Preview

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика

Расширенный поиск
№ 3 (2021)
Скачать выпуск PDF

ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 

ГЛАВНОЕ 

15-21 157
Аннотация

Внешняя политика ряда государств не всегда поддается рациональному объяснению. Антитезой модели всеобъемлющей рациональности стала модель инкрементализма, впервые предложенная профессором Йельского университета Ч. Линдбломом. Именно он впервые отметил то, что в процессе принятия решений наблюдается постоянный дефицит знаний, информации, ресурсов, а также велика роль неопределенности внутренней и внешней среды, плохо поддающейся контролю. Однако даже в условиях идеальной информированности политики могут принимать иррациональные решения. Инкрементализм как теоретический подход обращает внимание на ситуации, когда принимаемые решения не базируются на доступной и проверенной информации. Политические процессы и соответствующие управленческие решения в Армении и Беларуси в 2020 г. свидетельствуют о том, что качество информации и качество управления не всегда коррелируют между собой.

22-34 391
Аннотация

В статье рассматриваются экономические, политические и идеологические причины саморазрушения СССР, итогом которого стало подписание 8 декабря 1991 г. Беловежских соглашений. Анализируется роль Содружества Независимых Государств в процессах региональной экономической интеграции, осуществляемой в 90-х гг. XX в., в условиях цивилизованного развода постсоветских республик. Показано, что государства — участники Евразийского экономического союза и Организации Договора о коллективной безопасности в полной мере выполняют обязательства, принятые в рамках Беловежских соглашений при выходе из СССР. Выявлена объективная обусловленность участия стран СНГ в антироссийских, псевдоевропейских проектах политикой разновекторности. Исследованы новые экономические приоритеты евразийской интеграции, институциональные проблемы и перспективы Евразийского экономического союза.

ЭКОНОМИКА 

35-43 258
Аннотация

Союзное государство России и Беларуси — самый продолжительный на постсоветском пространстве проект региональной интеграции. При этом наибольший объем противоречий аккумулируется в области экономической интеграции, в том числе и во взаимодействии российских и белорусских предприятий. Однако именно корпоративная интеграция («интеграция снизу») создает предпосылки для достижения экономических интеграционных целей и задач Союзного государства. Цель исследования — анализ восприятия Союзного государства российскими региональными предприятиями как проекта экономической интеграции России и Беларуси. Метод исследования — полуструктурированное фокусированное интервью с представителями предприятий Свердловской области, работающих в Беларуси. Научная значимость исследования заключается в развитии системы научных знаний о возможностях и ограничениях корпоративной интеграции на перспективы развития Союзного государства. Ценность проведенного исследования — полевое исследование. Анализ восприятия региональными предприятиями такого интеграционного проекта, как Союзное государство, показывает, что для большинства респондентов это политический проект, не дающий существенных экономических выгод российским предприятиям. Результаты исследования: а) большинство предприятий не стремятся к углублению экономической интеграции России и Беларуси; б) российские предприятия не рассматривают Союзное государство как единое и экономически выгодное пространство для ведения бизнеса; в) российские предприятия видят необходимость в устранении национальных барьеров для облегчения взаимодействия между предприятиями России и Беларуси. Прикладная значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для формирования программ экономической интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства.

44-54 253
Аннотация

Статья посвящена торгово-экономическому сотрудничеству России со странами — участницами БРИКС и торговому взаимодействию внутри союза БРИКС. Вначале изучаются особенности развития стран — членов БРИКС и возможности их торгового взаимодействия в рамках данного объединения. Рассматривается торгово-экономическое сотрудничество внутри группировки БРИКС: структура экспортных и импортных поставок, динамика внешнеторгового оборота и особенности взаимной торговли. Говорится о взаимодополняемости национальных экономик стран БРИКС, о конкурентоспособных направлениях каждой ее страны в сферах предоставления тех или иных услуг. Акцент делается на исследовании торгово-экономического сотрудничества России со странами — членами БРИКС за последние годы. Анализируются экспорт, импорт, внешнеторговый оборот России с каждой страной данной организации. При этом все расчеты в статье выполнены самостоятельно на основе статистических данных. Выявляются особенности торгового взаимодействия России в рамках группировки БРИКС, делаются соответствующие выводы, а также говорится об инвестиционном направлении как составляющей роста торгового взаимодействия, увеличения внешнеторгового оборота и роста ВВП.

55-65 187
Аннотация

ЕАЭС, как одно из ключевых интеграционных объединений современности, находится на начальной стадии своего жизненного цикла. Этот факт объективно предполагает наряду с несомненными успехами необходимость функционирования ЕАЭС в проблемном поле, в условиях определенных вызовов угроз и рисков. Главным вызовом евразийской интеграции является «нулевой углеродный след» и намерение ЕС ввести трансграничный углеродный налог в качестве инструмента климатического регулирования. Для евразийского ответа на глобальный вызов нулевого углеродного следа целесообразно создание в рамках ЕАЭС биржи поглощающих выбросов. Для создания механизма финансирования научно-технического сотрудничества необходимо использовать экспериментальные подходы, например, введение экспортной пошлины на углеродный след.

ПРАВО 

66-76 203
Аннотация

В данной статье пенсионное обеспечение трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза исследовано на основе анализа законодательства интеграционной организации ЕАЭС и сравнительного анализа внутригосударственного пенсионного законодательства государств — членов ЕАЭС с целью выявления особенностей социальной защиты их граждан при наступлении нетрудоспособности. В статье рассмотрен порядок организации пенсионного обеспечения в рамках Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС от 20 декабря 2019 г.

77-81 238
Аннотация

В статье рассматриваются основные точки развития международно-правового регулирования инвестиционных отношений с участием иностранного элемента. На современном этапе развития международных инвестиционных отношений национальное законодательство не способно в полной мере обеспечить регулирование международных инвестиционных отношений, единолично создать условия, необходимые для свободного движения капиталов, а также в должной степени обеспечить гарантии соблюдения прав и интересов иностранных инвесторов. Свободное движение капиталов требует сходных принципов, форм и методов их правового регулирования, что способствует созданию единого правового пространства. Однако на настоящем этапе развития международного права создание глобального и эффективного инвестиционного права не представляется возможным. Особое значение в таких условиях приобретает региональное сотрудничество государств.

ПОЛИТИКА 

82-96 180
Аннотация

Мы являемся свидетелями того, что с появлением на международной арене новых глобальных игроков постепенно формируются многополярный мир и новый баланс сил. Учитывая это, очень важно, чтобы все государства четко определили свою позицию по отношению к возникающим полюсам силы. Поскольку Россия выступает в качестве одного из таких полюсов, необходимо взглянуть на позицию Сербии в отношении политического и экономического сотрудничества между двумя странами. Один из способов сделать это — взглянуть на эти проблемы с точки зрения граждан Сербии. Соответственно, это исследование направлено на представление основных выводов, касающихся оценки и мнения граждан Сербии в отношении политического, экономического и военного сотрудничества между Республикой Сербия и Российской Федерацией на основе анализа опросов, проведенных Институтом политических исследований в период 2015–2020 гг. Авторы также представили основные экономические, торговые и финансовые показатели сотрудничества между Россией и Сербией, в основном торговые отношения и прямые иностранные инвестиции.

97-107 139
Аннотация

В статье акцентировано внимание на непреходящую актуальность исследований в области военной истории для совместного решения проблем сотрудничества и безопасности от Атлантики до Тихого океана в рамках Большого евразийского партнерства. Последовательно останавливаясь на этапах деятельности Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, показан его исторический путь. Представлены сведения об образовании Института, его структуре, задачах, о руководителях Института. Даются обзор фундаментальных трудов, исследовательских работ, выполненных коллективом Института, сведения об известных ученых, лауреатах различных премий. Показан вклад коллектива Института в реализацию государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Охарактеризован круг задач, решаемых в интересах федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации, органов военного управления. Показан вклад Института в обеспечение образовательного процесса военно-учебных заведений, проведения международных олимпиад курсантов военных образовательных организаций высшего образования государств — участников СНГ по военной истории. Дан обзор международной деятельности Института в рамках Международной комиссии военной истории, со странами СНГ, ОДКБ, ЕАЭС. Показана роль Института в решении задач научного информирования в ВС РФ в части истории войн и военного искусства, в противодействии попыткам фальсификации и искажению военной истории, наносящим ущерб интересам Российской Федерации. Подчеркивается, что основным содержанием деятельности Института является необходимость сохранения правды о победе советского многонационального народа в Великой Отечественной войне, укрепление сотрудничества с профильными организациями и структурами государств Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности, Союзного государства.

108-117 191
Аннотация

В статье предлагается комплексный анализ политики ЕС в области развития и внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ), который вносит вклад в научные исследования, посвященные проблематике международных политических аспектов развития технологий ИИ. Работа в первую очередь основана на анализе официальных документов, входящих в Стратегию ЕС по ИИ: Белая книга, Координационный план, Предложение о Положении, устанавливающем гармонизированные правила в отношении искусственного интеллекта на территории ЕС, документы экспертных групп Европейской комиссии др. Представлены данные о национальных стратегиях в области ИИ европейских государств.

В статье выявлены и раскрыты ключевые направления политики ЕС в области ИИ. К ним относятся инвестиции в технологии, создание условий для их развития, содействие разработкам и внедрению, формирование образовательной и регуляторной среды, продвижение европейского видения развития технологий ИИ на международном уровне. Подробно рассматриваются программы и источники финансирования, организационные и координационные механизмы, функционирующие на уровне ЕС, формы взаимодействия между заинтересованными сторонами, основные подходы к продвижению единых принципов в сфере этики и безопасности технологий. Значительное внимание уделено продвижению политики ЕС в области ИИ на международной арене.

118-124 317
Аннотация

С целью определения возможностей более широкого применения идей евразийства во внешней политике России, включая ЕАЭС, но не ограничиваясь им, проведен анализ различных методов и подходов, применяемых для интеграционных процессов. При этом учитываются текущая геополитическая ситуация и факторы многовекторности в международных отношениях. Также предлагается учитывать роль идентичности в широком смысле в качестве политической привлекательности. Вместе с этим рассмотрены и различные проблемы на организационном, социальном, гуманитарном и экономическом уровнях. Учтены и широкие факторы безопасности, которые также играют роль в евразийской интеграции. Актуальность данного исследования обусловлена не только реализацией стратегических направлений внутри ЕАЭС, но и общим курсом на многополярность, который проводит Россия. Кроме того, кризис либеральной демократии на Западе дает дополнительную возможность России для реализации собственных идей и доктрин на международном уровне. Автор считает, что евразийство, включая его классическую версию, может стать одним из императивов внешней политики России.

125-134 189
Аннотация

В современном мире интеграционные объединения, созданные с целью либерализации мировой торговли и содействия экономическому развитию стран-участниц, играют все более важную роль в мировой экономике. В зависимости от внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов страны обозначается ее статус в интеграционных объединениях. В ходе написания данной статьи, основываясь на эмпирических и теоретических методах исследования, удалось определить разницу между видами участия стран в международных организациях, выделить основные причины получения странами статуса наблюдателя при Евразийском экономическом союзе, а также проанализировать перспективы расширения интеграционного объединения.

135-140 183
Аннотация

Терроризм — явление не новое в истории человечества, и с древних времен различные политические и социальные силы пытались таким образом захватить власть, прибегая к насилию и запугиванию. Разные силы видели в терроризме средство борьбы со своими противниками. В средние века терроризм приобрел особый статус в европейских странах как особая форма политической борьбы за защиту интересов государства, церкви и религиозных властей. Сам акт официального убийства преступников в любой форме был совершен с целью запугивания людей и различных слоев общества. Насилие маргиналов, выражаемое термином «террор», стало более распространенным в наше время во французской политической истории. Сторонники реформы видели в защите интересов и свобод личности с помощью терроризма эффективное средство политической борьбы. Однако позже этот термин был сочтен негативным актом, а терроризм преподнесен как преступление против государства. То есть с конца XVIII в. термин «террор» употребляется в отрицательном смысле. На нынешнем этапе развития человеческого общества терроризм приобрел наиболее устрашающие черты. Террористы убивают невинных людей, чтобы запугать общественность и власти. Терроризм стал одним из основных инструментов борьбы за власть, защиты групповых, этнических, расовых и других интересов.

ЕВРАЗИЙСКАЯ ХРОНИКА 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-2929 (Print)