Влияние конгрессно-выставочной деятельности на современное экономическое развитие России
EDN: DOCPML
Аннотация
Цели и задачи. Цель настоящего исследования состоит в оценке влияния конгрессно-выставочной деятельности на экономическое развитие регионов России в 2019–2024 гг., с акцентом на пространственные диспропорции и выявление факторов, стимулирующих несырьевой рост экономики. Для достижения цели необходимо проанализировать динамику и структуру количественных показателей развития конгрессно-выставочной деятельности в Российской Федерации в 2019–2024 гг., включая выручку, число мероприятий, занятость и долю конгрессно-выставочной отрасли в региональной экономике. В рамках исследования проведен сравнительный анализ уровня развития конгрессно-выставочной деятельности в Центральном федеральном округе и восточных регионах России — Уральском, Сибирском и Дальневосточном. Также дана оценка прямого и совокупного (мультипликативного) экономического эффекта, включая влияние на смежные отрасли и вклад в валовой региональный продукт. В исследовании также проанализированы институциональные и инфраструктурные ограничения, мешающие развитию отрасли в регионах, и предложены меры по их преодолению. Методология. В работе применены методы статистического и сравнительного анализа, сопоставляющие количественные показатели конгрессно-выставочной отрасли в Центральном федеральном округе и восточных регионах страны (Урал, Сибирь, Дальний Восток). Использованы официальные данные о выручке, количестве мероприятий, занятости, доле конгрессно-выставочной отрасли в валовом региональном продукте, а также оценены институциональные и инфраструктурные ограничения. Методологически проведен анализ трендов на основе отраслевой статистики и экспертных данных, отражающих восстановление конгрессно-выставочной отрасли после пандемии. Результаты. Результаты исследования показали, что конгрессно-выставочная отрасль продемонстрировала устойчивую положительную динамику: к 2024 г. совокупная выручка в конгрессно-выставочном секторе превысила допандемийный уровень. В то же время сохраняется высокая степень географической концентрации: около 75% выставочной индустрии приходится на Москву и прилегающие территории. Восточные регионы показывают более высокие темпы роста выручки и числа мероприятий, что свидетельствует о формировании новых центров деловой активности. Несмотря на рост показателей, совокупный вклад восточных регионов в общероссийскую структуру конгрессно-выставочной отрасли по объему выручки и числу мероприятий по-прежнему незначителен. Выявлены институциональные и инфраструктурные барьеры, препятствующие развитию отрасли в субъектах за пределами центра. Выводы. Сделан вывод о том, что конгрессно-выставочная деятельность обладает значительным потенциалом для диверсификации экономики, стимулирования инвестиций, развития региональной деловой активности, формирования территориальных брендов, повышения инвестиционной привлекательности и узнаваемости регионов. Для раскрытия этого потенциала необходима децентрализация конгрессно-выставочной отрасли, усиление государственной поддержки, развитие событийной инфраструктуры и создание устойчивой сети региональных конгрессных инициатив.
Об авторе
А. К. МиэдаРоссия
Миэда Антон Кэндзиевич, аспирант экономического факультета
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Дуненкова Е. Н., Исаева М. И. Развитие конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации // Вестник университета. 2022. № 5. С. 100–107. EDN: MEDYJK. DOI: 10.26425/1816-4277 -2022-5-100-107.
2. Жукова М. А., Жуков В. А., Цаболова О. Р. [и др.] Конгрессно-выставочный туризм во время пандемии // Инновации и инвестиции. 2022. № 4. С. 213–217. EDN: LXHRYN.
3. Карпов Д. А. Проблемы конгрессно-выставочной деятельности как фактора развития // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2024. № 3. С. 138–144. EDN: BUGLZM. DO I: 10.24412/1994-3776-2024-3-138-144.
4. Карпов Д. А. Роль международных конгрессов и выставок в развитии бизнес-сферы // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2024. Т. 34, № 4. С. 621–6 28. EDN: EQNSMU. DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-621-628.
5. Карпов Д. А., Смирнова Н. А. Конгрессно-выставочные центры: места притяжения для деловых туристов и инвесторов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета . 2024. № 1 (145). С. 103–107. EDN: LBOMDX.
6. Маненков С. А. Институционализация конгрессно-выставочной деятельности в инновационной экономике // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. Т. 6. № 1. С. 86–95. EDN: RAIVJB. DOI: 10.21603/2500-3372-2021-6-1-86-95.
7. Садовничая А. В., Чхотуа И. З. Стратегическая оценка потенциала развития туризма и выставочно-ярмарочной деятельности на Дальнем Востоке России // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3, № 1. С. 34–51. EDN: TVPGCM. DOI: 10.21603/2782-2435-2023-3-1-34-51.
8. Федосеева О. В. Трансформация российской конгрессно-выставочной индустрии в новых условиях современной экономики // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15, № 1. С. 33. EDN: JULRDZ.
Рецензия
Для цитирования:
Миэда А.К. Влияние конгрессно-выставочной деятельности на современное экономическое развитие России. ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика. 2025;19(3):55-67. EDN: DOCPML
For citation:
Mieda A.K. The Impact of Congress and Exhibition Activities on the Modern Economic Development of Russia. EURASIAN INTEGRATION: economics, law, politics. 2025;19(3):55-67. (In Russ.) EDN: DOCPML

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.