Preview

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика

Расширенный поиск

Роль цифровой трансформации в борьбе с преступностью на море

https://doi.org/10.22394/2073-2929-2022-04-68-81

Аннотация

Борьба с преступностью на море предполагает создание современной системы безопасности в морских портах, территориальном море и прилежащей зоне на всем протяжении транспортных коридоров в условиях интенсивного судоходства.

Цель. Оценка влияния цифровой трансформации на борьбу с преступностью на море.

Задачи. Во-первых, охарактеризовать воздействие цифровых технологий на характер пиратских нападений и других морских правонарушений, которые являются актуальными угрозами для морской инфраструктуры. Во-вторых, проанализировать влияние современных мер по борьбе с морской преступностью на экономику морских портов, судоходных компаний и других субъектов морского бизнеса. В-третьих, рассмотреть роль администрации морского порта и частных военных компаний в борьбе с правонарушениями на море.

Методология. Исследование проводится формально-правовой и сравнительно-правовой методикой с применением обзорно-аналитического подхода.

Результаты. Анализ данных показывает, что администрации морских портов заинтересованы в оптимизации затрат на безопасность за счет создания удобной цифровой системы управления приморской инфраструктурой. Системы безопасности и логистические решения зависят от эффективности цифровых технологий, внедряемых в интересах обеспечения безопасности мореплавания. Конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74/88), дополненная Международным кодексом безопасности судов и портовых средств (ISPS) в 2004 г., предусматривает универсальную систему морской безопасности, вместе с тем имплементации этих норм в ряде регионов Мирового океана недостаточно для нейтрализации приморских криминальных угроз.

Выводы. В условиях цифровизации меры по борьбе с преступностью на море приводят к значительным затратам, так как требуют сложной технологической инфраструктуры на судах и в портах. Нормы морского права, нацеленные на борьбу с пиратством и контрабандой, следует имплементировать на национальном уровне с учетом социально-экономических особенностей развития приморской инфраструктуры. Поскольку негативные экономические тренды влекут за собой рост криминальной активности, постольку в борьбе с пиратством и контрабандой не следует приносить в жертву экономические интересы субъектов торгового мореплавания.

Об авторах

В. П. Кириленко
Северо-Западный институт управления РАНХиГС
Россия

Кириленко Виктор Петрович - заведующий кафедрой международного и гуманитарного права СЗИУ РАНХиГС, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Санкт-Петербург



Г. В. Алексеев
Северо-Западный институт управления РАНХиГС
Россия

Алексеев Георгий Валерьевич - доцент кафедры правоведения СЗИУ РАНХиГС, кандидат юридических наук, доцент.

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Варфоломеев А. А. Современное морское пиратство и действующее международное право // Международная жизнь. 2015. № 4. С. 149–162.

2. Гуцуляк В. Н. Правовое регулирование захода торговых судов в иностранные порты в условиях пандемии Covid-19 // Государство и право. 2020. № 7. С. 100–110. DOI: 10.31857/S102694520010654-0

3. Гуцуляк В. Н. Правовые средства борьбы с пиратством и терроризмом на морском транспорте // Транспортное право и безопасность. 2018. № 4 (28). С. 41–44.

4. Кириленко В. П., Алексеев Г. В. Гармонизация российского уголовного законодательства о противодействии киберпреступности с правовыми стандартами Совета Европы // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14. № 6. С. 898–913. DOI: 10.17150/2500-4255.2020.14(6).898-913

5. Кириленко В. П., Алексеев Г. В. Экстремисты: преступники и жертвы радикального насилия // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13. № 4. С. 612–628. DOI: 10.17150/2500-4255.2019.13(4).612-628

6. Кириленко В. П., Алексеев Г. В. Киберпреступность и цифровая трансформация // Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2021. № 1. С. 39–53. DOI: 10.22394/2686-7834-2021-1-39-53

7. Кириленко В. П., Алексеев Г. В. Противодействие идеологии современного терроризма // Управленческое консультирование. 2018. № 5 (113). С. 8–18. DOI: 10.22394/1726-1139-2018-5-8-18

8. Кожевин Д. Ф., Поляков А. С., Таранцев А. А. [и др.]. Пожарная безопасность транспортно-перегрузочных комплексов угля, сжиженных углеводородных газов и нефтепродуктов в морском порту // Морские интеллектуальные технологии. 2020. № 4–1 (50). С. 193–200. DOI: 10.37220/MIT.2020.50.4.027

9. Сидорченко В. Ф. Морские пираты: от средневековья к современности. СПб., 2016.

10. Сидорченко В. Ф. Морское пиратство. СПб., 2004.

11. Сидорченко В. Ф. Первый на Земле «профсоюз» пиратов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2013. № 2. С. 75–78.

12. Сидорченко В. Ф. Спасание человеческих жизней и имущества на море «по-пиратски» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2010. № 2. С. 84–92.

13. Хижняк В. С. Современные проблемы международно-правового сотрудничества по борьбе с пиратством // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1 (73). С. 82–86.

14. Abliakimova E., Jianjun W. Legal Regime of Russian Seaports: Security Policy Updates // Lex Portus. 2020, 7 (5). DOI: 10.26886/2524-101X.6.2020.1

15. Agatić A., Kolanović I. Improving the Seaport Service Quality by Implementing Digital Technologies // Pomorstvo. 2020, 34, 93–101. DOI: 10.31217/p.34.1.11

16. Akinyemi Y. C. Port Reform in Nigeria: Efficiency Gains and Challenges // GeoJournal. 2016, 81 (5), 681–97. DOI: 10.1007/s10708-015-9657-z

17. Andritsos F., Mosconi M. Port Security in EU: A Systemic Approach. 2010 International Waterside Security Conference, WSS 2010. DOI: 10.1109/WSSC.2010.5730222

18. Andritsos F. Port Security & Access Control: A Systemic Approach. IISA 2013 — 4th International Conference on Information, Intelligence, Systems and Applications. 2013. DOI: 10.1109/IISA.2013.6623728

19. Corruble P. EU Competition Law Applicable to Liner Shipping and Seaports: New Challenges of the Regulation. Bruxelles : Bruylant. 2021. 144 p

20. Davis C. The Politics of Ports: Privatization and the World’s Ports // International Labor and Working-Class History. 2007, 71 (1), 154-161. DOI: 10.1017/S0147547907000385

21. Effah J., Amankwah-Sarfo F., Boateng R. Affordances and Constraints Processes of Smart Service Systems: Insights from the Case of Seaport Security in Ghana // International Journal of Information Management. 2021, 58. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2020.102204

22. Eski Y. Policing, Port Security and Crime Control. An Ethnography of the Port Securityscape. Routledge. 2018. 256 p.

23. Eski Y., Buijt R. Dockers in Drugs: Policing the Illegal Drug Trade and Port Employee Corruption in the Port of Rotterdam // Policing: A Journal of Policy and Practice. 2017, 11 (4), 371–386. DOI: 10.1093/police/paw044

24. Galani S. Port Closures and Persons at Sea in International Law // International and Comparative Law Quarterly. 2021, 70 (3), 605-633. DOI: 10.1017/S0020589321000233

25. Gjørv G. H. Security by Any Other Name: Negative Security, Positive Security, and a Multi-Actor Security Approach // Review of International Studies. 2012, 38 (4), 835–859. DOI: 10.1017/S0260210511000751

26. Gunes B., Kayisoglu G., Bolat P. Cyber Security Risk Assessment for Seaports: A Case Study of a Container Port // Computers and Security. 2021, 103. DOI: 10.1016/j.cose.2021.102196

27. Heilig L., Lalla-Ruiz E., Voß S. Digital Transformation in Maritime Ports: Analysis and a Game Theoretic Framework // NETNOMICS: Economic Research and Electronic Networking. 2017, 18. DOI: 10.1007/s11066-017-9122-x

28. Jović M. Digital Transformation of Croatian Seaports. 32nd Bled eConference Humanizing Technology for a Sustainable Society, BLED 2019 — Conference Proceedings. 2020, 1147–1164. DOI: 10.18690/978-961-286-280-0.63

29. Konvisarova E. V., Levchenko T. A., Pustovarov A. A. Theoretical and Methodological Approaches to the Supply Chain Strategies Role and Analysis of Seaport Competitiveness in the Far East of Russia // International Journal of Supply Chain Management. 2019, 8 (6), 493–498.

30. Lamarque H. Profitable Inefficiency: The Politics of Port Infrastructure in Mombasa, Kenya // The Journal of Modern African Studies. 2019, 57 (1), 85–109. DOI: 10.1017/S0022278X18000630

31. Liu C. P., Liang G. S., Su Y. [et all.] Navigation Safety Analysis in Taiwanese Ports // Journal of Navigation. 2006, 59 (2), 201–211. DOI: 10.1017/S0373463306003687

32. Łozowicka D., Kaup M. Koncepcja bezpiecznej ewakuacji ze statków cumujących w rzeczno-morskim porcie Szczecin w przypadku zagrożenia terrorystycznego podczas trwania imprez masowych // Bezpieczenstwo i Technika Pozarnicza. 2016, 43, 161–172. (На польском яз.) DOI: 10.12845/bitp.43.3.2016.14

33. McNicholas M. A. A Strategic Blueprint for World-Class Seaport Security. Maritime Security. Butterworth-Heinemann. 2016. DOI: 10.1016/b978-0-12-803672-3.00010-8

34. Nassar C. K., Nastacă C. C. The Beirut Port Explosion: Social, Urban and Economic Impact // Theoretical and Empirical Researches in Urban Management. 2021, 16 (3), 42–52.

35. Pavlić Skender H., Ribarić E., Jović M. An Overview of Modern Technologies in Leading Global Seaports // Journal of Maritime & Transportation Science. 2020, 59, 35–49. DOI: 10.18048/2020.59.02

36. Philipp R., Gerlitz L., Moldabekova A. Small and Medium-Sized Seaports on the Digital Track: Tracing Digitalisation Across the South Baltic Region by Innovative Auditing Procedures. Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. DOI: 10.1007/978-3-030-44610-9_35

37. Sarabia-Jacome D., Palau C. E., Esteve M. [et all.] Seaport Data Space for Improving Logistic Maritime Operations // IEEE Access. 2020, 8, 4372–4382. DOI: 10.1109/ACCESS.2019.2963283

38. Sciascia A. Monitoring the Border: Indonesian Port Security and the Role of Private Actors // Contemporary Southeast Asia. 2013, 35 (2), 163–187. DOI: 10.1355/cs35-2b

39. Sergi A. Playing Pac-Man in Portville: Policing the Dilution and Fragmentation of Drug Importations through Major Seaports // European Journal of Criminology. 2020. DOI: 10.1177/1477370820913465

40. Sergi A., Reid A., Storti L. [et all.] Ports, Crime and Security: Governing and Policing Seaports in a Changing World. Bristol University Press. 2021. DOI: 10.2307/j.ctv1rnpjf6

41. Tang X. Optimal Scheduling Method of Transport Path in Coastal Port International Logistics Park // Journal of Coastal Research. 2019, 93, 1125–1131. DOI: 10.2112/SI93-163.1

42. Turluchev A., Filobok A., Volkova T. [et all.] A. Sea Ports in the Sustainable Development of the Azov-Black Sea Coast. 14th MEDCOAST Congress on Coastal and Marine Sciences, Engineering, Management and Conservation, MEDCOAST. 2019.

43. Turnbull P., Weston S. Employment Regulation, State Intervention and the Economic Performance of European Ports // Cambridge Journal of Economics. 1992, 16 (4), 385–404. DOI: 10.1093/oxfordjournals.cje.a035210

44. Vukovic N., Mekhrentsev A., Vukovic D. Transnational Transport Corridor of the Northern Sea Route Based on Sabetta Seaport: Challenges of Regional Development for Russia // Journal of the Geographical Institute Jovan Cvijic, SASA. 2018, 68 (3), 405–414. DOI: 10.2298/ijgi180613005v

45. Zhang X., Roe M. Models of Container Port Security. Maritime Container Port Security 2019. DOI: 10.1007/978-3-030-03825-0_4


Рецензия

Для цитирования:


Кириленко В.П., Алексеев Г.В. Роль цифровой трансформации в борьбе с преступностью на море. ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика. 2022;(4):68-81. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2022-04-68-81

For citation:


Kirilenko V.P., Alekseev G.V. The Role of the Digital Transformation in the Fight against Crime at Sea. EURASIAN INTEGRATION: economics, law, politics. 2022;(4):68-81. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2073-2929-2022-04-68-81

Просмотров: 459


ISSN 2073-2929 (Print)