Preview

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика

Расширенный поиск

Современные тренды международно-правового регулирования железнодорожного транспорта в рамках ЕАЭС

https://doi.org/10.22394/2073-2929-2024-03-75-82

EDN: VVXNTX

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные тренды формирования массива международно-правового регламентирования транспортно-логистической отрасли, в частности в сфере железнодорожного транспорта, в рамках Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз) на современном этапе развития. В 2022–2 023 гг. произошедшие тектонические изменения в мировой политике, проявившиеся в эрозии системы международной безопасности, привели к изменению характера международного сотрудничества на глобальном уровне. Основным трендом стала регионализация экономического и политического сотрудничества, обострение борьбы за многополярность мира, что привело к формированию новых экономических блоков, для плодотворного торгово-экономического сотрудничества которых требуется создание новых парадигм конвергенции их транспортно-логистических экосистем. Интенсификация взаимодействия как в рамках ЕАЭС, так и ЕАЭС с другими государствами влечет разработку международного законодательства на уровне региональных блоков, создающего основу для эффективных процессов интеграции и сотрудничества.

Цель. Целью статьи является изучение актуальных трендов сложения новой парадигмы транспортно-логистического сотрудничества в условиях актуальной геополитической повестки и развития технологий Индустрии 4.0 для определения новых векторов межгосударственного взаимодействия в отрасли.

Задачи. Предлагается рассмотреть тренды развития международно-правового регулирования сотрудничества ЕАЭС в сфере конвергенции транспортно-логистических экосистем как внутри Союза, так и в формате взаимодействия со странами — стратегическими партнерами, такими как Иран, Китай и другими, с целью создания эффективных цепочек железнодорожных перевозок в Евразийском регионе.

Методология. При проведении исследования автор использовал сравнительно-правовой, формально-юридический методы, а также дедукцию, системный метод и абстрагирование.

Результаты. Обосновывается мысль о необходимости дальнейшего расширения интеграционных процессов транспортно-логистических экосистем ЕАЭС и таких государств-партнеров, как Иран, Китай и Индия.

Выводы. Сложная геополитическая ситуация 2022–2023 гг. породила тренд на национально-ориентированное развитие экономик отдельных государств. На смену глобализационным тенденциям в логистике пришло понимание приоритетности развития регионального сотрудничества развивающихся стран в целях создания многополярного мира. Формирование массива международно-правового регулирования транспортно-логистической отрасли в рамках ЕАЭС направлено на обеспечение ее эффективности, исходя из идеи сложения блока лидеров нового мира — развивающихся стран Евразийского региона, обеспечивающей их экономический суверенитет путем развития новых логистических маршрутов, включающих возможность использования технологий и сервисов нового технологического уклада и обеспечивающих цифровую связанность субъектов транспортной сферы.

Об авторе

М. А. Дроздова
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Россия

Дроздова Мария Александровна, доцент кафедры истории, философии, политологии и социологии, кандидат юридических наук, доцент

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Глазьев С. Ю. Идеи и реалии современного евразийства // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2021. № 4 (38). С. 9–10. EDN: LPPPKF. DOI: 10.22394/2073-2929-2021-04-9-10

2. Глазьев С. Ю. Россия и страны Евразийского экономического союза // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2021. Т. 16. № 1. С. 5–8. EDN: BPZZSR

3. Кириленко В. П., Лебедев А. С. Торгово-экономическое сотрудничество России и Китая в арктическом регионе // Россия в глобальном мире. 2019. № 14–15 (37–38). С. 19–25. EDN: NJILXE

4. Кузнецов А. Л. Программа НЕЛТИ. Практическая реализация // Контейнерный бизнес. 2009. № 2 (24). С. 36–39.

5. Куренков П. В. Управление доставкой внешнеторговых грузов в смешанном сообщении : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва, 1999. 478 с. EDN: NLXIHH

6. Покровская О. Д. Принципы реализации комплексных транспортно-логистических услуг на железнодорожном транспорте и требования к ним // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2020. Т. 17. № 3. С. 288–303. EDN: JBMOBU. DOI: 10.20295/1815-588X-2020-3-288-303

7. Язынин В. С., Барановский А. М., Воробьев А. А., Романова И. Ю. Использование искусственных нейронных сетей на Российских железных дорогах для контроля токоприемников поездов // International Journal of Advanced Studies. 2023. Т. 13. № 1. С. 267–287. EDN: UGLBCH. DOI: 10.12731/2227-930X-2023-13-1-267-287

8. Kurenkov P., Pokrovskaya O., Anastasov M. [et al.] Study of the Current State of the Transport Infrastructure of Road and Rail Transport of the Russian Federation // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. V. 698. No. 6. P. 066064. DOI: 10.1088/1757-899X/698/6/066064

9. Pokrovskaya O., Orekhov S., Kapustina N., Kizyan N. Formation of Logistics Facilities in Transport Corridors // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. P. 012032. EDN: JHWRRY. DOI: 10.1088/1757-899X/918/1/012032


Рецензия

Для цитирования:


Дроздова М.А. Современные тренды международно-правового регулирования железнодорожного транспорта в рамках ЕАЭС. ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика. 2024;18(3):75-82. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2024-03-75-82. EDN: VVXNTX

For citation:


Drozdova M.A. Modern Trends in International Legal Regulation of Railway Transportation within the EAEU. EURASIAN INTEGRATION: economics, law, politics. 2024;18(3):75-82. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-2929-2024-03-75-82. EDN: VVXNTX

Просмотров: 301


ISSN 2073-2929 (Print)