ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
ГЛАВНОЕ
Цель. Выявить узловые проблемы формирования Интегрального мирохозяйственного уклада (МХУ) в условиях освоения достижений шестого технологического уклада и регламентации обеспечения глобальной безопасности.
Задачи. Выявить теоретический статус Интегрального МХУ, перспективы вхождения в его ритм развития России и присущей ему архитектоники глобальной безопасности.
Методология. На базе расчетных данных экономической статистики, их теоретического осмысления сформирован концептуальный аппарат для исследования взаимосвязи технологических и мирохозяйственных процессов с мониторингом глобальных рисков.
Результаты. Выявлены основные характеристики государств, соответствующих Интегральному МХУ. Дана оценка динамики его развития и стратегии опережающего развития. Обоснована необходимость включения в новую научно-технологическую картину мира представлений о фундаментальной принадлежности любым сложноорганизованным системам функций и структур, обеспечивающих не только их саморазвитие, устойчивость и надежность, но и представления о безопасности их существования, развития и функционирования.
Выводы. В качестве составной части международной архитектуры Интегрального МХУ и ее основой следует рассматривать систему глобальной и евразийской безопасности. Глобальной — поскольку она предполагает создания механизмов, позволяющих предотвратить повсеместное расползание «спрута» гибридной войны, а евразийской — поскольку на пространстве Большой Евразии, точнее в ее восточной части, формируется ядро Интегрального МХУ. Интегральный МХУ следует рассматривать не только в качестве прообраза полицентричного мироустройства, о чем шла речь выше, но и как созидаемую архитектонику его глобальной безопасности. В новой научно-технологической картине мира формируются представления о фундаментальной принадлежности любым сложноорганизованным системам функций и структур, обеспечивающих не только их саморазвитие, устойчивость и надежность, но и представления о безопасности их существования, развития и функционирования. Тем самым мы неизбежно подходим к необходимости разработки асфатроники как теории глобальной безопасности. Объектом асфатроники выступает безопасность, определяемая в предельном плане как отсутствие опасности, недопустимого риска, а предметом — энерго-информационные процессы обеспечения безопасности, охватывающие все уровни организации биологических, социальных и технических систем управления (от нано- до макроуровня). Область исследований асфатроники — экологическая, военная, геополитическая, техногенная, экономическая, социальная, информационно-психологическая, когнитивная и другие виды безопасности. Глобальную безопасность следует рассматривать, не ограничиваясь только экологической проблематикой и международными отношениями. Она охватывает все многообразие функций и структур обеспечения саморазвития, устойчивости, надежности, безопасности существования био-, социо-, когно- и техносферы. В контексте рассмотренных выше проблем структурными разделами асфатроники должны стать глобальная безопасность, обеспечивающая предотвращение геополитических, экологических, экономических, социальных и технологических рисков, возникающих в процессе формирования Интегрального мирохозяйственного уклада на основе нано-, био-, инфо-, когно- и социальных технологий.
Цель. Раскрыть актуальные тенденции и проблемы во внешней торговле, международной финансовой системе и инвестиционной активности государств — участников СНГ, на основании чего дать рекомендации, способствующие устойчивому экономическому развитию и укреплению взаимного сотрудничества.
Методология. Использована статистика внешнего сектора экономик государств — участников СНГ за 2019–2023 гг. К данным были применены методы агрегации, сравнения, ретроспективного и индикативного анализа. Графическое представление индикаторов позволило визуализировать основные тенденции изучаемых показателей, рассчитанных по данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, Всемирного банка, ЮНКТАД и Брукингского института.
Результаты. На протяжении последних лет СНГ столкнулось с рядом глобальных потрясений, сказавшихся на международных экономических отношениях его участников между собой и с третьими странами. Несмотря на внешнее дестабилизирующее воздействие и геополитическую турбулентность, государства — участники СНГ сохраняют устойчивость и положительный вектор развития, что во многом достигается благодаря взаимовыгодному сотрудничеству с Россией — важнейшим экономическим партнером. Так, Россия занимает лидирующие позиции во взаимной торговле со странами СНГ, а переориентация российского экспорта на «дружественные» страны стимулировала товарооборот в регионе. Снижается тяжесть внешнего долга для национальных экономик стран СНГ, нормализуется их долговая устойчивость и платежеспособность. Менее позитивная ситуация складывается в потоках прямых инвестиций, которые нестабильны в динамике и крайне неравномерно распределены между странами.
Выводы. В контексте отдельной национальной экономики справедливо отметить, что сложная геополитическая обстановка и небывалое внешнеэкономическое давление сужают возможности экономического роста и обеспечения устойчивого развития. Но это утверждение не всегда верно применительно к межгосударственному объединению, и государства — участники СНГ яркий тому пример. Сейчас, в сложный период, требующий от участников сплоченности и взаимовыручки, потенциал этого объединения может раскрыться в полной мере. При глубоком изучении вопроса можно выявить массу перспективных направлений взаимовыгодного сотрудничества в торговых, кредитных и инвестиционных отношениях. Требуется устранять интеграционные барьеры, чтобы СНГ превратилось в мощную и влиятельную международную организацию.
ЭКОНОМИКА
Цель. Провести анализ рынка труда молодежи в Союзном государстве России и Белоруссии и выявить тенденции, влияющие на развитие рынка труда в условиях геополитических вызовов.
Задачи. Проанализировать динамику основных показателей рынка труда: численность рабочей силы, показатели спроса и предложения на труд, численность занятых по возрастным группам. Выявить потенциал и риски развития рынка труда молодежи в Союзном государстве России и Белоруссии, а также выявить возможности сотрудничества в условиях геополитических вызовов.
Методология. В процессе исследования поставленные задачи решались с использованием общенаучных методов — синтеза, анализа, обобщения. На основе комплексного и сравнительного анализа развития рынка труда в Союзном государстве России и Белоруссии проведена оценка потенциала и рисков рынка труда молодежи.
Результаты. Анализ показателей рынка труда в Союзном государстве России и Белоруссии показал, что, несмотря на снижение уровня безработицы среди молодежи, на рынке труда присутствует дефицит кадров за счет ежегодного снижения численности занятых в экономике возрастной группы 15–29 лет. Данная ситуация обусловливает наличие рисков для устойчивого развития экономики. Определен потенциал рынка труда молодежи, выраженный в наличии цифровых компетенций и профессиональных навыков, которые формируются на этапе подготовки кадров в высших и средних профессиональных учреждениях. Определено, что важным элементом развития рынка труда молодежи выступает механизм сотрудничества, который позволяет устранить негативные тенденции рынка труда молодежи в России и Белоруссии.
Выводы. Учитывая тенденции, происходящие на рынке труда молодежи в Союзном государстве России и Белоруссии, необходимо усилить регулирование сегмента социально-трудовых отношений с молодежью, обеспечивая гарантии самореализации и трудоустройства молодых специалистов, востребованности их профессиональных навыков в начале трудовой деятельности за счет привлечения молодых людей в различные национальные проекты, способствующие реализации трудового потенциала молодежи.
Цель. Статья посвящена аргументации роли миграционной составляющей трудовых ресурсов, выявлению социально-экономических последствий трудовой миграции и разработке подходов к ее регулированию при взаимодействии России и Республики Таджикистан.
Задачи. Изучение роли Таджикистана в формировании и использовании трудовых ресурсов России, исследование причин и последствий трансформации миграционных процессов в Республике Таджикистан, обоснование перспектив развития миграционной составляющей взаимодействия России и Республики Таджикистан.
Методология. В исследовании применены: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнения и группировки, экономико-статистический анализ, эволюционный и исторический подходы; использована законодательная база и обобщены литературные источники по теме исследования.
Результаты. В результате исследования выявлена существенная роль миграционных процессов в формировании и использовании трудовых ресурсов, о чем свидетельствуют рассчитанные авторами среднегодовые изменения этого показателя за более чем десятилетний период. Актуальность исследования миграционной составляющей взаимодействия России и Республики Таджикистан подтверждается ее высокой долей в общем миграционном потоке. В статье обоснована совокупность факторов, влияющих на миграционную составляющую трудовых ресурсов. К числу основных из них отнесены: многополярность, подтверждаемая созданием таких межгосударственных объединений, как БРИКС; изменение миграционного законодательства, регулирующего деятельность мигрантов, как в принимающей стране, так и в стране исхода; развитие цифровых технологий, способствующее расширению использования таких нестандартных форм занятости, как фриланс и платформенная занятость. В процессе исследования выделены основополагающие принципы формирования трудового потенциала мигрантов, способствующие, на наш взгляд, повышению их трудового потенциала. При этом аргументируется целесообразность акцентирования внимания не только на организационно-экономической эффективности производственных процессов. В статье сделан вывод о необходимости при регулировании трудовой миграции учитывать переход от модели стандартизированной занятости к индивидуализированной, что в существенной степени затрагивает мигрантов и получает подтверждение в распространении среди них прекарной (неустойчивой) занятости, при которой утрачиваются работником стандартные трудовые отношения, основанные на бессрочном трудовом договоре с полной рабочей неделей. При принятии управленческих решений по регулированию миграционных процессов предлагается в качестве индикатора социально-экономических последствий трудовой миграции, проявляющихся в прекаризации занятости, использовать доход мигрантов, сопоставленный с прожиточным минимумом, а также с медианным значением доходов работников аналогичных профессиональных групп.
Выводы. В данном исследовании рассматривается миграционная составляющая взаимодействия России и Республики Таджикистан, являющаяся очень важной для обеих стран. Для России целесообразность миграционных процессов обусловлена тем, что они способствуют решению демографических и связанных с ними проблем, в том числе пополнение рабочей силы за счет молодых и средних возрастов. Для Республики Таджикистан миграция является частью государственной политики по регулированию рынка труда, что подтверждается текущими и перспективными мерами по регулированию рынка труда в этой стране. Положительный результат взаимодействия России и Республики Таджикистан достигается при комплексном подходе к решению этой проблемы, предусматривающем статистическое обоснование потребности в трудовых ресурсах, адекватную меняющимся условиям законодательную базу, тесную связь со сферой образования. Современные компьютерные технологии обусловливают высокую степень цифровизации организационных и трудовых процессов, проявляющуюся в расширении нестандартных, в том числе прекарных, форм занятости, что предполагает необходимость их мониторинга и регулирования.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к интеграционным процессам в Евразии и их влиянием на международные торговые отношения, особенно в контексте взаимодействия России и Ирана. В условиях глобальных геоэкономических вызовов интеграционные усилия Ирана в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) становятся важным фактором, способствующим развитию внешнеэкономических связей. Новизна исследования обусловлена применением различных эконометрических методов к исследованию торговли и интеграции Ирана и России.
Цель. Исследование влияния процесса интеграции Ирана в экономику ЕАЭС и ШОС на внешнеторговые связи России и Ирана.
Задачи. Задачами исследования являются: расчет индекса торговой комплементарности для оценки взаимной дополняемости профилей торговли Ирана, России и их торговых партнеров, изучение экономических показателей ЕАЭС и ШОС с целью более глубокого понимания процесса интеграции Ирана в экономику региона и последствий этого процесса для торговли Ирана и России, а также разработка эконометрической модели торговли для оценки влияния различных факторов, в особенности связанных с интеграцией, на оборот торговли России с Ираном и другими странами.
Методы. Использованы методы эконометрического моделирования международной торговли с применением гравитационного подхода, расчет индекса комплементарности и описательная статистика.
Результаты и выводы. Результаты демонстрируют низкий уровень торговой комплементарности между профилями торговли России и Ирана, что может указывать на слабый потенциал развития торговли. Тем не менее торговля России и Ирана находится на низкой стадии развития, и существует значительный потенциал для роста в различных областях. Успешные усилия Ирана по интеграции в ЕАЭС, заключение Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли, а также Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном стали важными стимулами для роста товарооборота и реализации имеющегося потенциала. Эконометрические расчеты показывают, что заключение соглашений о свободной торговле и преференциальных торговых соглашений может привести к кратному росту товарооборота между Россией и Ираном.
Разворачивается новый этап «Большой игры» на евразийском пространстве с участие альянса государств т. н. коллективного Запада. Цели и масштабы противостояния не ограничиваются Центральной Азией, а охватывают всю евразийскую дугу нестабильности. Ареал Каспийского региона рассматривается как осевая зона Евразийского континента, на которой сфокусированы геополитические интересы ведущих экономик и формируется новое пространство мирохозяйственного развития.
Цель. Проанализировать современную геополитическую ситуацию в ареале Большого Каспийского региона, включая центрально-азиатское пространство, с точки зрения национальных интересов России.
Задачи. Выявить роль Российской Федерации и обосновать состояние развития геополитических процессов на пространстве евразийской дуги нестабильности.
Методология. В работе использованы общенаучные методы анализа и синтеза, системный и проектный подходы, аналитический, описательный и монографические методы, модели и механизмы пространственного развития.
Результаты. На современном этапе мирохозяйственного развития формируются побудительные мотивы человечества в контексте созидательного развития и выстраивания геополитических процессов в векторе создания более справедливого и многополярного мира. Особая миссия процесса пробуждения отводится России, которая является цивилизационным лидером для самосознания народов мира объективной необходимости глобальной созидательной перезагрузки. В ареале Большого Каспийского региона формируются очертания новой модели мирового порядка на основе консолидации усилий системообразующих и взаимосвязанных международных организаций ШОС, СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии) и БРИКС.
Выводы. Усиление роли нового мирохозяйственного дуэта России и Китая сопровождается глобальными тенденциями позитивного развития в мире как начавшегося процесса формирования «нового интегрального мирохозяйственного уклада.
ПРАВО
Исследование направлено на изучение системы нормативного регулирования общественных отношений в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг в государствах — участниках СНГ.
Цель. Выявить подходы к формированию терминологических основ правового института государственных и муниципальных услуг, определению круга и правового положения участников правоотношений, регулированию порядка предоставления (оказания) государственных и муниципальных услуг.
Задачи. Рассмотреть законодательные подходы, термины, используемые в сфере публичных / сервисных услуг, разработанность темы в научной литературе. Проанализировать нормативные правовые акты государств — участников СНГ в сфере государственных и муниципальных услуг.
Методология. Исследование проводилось с использованием сравнительно-правового, формально-юридического, дедуктивного и системного методов.
Результаты. Исследование показало, что правовое регулирование предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется во всех государствах — участниках СНГ, терминологический аппарат в основном сформировался, при этом отмечается разнообразие используемых дефиниций и подходов по предоставлению услуг, которое проявляется не только в отношении государственных и муниципальных услуг, но и в связи с предоставлением услуг в различных жизненных ситуациях, а также общественных услуг и услуг бизнес-среде. Результаты представлены в виде обобщенных моделей правового регулирования государственных и муниципальных услуг на пространстве СНГ.
Выводы. В настоящее время в законодательстве государств — участников СНГ, несмотря на различные подходы к юридическому инструментарию, а также формированию терминологических основ правового института государственных и муниципальных услуг, определению круга и правового положения участников процесса предоставления (оказания) государственных и муниципальных услуг, регулированию порядка предоставления (оказания) государственных и муниципальных услуг, существуют предпосылки для гармонизации правовых принципов и норм в исследуемой сфере.
Цель. В статье определены общие черты и особенности политики и практического опыта инициативного бюджетирования пяти постсоветских стран — членов Евразийского экономического союза (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан).
Задачи. Привлечена оценка текущей ситуации в этих странах международными организациями.
Приводится обзор правовой базы по открытому бюджету и инициативному бюджетированию каждой анализируемой страны. Анализируются модели инициативного бюджетирования, специфичные для стран Евразийского экономического союза.
Методология. Прежде всего, мы анализируем законодательство и стратегические документы, а также ответственные органы. Во-вторых, мы приводим оценку практики стран ЕАЭС международными организациями. В-третьих, мы анализируем модели инициативного бюджетирования, специфичные для стран ЕАЭС. Наконец, делаем выводы по аналогичным проблемам в странах ЕАЭС.
Результаты. Было выявлено, что модель демократии сближения более характерна для России и Казахстана, многостороннее участие более или менее специфично для Кыргызстана и Армении, партиципаторная модернизация подходит для Беларуси. Более того, мы видим, что не существует модели инициативного бюджетирования, специфичной для всех стран ЕАЭС.
Выводы. Можно сделать вывод, что страны ЕАЭС существенно различаются в политике и практике инициативного бюджетирования, а также в рейтингах международных организаций. В то же время отмечается ряд общих моментов.
ПОЛИТИКА
В рамках статьи предпринимается попытка оценить практическую возможность построения архитектуры равной и неделимой безопасности в Евразии, а также выявить основные факторы, препятствующие реализации этой цели. Материалом для анализа послужили результаты Всероссийской зимней онлайн-школы «Международные конфликты и глобальная безопасность», проходившей в период с 4 по 6 февраля 2024 г. на базе Северо-Западного института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Цель. Выявить и обобщить эмпирико-теоретические ограничения концепции неделимой безопасности в контексте построения инклюзивной и устойчивой архитектуры безопасности в Евразии.
Методы. Применены методы научной дискуссии с последующим теоретическим анализом материалов Всероссийской зимней онлайн-школы «Международные конфликты и глобальная безопасность».
Результаты. В ходе работы стало возможным выделить несколько перспективных направлений отечественной научной дискуссии о равной и неделимой безопасности в Евразии. Во-первых, изучение глобальных факторов, таких как динамика и характеристики современных международных конфликтов, а также роль и воздействие новых технологий на общество и межгосударственные отношения. Во-вторых, обсуждение возможностей и перспектив сотрудничества России с государствами Евразии и других континентов в рамках более инклюзивного Большого Евразийского партнерства.
Выводы. Исследование показало, что формирование равной и неделимой безопасности в Евразии затрудняет наличие ряда ограничений эмпирического и теоретического характера. К сложностям эмпирического характера можно отнести продолжающийся рост конфликтности в мире, динамичность событий, отсутствие мирового порядка, преобладание разнонаправленных интересов и фундаментальные расхождения подходов европейских и евразийских держав к построению нового миропорядка. Своеобразным «черным лебедем» служат цифровые технологии, способные как увеличивать эффективность государственного управления, так и порождать более жесткие формы социального контроля и воспроизводить небезопасность. К ограничениям теоретического характера следует отнести противоречие между универсалистской природой концепта неделимой безопасности и идей ее локального применения, т. е. на евразийском пространстве. Существенным затруднением выступает также государствоцентризм концепции, а также сложность реализации неделимой безопасности в условиях отсутствия «неделимой справедливости» в отношениях суверенных государств. Авторы статьи заключают, что, несмотря на указанные недостатки, данная концепция обладает практическим потенциалом и является одним из перспективных проектов построения нового миропорядка.
В период мирового политического кризиса произошла вынужденная ревизия многих международных и мировых инициатив, инициатором которых была ООН. Несмотря на разное мнение среди государств по поводу целесообразности продолжения программы Целей устойчивого развития (ЦУР), и ООН, и большинство стран не ставят под сомнение необходимость ее продолжения.
Замедление процесса глобализации, сегментация глобального пространства, выход на первый план региональных процессов стали стимулом развития региональных интеграционных структур. В значительной мере из трех иерархических уровней (глобального, регионального, национального) повысилось значение среднего уровня. В статье рассматривается деятельность ЕАЭС по достижению целей устойчивого развития. Показано, что достижение ЦУР рассматривается сквозь призму достижения интеграционных приоритетов, отраженных в Стратегии развития ЕАЭС-2025.
Цель. Охарактеризовать деятельность региональной интеграционной структуры ЕАЭС по достижению ЦУР.
Задачи. Рассмотреть основные механизмы мониторинга по достижению ЦУР в деятельности ЕАЭС.
Методология. Для достижения целей исследования были использованы описательный и сравнительный методы.
Результаты. Продемонстрировано, что внедрение ЦУР в региональную повестку дня оказывает стимулирующее воздействие на стратегию развития ЕАЭС.
Выводы. Мировой кризис стимулировал более пристальное внимание к региональному уровню развития, где в экономическом плане интеграционные структуры играют основную роль. Достижение ЦУР способствует развитию экономики, социальному прогрессу и демократии через достижение устойчивого развития государств-членов. В период жесткого противостояния мировых большинства и меньшинства концепция ЦУР показала свою востребованность в качестве самого общего ориентира развития мира. На протяжении всех лет после принятия программы развития не прерывались международные многосторонние встречи различного уровня, в том числе и на уровне ООН, с обсуждениями результатов достижения ЦУР, и наиболее влиятельных региональных интеграционных объединений (РИО).
Исследование направлено на изучение работ китайских авторов по вопросам российско-китайского сотрудничества.
Цель. Проанализировать основные направления сотрудничества Китая и России в Арктике в интерпретации китайских авторов.
Задачи. Выявить современное состояние и прогнозы китайско-российского арктического сотрудничества, рассмотренные в работах китайских ученых, и сопоставить их с национальными интересами России.
Методология. Для определения специфики китайского понимания сотрудничества в Арктике были использованы историографический и геополитический подходы, ориентированные на принятие и осуществление политико-управленческих решений, достижение конкретных управленческих результатов. При помощи историографического подхода анализируется трансформация китайско-российских отношений, динамика и проблемы во взаимодействии двух стран.
Результаты. Комплексное исследование отражает специфику и показывает перспективы стратегического сотрудничества Китайской Народной Республики и Российской Федерации. Дан анализ по актуальным вопросам китайско-российского сотрудничества в Арктическом регионе на основе исследования работ китайских ученых. Обозначены и проанализированы существующие проблемы в китайско-российских отношениях и определены предложения по их разрешению. Сделан перспективный анализ развития китайско-российских отношений в Арктике на основе работ китайских исследователей.
В условиях стремительного развития науки и технологий и усложнения геополитического ландшафта Арктический регион стал передовым рубежом международного соперничества. Россия и Китай, как важные участники арктических дел, не только имеют общие интересы в сфере геополитики и экономики, но и обладают значительным потенциалом для сотрудничества в поддержании стабильности и устойчивого развития региона. В последние годы научная дипломатия становится важным инструментом межгосударственного взаимодействия, и строительство и сотрудничество в арктических мозговых центрах вузов России и Китая постепенно превращаются в основной формат научной дипломатии.
Цель. Настоящая статья направлена на анализ текущего состояния сотрудничества между Китаем и Россией в Арктике, включая контекст данного взаимодействия, а также на исследование современного состояния и роли арктических мозговых центров в вузах, рассматриваются возможные пути развития сотрудничества между вузами двух стран в рамках создания и функционирования таких центров.
Методология. Посредством систематического обзора и эмпирического анализа изучаются особенности сотрудничества и формирования мозговых центров в вузах Китая и России, специализирующихся на изучении Арктики.
Результаты. Основные направления кооперации арктических мозговых центров в вузах Китая и России включают: проведение совместных научных исследований и экспедиций, что способствует обмену данными и ресурсами; регулярную организацию международных конференций и академических обменов, направленных на развитие политического диалога и передачу знаний; использование результатов исследований мозговых центров для подготовки рекомендаций правительствам, поддерживая принятие решений по арктическим вопросам. Более того, сотрудничество между мозговыми центрами может усилить обмен и взаимодействие в таких сферах, как информационные технологии и охрана окружающей среды, способствуя совместному развитию.
Выводы. Результаты исследования показывают, что сотрудничество между мозговыми центрами вузов Китая и России по вопросам Арктики эффективно способствует углублению взаимодействия двух стран в области политики, информационных технологий, рационального использования ресурсов и охраны окружающей среды. Оно обеспечивает интеллектуальную поддержку арктических стратегий обеих стран и играет важную роль в глобальном управлении.
Обозначенные в настоящей статье перспективные направления энергетического сотрудничества с наибольшей полнотой способны обеспечить взаимный учет энергетических интересов России и Саудовской Аравии в контексте достижения национального технологического суверенитета, выхода на производство общих благ для целей энергетического развития двух стран.
Цель. Выявить перспективные направления энергетического сотрудничества между Россией и Саудовской Аравией с учетом приоритетов развития «зеленой» энергетики КСА.
Задачи. Проанализировать текущее состояние и приоритеты развития «зеленой» энергетики в Королевстве Саудовская Аравия в рамках программы «Видение-2030»; проанализировать существующую нормативно-правовую базу и институциональные механизмы энергетического сотрудничества между Россией и КСА; определить ключевые направления технологического сотрудничества между Россией и КСА в области атомной энергетики; оценить потенциал сотрудничества России и КСА в области развития водородной энергетики; разработать практические рекомендации по развитию российско-саудовского энергетического сотрудничества с учетом приоритетов «зеленой» энергетики.
Методология. Для решения поставленных в исследовании задач автор прибегает к использованию таких методов, как статистический анализ, системный и сравнительный анализ, научное обобщение, экспертные оценки.
Результаты. Поддержка и содействие правительств Российской Федерации и Саудовской Аравии в области ТЭК (Топливно-энергетический комплекс) является важным инструментом для достижения стратегических целей двух стран в сфере энергетики, науки и технологий. Энергетический диалог между Россией и Саудовской Аравией обладает значительным потенциалом для дальнейшего углубления и расширения, в частности, в таких направлениях, как ядерная и водородная энергетика.
Выводы. Активизация усилий по созданию благоприятных условий для двустороннего энергетического сотрудничества между Россией и Саудовской Аравией сегодня направлена на: возможность диверсификации ТЭК и сохранения его устойчивости в условиях изменяющегося мирового энергетического ландшафта; создание передовых технологий, способных повысить конкурентоспособность двух стран на мировой арене, а также достичь цели энергоперехода по снижению углеродного следа; создание новых высококвалифицированных рабочих мест в области исследований, инженерии, производства и обслуживания.
Цель и задачи. Исследование участия Китая и Индии в работе Арктического совета (далее — Совет, АС) посредством рассмотрения трех критериев и сравнение на основе данных показателей деятельности двух стран в работе Совета.
Методы. Системный подход, анализ документов, сравнительный анализ, обобщение и синтез.
Результаты. В статье были сформулированы три критерия: число делегатов, направленных Китаем и Индией на Заседания старших должностных лиц Арктического совета (далее — СДЛ АС); количество проектов, в которых обе страны принимают участие в рамках деятельности рабочих групп Совета; содержание указанных проектов и их распределение по группам Совета. Для выделения показателей были изучены списки участников Заседаний СДЛ АС и отчеты Пекина и Дели, предоставленные ими в рассматриваемый институт. На основе рассмотрения данных показателей был проведен сравнительный анализ участия Китая и Индии в работе Арктического совета.
Выводы. Китай представлен на Заседаниях СДЛ АС большим числом делегатов (2), чем Индия (1–2 в зависимости от заседания). Наибольшее количество проектов Китай реализовал в 2021–2023, Индия — в 2019–2021 гг. С каждым периодом КНР увеличивает свое присутствие в деятельности рабочих групп Совета. Количество проектов, в которых Индия участвует, колеблется от периода к периоду. Китай принял участие за период 2013–2023 гг. в 63 проектах, а Индия — в 62 (данное число для Индии не является точным). Обе страны заостряют свое внимание на проектах, реализуемых в рамках ПАМЕ, КАФФ и АМАП, что связано с проводимой экологической, климатической и энергетической политикой государств. Однако в проектах группы ЕППР Индия не принимает участие, что является упущением. В целом Китай в большей степени, чем Индия, участвует в работе АС, а значит, действительно реализует экологическую политику в Арктике.
ЕВРАЗИЙСКАЯ ХРОНИКА

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.