154-158
3. Блищенко И. П. Проблемы ООН надо решать // Московский журнал международного права. 1996. № 3. С. 112–119.
4. Бурганова И. Н. Проблема суверенитета и вестфальская система 1648 г. // Modern Science. 2021. № 4. С. 250–253.
5. Ладыгина Д. Д., Майстат М. А. Особенности реформирования ООН в XXI веке (на примере СБ ООН) // Форум молодых ученых. 2021. № 4. С. 216–221.
6. Лисаускайте В. В. ООН и реагирование на бедствия: особенности становления механизма и его отдельные элементы // Международное право и международные организации. 2019. № 2. С. 28–40. DOI: 10.7256/2454-0633.2019.2.29986
7. Морозов Г. И. ООН на рубеже веков (к 50-летию ООН) // Московский журнал международного права. 1995. № 1. С. 58–83. DOI: 10.24833/0869-0049-1995-1-58-83
8. Муанда К. Л. Роль группы стран БРИКС на фоне деструктивных условий современного миропорядка // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2022. № 1. С. 2.
9. Неженец О. В. ООН как посредник в урегулировании международных конфликтов // Эпомен. 2020. № 35. С. 230–235.
Рецензия
Для цитирования:
Фурман Ф.П. Стоит ли реформировать ООН? ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика. 2022;(4):82-88. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2022-04-82-88
For citation:
Furman F.P. Should the UN Be Reformed? EURASIAN INTEGRATION: economics, law, politics. 2022;(4):82-88. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-2929-2022-04-82-88

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.