Preview

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика

Расширенный поиск
Том 18, № 2 (2024)
Скачать выпуск PDF

ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ГЛАВНОЕ

10-25 3635
Аннотация

Цель. Проанализировать три варианта освоения и конструирования евразийского пространства (российский, китайский и тюркский) и выявить преимущества и риски, связанные как с расширением интеграционных процессов, так и с внешним влиянием на государства, входящие в коалиции незападного мира.
Задачи. Проследить эволюцию надгосударственных структурных образований на евразийском пространстве после развала Советского Союза и появления в декларациях, соглашениях и других правоустанавливающих документах, начиная с заявлений о «формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков».
Выявить характерные черты глобализации всех сфер человеческого бытия, породившей необходимость осмысления «ландшафта глобальных рисков», «глобальной экзистенциальной катастрофы» как события, приводящего «к концу существование наших потомков», которые в своей совокупности определили переход к становлению национальных государств, геополитических и геоэкономических коалиций на пространстве Большой Евразии («Центральноазиатская пятерка», ЕЭАС, ШОС, ОДКБ, ОТГ).
Методология. Цивилизационный подход в аналитике формирования евразийской идентичности. Содержательный анализ глобальных рисков (экологических, геополитических, экономических, технологических, социальных) и их воздействия на межгосударственные и межцивилизационные взаимоотношения.
Результаты. Обоснована концепция трех основных проектов конструирования Большой Евразии: российский, основанный на возрождении евразийской идеологии Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого и Г. В. Вернадского; китайский «Пояс и путь», нацеленный на превращение идеи Великого шелкового пути в Сообщество единой судьбы человечества; тюркский, претендующий на воссоздание тюркской цивилизации с целью «сближения мировых цивилизаций» на Евразийском континенте.
Аргументирована авторская позиция в отношении необходимости обеспечения компланарности, однонаправленности трех векторов реализации евразийских проектов при согласованности политических решений и действий трех полюсов силы на Большом евразийском пространстве — России, Китая и Турции.
Выводы. В настоящее время актуальным становится согласованность политических решений и действий трех полюсов силы на Большом евразийском пространстве, учитывающих принципы конвергенции национальных интересов в межгосударственных союзах, глобальных геополитических процессов многоагентного взаимодействия и стратегии глобальной безопасности в полицентричном мире. 

ЭКОНОМИКА

26-36 948
Аннотация

Цель. Обзорный анализ перспектив торгово-экономических связей в ЕАЭС, стран ШОС и других заинтересованных государств, сопряженных интересами в геоэкономическом и геополитическом Евразийском пространстве в условиях искусственного нагнетания локальных напряженностей коллективным Западом.
Задачи. Поиск и оценка оптимальных маршрутов развития традиционных и новых транспортно-логистических магистралей, их разветвленных коридоров с позиции укрепления экономических интеграционных соглашений, безопасности и взаимодействия Евразийского союза со странами ШОС.
Методология. В статье применяется методологический инструментарий пространственной экономики, экономико-географического и геополитического анализа интересов государств, анализ и синтез интересов и синергия интересов государств — участников глобальных евразийских проектов.
Результаты. Исследование показало возможности новых и старых транспортных магистральных систем (ТМС) как через Казахстан, так и через развитие уникальной альтернативы — Северного морского пути, со строительством совершенно новой инфраструктуры и их обслуживания. Затронуты вопросы ТМС по магистрали БАМа и Транссиба. Приводится оценка альтернатив ТМС по стоимости и по времени. Указывается на потенциальные возможности расширяющейся ТМС и грузопотока по каспийско-прикаспийскому коридору, как сухопутного с востока (Туркмения — Казахстан — Россия) и западного берега Каспийского моря (Иран — Азербайджан — Россия), так и по водным магистралям по этому же коридору «Север — Юг». Выводы. Проведена оценка эффективных маршрутов; определены стратегические задачи по вновь открывающимся транспортно-логистическим магистралям (ТЛМ), которые определены как Новые шелковые пути через территории ЕАЭС и сопредельных заинтересованных государств (КНР, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран и др.), которые постепенно из наблюдателей-участников планируют входить в более тесные отношения в международном разделении труда. 

37-46 1471
Аннотация

Цель. Определить общее состояние высокотехнологичного экспорта России по следующим направлениям: соотношение с другими сферами экономики и с динамикой ВВП, позиции на мировой арене, взаимоотношения со странами-партнерами.
Задачи. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: рассмотреть динамику структуры экспорта России, исследовать позиции России в мире по высокотехнологичному экспорту, рассчитать временной лаг отставания России от стран-лидеров по высокотехнологичному экспорту, осуществить анализ роли России на рынке высоких технологий основных стран-партнеров, исследовать структуру высокотехнологичного экспорта России в разрезе товарных групп.
Методология. Для определения высокотехнологичного экспорта и импорта применяется методология Всемирного банка, согласно которой к высокотехнологичной сфере относятся 9 отраслей промышленности (аэрокосмическая, компьютеры и оргтехника, электроника и телекоммуникации, фармацевтика, научные приборы, электрические машины, химикаты, неэлектрические машины и вооружение), включающие 79 товарных номенклатур. При этом, исходя из доступности информации, значения по экспорту и импорту вооружения не учитываются.
Результаты. Осуществлен анализ изменений высокотехнологичного экспорта, в котором обозначены периоды отрицательных изменений, совпадающие с периодами, характеризуемыми неблагоприятными обстоятельствами в стране и мире (пандемия, геополитическая и геоэкономическая напряженность). При сравнении графиков высокотехнологичного экспорта и ВВП получены неоднозначные результаты, принимая во внимание учет высокотехнологичного экспорта при расчете ВВП. Рассчитаны временные лаги отставания, согласно которым в большинстве случаев значения странлидеров по высокотехнологичному экспорту достижимы, однако сами временные лаги колоссальны. Рассмотрен товарный спектр высокотехнологичного экспорта и импорта России, согласно которому страна экспортирует весь товарный спектр высокотехнологичной отрасли.
Выводы. Главенствующая роль в экспорте России все еще отводится топливной и горнодобывающей продукции с наблюдаемыми изменениями в части увеличения доли промышленной продукции, включающей высокотехнологичную продукцию, на рынке которой Россия, хоть и является активным участником, но находится в невыгодном положении во взаимодействиях с основными странами-партнерами. 

47-62 601
Аннотация

В статье рассматриваются тенденции экспорта Казахстаном услуг сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), который в настоящее время является одним из приоритетов экономического развития страны, и факторы его динамики.
Цель и задачи. Выявление влияния на экспорт ИКТ-услуг государственных расходов, иностранных инвестиций и других значимых факторов; оценка степени этого влияния.
Методология. Оценка влияния на динамику экспорта ИКТ-услуг на основе сравнительного и корреляционного анализа, комплексный анализ показателей развития отрасли в контексте ее экспортной ориентации, оценка влияния на экспорт ИКТ-услуг фактора миграции компаний и специалистов из России в 2022–2023 гг. и обусловленного им роста количества предприятий ИКТ-сектора с участием иностранного капитала.
Результаты. Выявлено, что влияние на экспорт ИКТ-услуг Казахстаном традиционных факторов, в том числе расходов государственного бюджета, валового притока иностранных инвестиций и их накопленного объема в отраслях, производящих данные услуги, в течение последнего десятилетия невелико либо отсутствует. Максимальное же влияние на экспорт ИКТ-услуг оказало увеличение присутствия в отрасли компаний с участием иностранного, прежде всего российского, капитала, произошедшее в 2022–2023 гг.
Выводы. Развитие внешнеторговой деятельности в секторах экономики с низкими стартовыми показателями экспортной ориентации может быть подвержено более сильному влиянию нетрадиционных спорадических факторов, таких как миграция бизнеса и специалистов в случае с ИКТ-сектором Казахстана, тогда как традиционные факторы их развития, включая государственные стимулы и иностранные инвестиции, могут быть недостаточно результативными. 

63-74 1105
Аннотация

Страны ЕАЭС, приняв в 2019 г. Соглашение о пенсионном обеспечении, сделали большой шаг вперед для формирования пенсионных прав мигрантов из стран Союза. Однако существующие сложности, вызванные экономическими, демографическими характеристиками и институциональными различиями, заставляют задуматься о дальнейших движениях по гармонизации, унификации и координации пенсионных систем стран ЕАЭС.
Цель. Рассмотреть механизмы и принципы международного регулирования пенсий в странах ЕАЭС и выявить ограничения и возможности для его дальнейшего совершенствования. Задачи. Исследовать мировой опыт сотрудничества в пенсионной сфере; провести анализ международного регулирования пенсий на постсоветском пространстве и в странах ЕАЭС; определить сложности формирования пенсионных прав мигрантов из стран ЕАЭС; нащупать возможные направления по дальнейшему развитию пенсионного законодательства стран ЕАЭС.
Методология. Для исследования национальных систем пенсионного обеспечения по старости использовался метод сравнительного анализа; при определении направлений развития пенсионирования по старости мигрантов в мире применялся историко-правовой метод.
Результаты. Рассмотрен мировой опыт международного регулирования пенсий. Обнаружены различия в формировании пенсионных прав в странах ЕАЭС. Проанализированы механизмы гармонизации и координации, а также территориальный и пропорциональный принципы правового регулирования пенсий. Показаны трудности формирования пенсионных прав мигрантов из стран ЕАЭС.
Выводы. Сложившийся подход к регулированию пенсий в ЕАЭС неидеален, но позволяет странам оставаться самостоятельными в своих национальных пенсионных политиках. Преодоление имеющихся сложностей формирования и реализации пенсионных прав возможно через дальнейшие гармонизацию, унификацию и координацию пенсионных систем ЕАЭС, которые осложняются экономическими и демографическими условиями функционирования и отсутствием единой стратегии развития пенсионного обеспечения в ЕАЭС. Принципиальным вопросом для всех стран является определение роли государства в пенсионном процессе. 

ПРАВО

81-89 2291
Аннотация

В статье рассматриваются особенности правового регулирования в странах — членах ЕАЭС и БРИКС, закрепляющих статус добровольцев, вступивших в вооруженные силы государства, порядок и условия такого участия и участия в вооруженных (военных) конфликтах от имени государства.
Цель. Целью статьи является исследование правового регулирования в странах — членах ЕАЭС и БРИКС, определяющих статус добровольцев, вступивших в вооруженные силы государства.
Задачи. Дать характеристику и выявить особенности правового статуса лиц, участвующих в добровольческих формированиях вооруженных сил стран — членах ЕАЭС и БРИКС. Рассмотреть новое для современной России правовое регулирование, установившее статус добровольцев, участвующих в специальной военной операции.
Методология. В процессе исследования поставленные задачи решались автором с использованием в работе общенаучных (исторический, диалектический, системный, логический, метод анализа) и юридических (сравнительно-правовой, социологический, аксиологический) методов исследования.
Результаты. В большинстве стран установление правового статуса добровольца, включающего гарантии со стороны государства, напрямую зависит от участия страны в конкретном вооруженном конфликте или от внешних угроз, которые приводят к нуждаемости государства в укреплении военной мощи, а соответственно, в лицах, добровольно поступающих на военную службу. Ярким примером таких стран являются Армения и Россия. За последние два года российское законодательство прошло достаточно большой путь к определению правового статуса добровольцев.
Выводы. Анализируя правовое регулирование, закрепляющее правовой статус добровольцев вооруженных сил исследуемых стран, необходимо отметить несколько направлений. Так, фактически во всех странах — членах БРИКС и ЕАЭС, рассмотренных в исследовании, участие добровольцев в вооруженных силах страны урегулировано законодательством. Единственной страной, чье законодательство не предполагает участие добровольцев в рядах вооруженных сил, является страна — член БРИКС — ЮАР. При этом уровень обеспечения со стороны государств данной категории граждан варьируется от его отсутствия (Индия) до предоставления государством добровольцам всех социальных гарантий и уравнивания их статуса с военнослужащими (Китай, Россия). В рамках анализа правового регулирования стран — членов ЕАЭС выявлено, что законодательство данных государств имеет схожие черты. 

90-97 910
Аннотация

Цель. Целью исследования выступает обоснование понятия и структуры общего финансового рынка Евразийского экономического союза, выделение проблем его формирования и способов их решения.
Задачи. В качестве задач исследования выступают: обзор и анализ определений общего финансового рынка в договорно-правовой базе Евразийского экономического союза; выделение ключевых аспектов развития общего финансового рынка; определение его структуры, проблем формирования, предложение способов их решения.
Методология. Использованы методы: институционального анализа, сравнительного анализа, системного анализа для обоснования аспектов формирования и структуры общего финансового рынка Евразийского экономического союза. Был также использован метод формальнологического анализа при уточнении понятий общего финансового рынка в различных актах интеграционного уровня.
Результаты. Во-первых, на уровне Евразийского экономического союза установлено понятие и критерии общего финансового рынка.
Во-вторых, выделено широкое и узкое понимание структуры общего финансового рынка в контексте евразийской интеграции.
В-третьих, ключевыми аспектами развития общего финансового рынка выступают: расширение спектра и доступности финансовых услуг; обеспечение прав потребителей финансовых услуг и инвесторов; безопасность и прозрачность финансовых услуг.
В-четвертых, выделены проблемы формирования общего финансового рынка, среди которых различный уровень развития рынков государств — членов интеграции, слабый сектор рынка ценных бумаг и инвестиций.
Выводы. Общий финансовый рынок выступает частью евразийской интеграции, процессы формирования такого рынка — составляющими интеграционных процессов. Структура общего финансового рынка в узком понимании включает сектор банковских и страховых услуг, сектор рынка ценных бумаг, отношения между этими секторами. Широкое понимание структуры общего финансового рынка дополнительно вбирает в себя налоговое, бюджетное и валютное пространство. 

98-106 1696
Аннотация

Настоящее исследование посвящено анализу перспектив сближения законодательства стран ЕАЭС в части правового регулирования искусственного интеллекта (ИИ).
Цель. Обозначить необходимость и выявить предпосылки наднационального правового регулирования ИИ в ЕАЭС.
Задачи. Перечислить особенности ИИ, обусловливающие необходимость наднационального правового регулирования в контексте анализа последствий для целей ЕАЭС. Составить классификацию и провести анализ предпосылок формирования воль государств — членов ЕАЭС на сближение законодательства стран ЕАЭС в части правового регулирования ИИ. Методология. Использованы проблемно-теоретический, формально-юридический, логический, системно-структурный метод и метод сравнения.
Результаты. Исследование показало, что такие особенности технологий ИИ, как способность к трансграничному причинению вреда и способность к автономным процессам, требуют: а) установления единых для государств ЕАЭС легальных пределов делегирования человеческих полномочий машине, что достигается установлением административных обязанностей участников жизненного цикла систем и приложений ИИ; б) выработки единого подхода к устранению «разрыва ответственности» за вред, причиненный ИИ, и его легального закрепления в праве ЕАЭС, что достигается посредством наднационального регулирования ИИ по обозначенным вопросам. Отсутствие единообразных норм в части распределения ответственности за вред продуцирует правовые коллизии, способствующие созданию препятствий функционирования внутренних рынков и асимметрии в развитии ИИ в рамках ЕАЭС. Результаты анализа предпосылок формирования воль государств — членов ЕАЭС на сближение законодательства стран ЕАЭС в части правового регулирования ИИ позволяют констатировать отсутствие предпосылок единой политики стран ЕАЭС в вопросах создания и использования ИИ, а следовательно, и перспектив сближения законодательства в рассматриваемой сфере общественных отношений посредством формирования наднационального правового регулирования. Однако право ЕАЭС не содержит препятствий к ведению единой политики в области ИИ в будущем.
Выводы. Особенности технологий ИИ требуют наднационального правового регулирования ИИ, по крайней мере, в вопросах распределения ответственности за вред, причиненный ИИ, с тем, чтобы избежать правовых коллизий, способствующих созданию препятствий функционирования внутренних рынков и асимметрии в развитии ИИ в рамках ЕАЭС. Несмотря на текущее отсутствие предпосылок, право ЕАЭС не содержит препятствий для сближения законодательства стран ЕАЭС в части правового регулирования ИИ в случае принятия такого решения. 

ПОЛИТИКА

107-116 1649
Аннотация

Цель. Проанализировать роль БРИКС в развитии Африки.

Задачи. Вкратце описать историю создания и развития БРИКС, а также оценить степень влияния организации на геополитическую и экономическую ситуацию в мире. Рассмотреть вклад основных стран — участниц БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), которые на протяжении длительного времени активно вкладывают средства в страны Африки, а также провести сравнение сфер, в которых доминируют эти страны.

Методология. В качестве ключевого метода при проведении исследования использовался сравнительный анализ.

Результаты. Проанализирован вклад каждой из стран — участниц БРИКС, выделены ключевые сферы их интересов, а также дана актуальная оценка перспектив взаимодействия стран БРИКС со странами Африки.

Выводы. Рассмотрено участие государств — членов объединения БРИКС в социально-экономическом развитии Африканского континента, произведен анализ сфер интересов каждой страны в Африке по отраслям, оценены объемы инвестиций и межгосударственной торговли. Отдельно уделяется внимание как положительному, так и отрицательному влиянию присутствия стран БРИКС в Африке, даются перспективы развития дальнейших взаимоотношений африканских территорий и стран — участниц БРИКС. В качестве итога можно однозначно сказать, что роль стран — участниц БРИКС в Африке значительна, и с каждым годом она будет только возрастать, так как растет сила самого объединения, его география и число участников. Каждая из стран блока играет свою существенную роль в жизнедеятельности континента.

117-126 2058
Аннотация

Индия, являющаяся членом БРИКС и ШОС, может сыграть важную роль в углублении евразийской интеграции. Однако для того, чтобы стало возможным использование ее интеграционного потенциала, необходимо в полной мере осознавать специфику данной страны, характер существующей в ней политической и экономической системы, которая, в частности, детерминируется сложившейся моделью взаимоотношений между государством и бизнесом.
Цель. Выявить особенности системы взаимоотношений между государством и бизнесом, которая сложилась в Индии за период экономических реформ и определяет потенциал и специфику ее политико-экономического развития.
Задачи. Проследить основные этапы эволюции отношений между государством и бизнесом в Республике Индия, дать оценку государственной политике в отношении основных типов бизнеса и различных бизнес-структур, выявить степень влияния частного бизнеса на политику и динамику экономического развития страны.
Методология. Системный и сравнительный анализ, научное обобщение, экспертные оценки. Результаты. В статье дано научное обобщение эволюции моделей и методов взаимовлияния государства и бизнеса Республики Индия, оценка их эффективности с точки зрения социально-экономического развития страны.
Выводы. Формирование системы взаимоотношений государства и бизнеса в современной Индии было детерминировано потребностями экономического и социального развития страны, сущность и формы которого определялись доминированием соответствующих политических сил и идеологий. На начальном этапе использование репрессивных и принудительных методов регулирования привело к установлению между государством и бизнесом во всех промышленных секторах отношений «патрон — клиент», ориентированных на получение ренты. Однако впоследствии растущая неэффективность индийской экономики и рост коррупции заставили властные элиты страны пересмотреть свои политико-экономические взгляды и перейти к политике экономической либерализации, в результате чего Индия стала приобретать характерные черты «государства развития».
В настоящее время в условиях регулируемой рыночной экономики государство, с одной стороны, стремится обеспечить большую свободу рынка, частного предпринимательства, способствовать большей открытости и интернационализации экономики, с другой — ослабить и ограничить крупный капитал для защиты мелкого и среднего предпринимательства. При этом отношения государства и бизнеса продолжают в значительной степени носить клиентелистский характер, что, по мнению многих специалистов, мешает дальнейшей экономической либерализации и повышению глобальной конкурентоспособности индийской экономики. 

127-136 3433
Аннотация

Глобальное изменение климата поставило регион в центр геополитики, поскольку таяние арктических льдов превращает его из объекта преимущественно научного интереса в объект соперничества претензий на национальную безопасность, коммерческих интересов и экологических проблем, что имеет глубокие последствия как для международной правовой, так и для политической системы. Окружающая среда Арктики является областью общей заботы, требующей коллективного поведения всех, в том числе России и Индии.
Цель. Рассмотреть экологические вопросы в арктической политике России и Индии, а также найти точки соприкосновения в рамках сотрудничества в Арктике по изменению климата.
Задачи. Выявить существующие проблемы и предложить рекомендации по их решению. Методология. Для решения поставленных в исследовании задач автор прибегает к использованию таких методов, как статистический анализ, метод анализа документов, дискурс-анализ выступлений политических лидеров России и Индии.
Результаты. Рассмотрены вопросы климатической повестки России и Индии. В отличие от России у индийской стороны имеются проблемы в реализации своей государственной политики в сфере изменения климата. Обмен опытом в области эффективного финансирования экологических программ, управление рисками стихийных бедствий и обмен информацией являются областями потенциального сотрудничества в условиях изменения климата. Несмотря на геополитические изменения, происходящие во всем мире, сотрудничество России и Индии не прервалось, а осталось на прежнем уровне и имеет огромный потенциал.
Выводы. Обеспечение экологической безопасности России и Индии является неотъемлемой частью политики двух государств. Как показывают представленные в работе данные, государства имеют схожие интересы в разработке мер для предотвращения ухудшения изменения климата в Арктическом регионе. 

137-147 715
Аннотация

Цель. Изучить арктическую политику Индии, рассмотрев ее концептуальную, институциональную и процессуальную составляющие.
Методология. Системный подход, анализ документов, сравнительный анализ, обобщение и синтез.
Результаты. В статье рассмотрены положения стратегически важного документа Индии, посвященного реализации политики в Арктике, государственные органы, компетентные осуществлять арктическую политику Индии, их основные функции, направления деятельности Дели в Арктике. Сопоставлены тренды, по которым реально осуществляются действия, с направлениями, закрепленными в стратегическом документе страны по арктической политике.
Выводы. Документ «Арктическая политика» носит лишь декларативный, политический характер. Программный документ, закрепляющий план мероприятий по осуществлению политики в Арктике со сроками, на данный момент не принят. Отсутствуют нормы по привлечению к ответственности за ненадлежащую реализацию мероприятий. Не создан специализированный орган, ответственный за реализацию политики в Индии, несмотря на упоминание о нем в Арктической политике Индии. Научное направление в Арктике для Индии является ключевым. Оно также выделено в качестве приоритетного в Арктической политике, что является слабой стороной индийской арктической политики. Можно выделить еще пять направлений деятельности Индии в Арктике, которые находятся на стадии формирования или развития. Основным партнером Индии является Норвегия, складываются тесные связи с Россией. В арктической политике страны имеются серьезные упущения, связанные с отсутствием ледокола, неучастием в Совете Баренцева / Евроарктического региона, со слабым инвестированием арктических проектов. Практическая значимость научной работы состоит в возможности использовать ее результаты для дальнейшего выстраивания диалога с индийским правительством и бизнес-сообществом, также ее выводы могут лежать в основе будущих научных исследований.

148-158 786
Аннотация

В статье рассмотрен международный аспект политики информационной безопасности Китая. В связи с тем что информационная сфера становится все более значимой в отношениях между государствами, обращение к политике одного из ведущих международных акторов — Китайской Народной Республики — является востребованным и актуальным. Опыт Китая в обеспечении информационной безопасности может быть востребован и в других государствах, включая Российскую Федерацию.
Цель. Цель работы — охарактеризовать международный аспект политики информационной безопасности Китая и раскрыть особенности взаимодействия КНР с другими странами в этой области. Задачи. Провести обзор ключевых международных документов, обеспечивающих международную информационную безопасность КНР, а также внутреннего законодательства страны в этой сфере. Рассмотреть вопрос противостояния КНР и США в информационном пространстве.
Методы. В работе используется исторический метод для изучения развития системы информационной безопасности КНР, анализ документов для обзора внутреннего и внешнего законодательства Китая в сфере информационной безопасности, а также сравнительный анализ для сопоставления подходов различных стран в сфере кибербезопасности.
Результаты. По итогам проведенного исследования можно выделить следующие ключевые результаты.
В контексте Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) КНР демонстрирует стремление к совместному развитию норм международного права в области информационной безопасности, а также активно участвует в создании соглашений о сотрудничестве в этой сфере, что подчеркивает роль государства как сторонника многополярного мира в киберпространстве.
В рамках взаимодействия со странами БРИКС Китай нацелен на углубление сотрудничества в области информационной безопасности через ряд инициатив и соглашений, направленных на разработку общих подходов и стандартов. Это сотрудничество способствует созданию единой системы защиты в информационной сфере среди стран БРИКС, укрепляя их позиции в международном информационном пространстве.
В отношениях с США взаимодействие КНР характеризуется конкуренцией и противостоянием, особенно в контексте кибербезопасности. Это включает в себя различия в подходах к регулированию информационного пространства и кибершпионаже. Тем не менее существующие противоречия и конфликты подчеркивают необходимость диалога и сотрудничества для разработки общих международных правил поведения в киберпространстве, что может способствовать обеспечению международной информационной безопасности и стабильности.
Выводы. Международный аспект политики информационной безопасности КНР раскрывает разнообразные формы взаимодействия с другими странами, каждая из которых имеет свои особенности. Эти взаимоотношения формируют многоуровневую систему международной информационной безопасности, в которой КНР играет ключевую роль, стремясь к созданию сбалансированного и безопасного информационного пространства. 

159-166 488
Аннотация

Статья рассматривает внешнеполитический имидж Китайской Народной Республики в отражении зарубежных новостных СМИ при освещении негативной темы, тесно связанной с Китаем, — пандемии COVID-19, а также анализирует возможность формирования положительного имиджа путем ведения внешней политики.
Цель. Оценить внешнеполитический имидж Китайской Народной Республики на основе контентанализа новостных сетевых СМИ и определить существует ли возможность улучшать его на международной арене при рассмотрении изначально негативной ситуации.
Методы. Для определения специфики освещения пандемии коронавируса в англоязычных СМИ был проведен качественный и количественный контент-анализ корпусов The Guardian и The Washington Post, совокупным объемом в 172 статьи, по разработанному авторами комплексу параметров, включающих возможность формирования выборки, лексический анализ заголовков, анализ тональности и анализ фреймов.
Результаты. В рамках анализа по шести критериям были получены следующие результаты: степень интенсивности освещения оценена как высокая, анализ заголовков показал снижение негативных коннотаций во втором макропериоде, положительная тональность корпусов возросла на 10–20% к 2021 г., качественный анализ тональности текста показал важность международного сотрудничества при описании темы, связанной с Китаем, где одним из ключевых слов является support (поддержка), а также подтверждает существование теорий об утечке вируса и его искусственном происхождении в западном информационном поле, анализ фреймов также подтвердил снижение негативной тональности текстов во втором макропериоде.
Выводы. В ходе исследования был сделан вывод о превалировании негативных оценок имиджа Китайской Народной Республики в западных новостных СМИ, что обусловлено как освещением изначально негативной темы, так и освещением государства с отличной от Запада идеологией, созданием сенсационного материала путем критики другого государства, распространением конспирологических теорий о создании коронавируса в лабораторных условиях. При этом была установлена возможность государства улучшать собственный имидж в зарубежных новостных СМИ путем реализации продуманной дружественной внешней политики. 

167-177 1402
Аннотация

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — быстро развивающаяся интеграционная структура. Ее основным приоритетом в деятельности является экономическое развитие, один из аспектов которого — торговля. При этом в начале своей деятельности основное внимание государств — членов объединения было сосредоточено на развитии преимущественно торговли внутри объединения. Создание Таможенного союза и единого экономического пространства в основном решило эту задачу. Современным развитием структуры в соответствии с общемировым трендом стало расширение торговых отношений с приграничными, региональными и внерегиональными партнерами. Таким образом, происходит процесс интеграции интеграций, т. е. взаимодействие на уровне интеграционных структур и отдельных государств. Поскольку основным направлением деятельности ЕАЭС является экономика, то речь в первую очередь идет о создании зон свободной торговли (ЗСТ) с рядом стран.
Нынешний мировой политический кризис и кризис международных отношений способствует поляризации государств. Произошло цементирование стран Севера; по сути дела, можно говорить о едином Западе. Однако нельзя говорить о едином Юге. Это нашло свое отражение в формуле «несимметричной биполярности». В этих условиях наряду с чисто экономическими функциями ЕАЭС будет расширять информационную функцию, исполнять роль транслятора мягкой силы, площадки для переговоров по широкому кругу вопросов.
Цель. Выявить динамику и направления развития взаимоотношений ЕАЭС с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ, ЛКА).
Задачи. Рассмотреть основные тренды и этапы взаимодействия стран ЛАКБ с ЕАЭС; выявить новые направления развития евразийской интеграции.
Методология. Применение системного подхода позволило проанализировать интеграционные процессы с учетом различных направлений. Авторы рассматривают сотрудничество Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Латино-Карибской Америкой через призму торговли. Метод историко-сравнительного анализа использовался для сопоставления концепций развития интеграции через опыт взаимодействия интеграционных структур с третьими экономиками и государствами. В рамках историко-сравнительного анализа показано развитие формализации диалога ЕАЭС с интеграционными структурами ЛКА. Структуры, с которыми развивалось взаимодействие, акторы международных отношений различны — интеграционные структуры, международные организации, форумы и т. д., — был использован социологический подход.
Результаты. На фоне развития экономического взаимодействия выявлены новые направления взаимодействия.
Выводы. В идущем сегодня третьем этапе сотрудничества между ЕАЭС и ЛКА усиливается элемент политической коммуникации информационной функции организации, что является ответом на политический кризис, с одной стороны, с другой — на противостояние санкциям Запада с точки зрения попыток изоляции России в мире. 

178-188 1635
Аннотация

Цель. Обосновать закономерность нарушения торгового судоходства по Суэцкому каналу в контексте кризиса экономической глобализации и переформатирования международного порядка. Задачи. Выяснить основные предпосылки упадка глобальной транспортно-логистической инфраструктуры. Конкретизировать причины нарушения судоходства по Красному морю. Показать влияние спада грузоперевозок через Суэцкий канал на глобальную экономику.
Методология. В достижение заявленной цели исследования применялись следующие методы: историзм, позволивший установить последовательность кризисных проявлений в ходе эксплуатации Суэцкого канала; извлечение актуальной информации из материалов СМИ и ее последующий анализ, свидетельствующий о геоэкономической важности акватории Красного моря для мирового судоходства, масштабах дезорганизации транспортного сообщения через Суэцкий канал; структурно-функциональный анализ, способствовавший установлению значения транспортной логистики в обеспечении бесперебойного функционирования глобальной экономики; рациональный выбор, приблизивший авторов к пониманию мотивов поведения хозяйствующих и политических субъектов в условиях дезорганизации грузовых перевозок через Красное море.
Результаты. Осуществлен анализ основных предпосылок переформатирования глобальной транспортной логистики. Показана обусловленность упадка судоходства в Красном море кризисом экономической глобализации и возросшими геополитическими рисками. Установлены причины нарушения судоходства по Красному морю. Выявлено влияние расстройства грузоперевозок через Суэцкий канал на глобальную экономику.
Выводы. Дестабилизация глобальных транспортных маршрутов через Красное море представляется закономерной. Очевидна ее обусловленность пробуксовкой неолиберального хозяйственного механизма и возрастающей геополитической конкуренцией стран Запада с новыми центрами экономического и политического влияния. Войны на Ближнем Востоке продолжают оказывать деструктивное влияние на функционирование мировой экономики. Убыль грузоперевозок ведет к дальнейшей дезинтеграции сложившихся ранее глобальных рынков. Мировые судоходные компании озаботились поиском более безопасных перемещений грузов. Производители и потребители товаров и услуг вынуждены искать новых партнеров в рамках национальных и региональных пространств, создавать новые и активизировать существующие транспортные коридоры, что предполагает усиление протекционизма, а значит, ведет к подрыву устоев глобальной экономики и однополярного мира. 

189-197 1204
Аннотация

После распада Советского Союза на геополитической карте мира появилось большое количество новообразованных государств, часть из которых располагается в Центральной Азии. Будучи одной из крупнейших и наиболее влиятельных стран в Европе, Германия стремилась установить крепкие экономические, политические и культурные связи с этими странами. Автор уделяет внимание этапам развития двусторонних отношений с начала 90-х годов до современности.
Цель. Выявление ключевых аспектов внешней политики Германии в Казахстане.
Задачи. Изучить основные этапы установления и развития дипломатических отношений между ФРГ и Казахстаном. Выявить современное состояние отношений между ФРГ и Казахстаном. Исследовать возможные расширения экономических связей и перспективы будущего сотрудничества. Показать значимость изучения внешнеполитического курса ФРГ по отношению к Казахстану для Российской Федерации.
Методология. Методология базируется на историческом анализе, который способствовал выявлению этапов развития международных отношений между двумя государствами. Основываясь на результатах сравнительного анализа, были сформулированы различия во внешнеполитической линии ФРГ в отношении Казахстана на разных этапах. Объектами ивентанализа выступили регулярные встречи на высшем уровне.
Результаты. Изучая исторический контекст, экономические партнерства и геополитические соображения, появляется возможность получить представление о генезисе и перспективах политики Германии в отношении Казахстана.
Выводы. Началом развития отношений двух стран стал распад СССР, который послужил образованию суверенных государств на постсоветском пространстве. Развитие двусторонних отношений прошло несколько этапов: одни характеризовались застоем, другие, наоборот, увеличением внимания ФРГ к Казахстану. Внешнеполитическая деятельность Германии в регионе активизировалась в 2022 г. На современном этапе Германия использует многоаспектный подход, который включает дипломатические, экономические, культурные и образовательные компоненты. Внешняя политика ФРГ в регионе направлена, во-первых, на реализацию своих интересов. Во-вторых, партнерство с Казахстаном отражает цели внешней политики Германии в регионе, подчеркивая важность сотрудничества, диалога и совместных усилий по развитию в сердце Евразии. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-2929 (Print)