ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
ГЛАВНОЕ
Процессы реализации и «состыковки» масштабных наднациональных проектов, таких как Евразийский экономический союз и инициатива «Один пояс — один путь», требуют постоянного анализа внешних и внутренних факторов, определяющих их развитие, а также незамедлительной реакции и принятия государственных решений в особенности со стороны наиболее активных и крупных государств — участников этих инициатив: России и Китая. Данная статья-доклад продолжает посвященный анализируемой тематике цикл исследовательских работ российско-китайского авторского коллектива под руководством Советника Президента РФ, академика РАН С. Ю. Глазьева и исполнительного директора Института финансовых исследований «Чунъян» Китайского народного университета, профессора Ван Вэня. Целью настоящего исследования является продвижение и практическое содействие процессам сопряжения ЕАЭС и ОПОП. Применяемая в работе методология исследования объединяет широкий спектр методов: от общенаучных, включая системный подход к изучению процессов сопряжения в различных сферах общественной жизни, статистический (на основе национальных баз данных) и сравнительный анализ достижений национальной экономики и т. п., до специализированных, таких как современные инструменты научной дипломатии. В результате исследования дана оценка текущего состояния и выявлены ключевые риски и проблемы процессов сопряжения ЕАЭС и ОПОП, выработаны рекомендации для повышения эффективности сотрудничества, а также количественных и качественных показателей межстранового взаимодействия. Кроме того, совместными усилиями обеих сторон сформирован авторский Глоссарий, содержащий базовые термины, устраняющий неправильную или ложную трактовку и углубляющий понимание процессов сопряжения на пространстве Евразии. Авторы приходят к выводу о том, что, несмотря на достижения в политическом взаимодействии стран — участниц ЕАЭС и ОПОП, валютно-финансовое и экономическое сотрудничество остается сферой с наибольшим потенциалом для развития в силу наличия как «узких мест», так и открывающихся перспектив, связанных с переходом к новому технологическому и мирохозяйственному укладу. Особое внимание уделяется выработке стратегии сопряжения ЕАЭС и ОПОП и совместному созданию мирового порядка на основе широкой евразийской интеграции. Текст статьи представлен в техническом переводе оригинального российско-китайского доклада на английском языке.
ЭКОНОМИКА
В последние годы в Китае наблюдается стремительный рост цифровизации экономики, преимущественно в таких областях, как электронная торговля, финансовые технологии, сфера производства. Элементы цифровой экономики все более присутствуют в повседневной жизни граждан. В статье рассматривается феномен цифровизации экономики на примере китайского общества. Рассмотрена административная структура, регулирующая технологические сферы, нормативно-правовая база. Выделены политические, экономические, социальные факторы роста цифровизации и проблемы, сдерживающие процесс цифровизации в Китае. Пекин ставит целью укрепление технологического потенциала и достижение уровня развитых стран. На данном пути важно обеспечивать «аналоговые дополнения», в частности, совершенствовать законодательство, обеспечивающее инновации и конкуренцию, приводить квалификацию работников в соответствие с требованиями новой экономики, обеспечивать социальные гарантии.
ПРАВО
В статье рассматриваются основные подходы к определению киберпреступности, сущность и особенности кибертерроризма, определяющие направления борьбы с этими преступлениями. Необходимость и актуальность сотрудничества в рамках международных организаций обусловлена глобальным распространением этого вида преступности. Обеспечение информационной безопасности в целом является одним из приоритетных направлений деятельности региональных объединений, всего международного сообщества. Международное сотрудничество по кибербезопасности должно носить системный, комплексный и последовательный характер, но оно будет эффективным и успешным лишь при участии всех государств.
Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. за пятьдесят лет своего существования стала символом того международного правопорядка, где доминируют нормы права, закрепленные в многосторонних соглашениях. Обязательность положений международных договоров, однако, постоянно оказывается под сомнением, так как в условиях глобализации развитые государства придерживаются своих международных обязательств не под страхом политических санкций, таких как реторсии и репрессалии, но из-за необходимости поддержания высокой репутации и авторитета на международной арене. Рациональность исполнения международных соглашений на национальном уровне часто подвержена критике по причине того, что, во-первых, отдельные международные обязательства себя изжили, а во-вторых, всякое договорное ограничение суверенитета государства призвано достигать экономические и / или политиче ские цели. Очевидно, что односторонний выход государства из международного договора возможен только на заранее согласованных условиях, однако обычная практика исполнения международных обязательств демонстрирует, что содержание принципа pacta sunt servanda во многом зависит от толкования норм международного права, продиктованного доктриной конституционного правосудия и законодательной политикой суверенной власти.
Статья посвящена анализу международно-правовых источников сохранения водных биоресурсов Каспийского моря. Ввиду интенсивного освоения нефтяных и газовых месторождений Каспийского моря, браконьерства и изменения уровня моря возникла необходимость в создании международно-правовых механизмов защиты его флоры и фауны. Более 25 лет Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан работали над этими механизмами. Их деятельность в этом направлении осложнялась различиями в понимании правового статуса Каспийского моря. Но даже в таких условиях Прикаспийским государствам удалось достичь взаимопонимания по ключевым моментам сохранения водных биоресурсов Каспийского моря.
ПОЛИТИКА
В статье анализируется такая современная форма сетевой гражданской активности, как «цифровая бдительность». Доказывается, что цифровая бдительность как вызов цифровизации является междисциплинарной проблемой, она требует как концептуализации, так и серьезного эмпирического исследования. Это исследование затрагивает вопросы отношений государства и граждан в условиях сетевого, цифрового общества, особенности формирования сетевой этики и анализ восприятия гражданами цифрового публичного пространства.
Целью данной работы является анализ проекта «Большое евразийское партнерство» как логического продолжения проекта «Большая Евразия» совместно с предлагаемой уже не одно десятилетие идеи Большой Европы. Постепенный отказ от геополитической концепции «Большой Европы», в контексте которой Европа рассматривалась как геополитический плацдарм США на Евразийском континенте. Расширение Европы на восток связывалось в таком случае не со стремлением поднять евразийские дали до собственного уровня, а как средство закрепления геополитического успеха США в Евразии после развала Советского Союза. В качестве альтернативы следует рассматривать проект общего экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока», совместно разрабатываемый Международным институтом прикладного системного анализа (International Institute for Applied Systems Analysis, IIASA) и Евразийским банком развития (ЕАБР). Особое внимание в ходе совместной реализации проектов «Большого Евразийского партнерства» и «Один пояс — один путь» выдвигает на первый план необходимость решения двух ключевых проблем, связанных с глобальными рисками, в частности, экологическими и геополитическими.
Целью данной статьи является рассмотрение причин и последствий формирования в недемократических государствах цифровой инфраструктуры контроля и подавления общества. В качестве методов исследования были использованы сравнительное case-study в интерпретации А. Лейпхарта и кросс-темпоральное сравнение как анализ динамических изменений в конкретные промежутки времени. Нужно отметить, что сравнение здесь выступает и как особый взгляд на политический феномен (в данном случае использование цифровых технологий в автократиях). Рассмотрены теоретические основы появления современных автократий и причины увеличения государственного внимания к технологиям. На конкретных примерах рассматриваются использование цифровых технологий для контроля над обществом и укрепления политического режима автократий. Раскрываются как политические, так и социально-экономические аспекты функционирования современных авторитарных систем на примере КНР и Филиппин. В завершение текста рассматривается вероятность распространения подобных практик на Российскую Федерацию. На основании теоретического и практического анализа авторы приходят к следующим выводам: автократии используют цифровую технологическую инфраструктуру для формирования системы контроля над гражданами; технологическим лидером в формировании подобных систем контроля является Китайская Народная Республика, которая экспортирует другим автократиям элементы технологической инфраструктуры через связанные с государством корпорации; в Российской Федерации после целого ряда законодательных изменений в информационной сфере при поддержке КНР формируются элементы контроля над интернетом и подчиненной государству системы сбора больших данных.
ЕВРАЗИЙСКАЯ ХРОНИКА
Интервью с Александром Субботиным, членом Коллегии (Министром) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии.
https://tass.ru/interviews/6644878 (09.07.2019)
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Источник: «Путешествия по Памиру». Павел Лукницкий. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1955 г. https://silkadv.com/ru/node/3906