Preview

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика

Расширенный поиск
№ 4 (2019)
Скачать выпуск PDF

ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ГЛАВНОЕ

17-25 723
Аннотация

В статье анализируются во многом еще дискуссионные вопросы обустройства Большой Евразии как полицивилизационного пространства, охватывающего Северо-Атлантический, Евразийский и Азиатско-Тихоокеанский регионы. Обращается внимание на неоднозначность интерпретации евразийской идеи применительно к прогнозным оценкам геополитического статуса современной России. Указывается на необходимость осуществления геополитической и геоэкономической экспертизы разрабатываемых проектов Большого евразийского партнерства от Лиссабона до Владивостока и признания статуса государственной идеологии как непременного звена конституционного права.

26-32 379
Аннотация

В прошлом и текущем годах страны ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия и правительство Китайской Народной Республики подписали важные в контексте современного развития взаимодействия документы — Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве и Соглашение об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы ЕАЭС и Китайской Народной Республики. Какова подоплека выхода на эти договоренности и каково их содержание? Как они будут работать? Какие существуют проблемы в развитии торгово-экономического сотрудничества между странами ЕАЭС и КНР сегодня? Какие открываются перспективы? Как и какие задачи совместно с китайскими партнерами мы будем решать завтра? Поиску ответов на эти и другие вопросы посвящена настоящая статья.

ЭКОНОМИКА

33-40 376
Аннотация

Статья посвящена тематике взаимодействия Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) в части транспортных маршрутов и развития международных транспортных коридоров. Дается обзор реализуемых на сегодняшний день евразийских международных транспортных коридоров (МТК), рассказывается о вновь создаваемой и реконструируемой транспортной инфраструктуре, обозначаются проблемные вопросы, возникающие в процессе осуществления данных проектов. Дается абрис перспектив сотрудничества в сфере транспорта в плане намеченного Большого евразийского партнерства, уже фактически реализуемого в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

41-49 130
Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты текущего состояния сотрудничества в рамках ЕАЭС в сфере услуг и торговой политики. Авторы выделяют ряд вызовов и сложностей, ограничивающих перспективы устойчивого развития евразийской интеграции. В статье обращается внимание на необходимость объединения усилий органов государственной власти и бизнеса стран ЕАЭС для повышения эффективности интеграции в новых условиях с использованием накопленного национального опыта.

50-61 103
Аннотация

Актуальность исследования вопросов экономического сотрудничества России и Азербайджана обусловлена тем фактом, что в настоящее время экономика является локомотивом развития двусторонних отношений. Ключевая сфера российско-азербайджанского экономического сотрудничества — энергетика, поэтому приоритеты стратегических взаимоотношений имеют явно выраженный «энергетический» характер. Объективной реальностью для выстраивания взаимовыгодных экономических отношений между странами является цифровое пространство. Это обстоятельство послужило основой для гипотезы о необходимости активного использования цифровых технологий в деятельности предприятий нефтегазового сектора Азербайджана, формирующего 43% ВВП. В статье выполнена оценка степени международной интеграции и изучено состояние внешнеэкономических связей России и Азербайджана, выявлены перспективные направления российско-азербайджанского экономического сотрудничества, а также обоснованы предложения по использованию российского опыта цифровизации нефтегазодобывающего сектора для условий Азербайджана.

62-67 95
Аннотация

Актуальность исследования вопросов сотрудничества стран Центральной Азии во внешнеторговой сфере обусловлена ролью внешней торговли как важнейшего фактора экономического роста Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Туркменистана и Кыргызстана. Внешняя торговля является важным средством интеграции стран Центральной Азии в мировую экономику и имеет ключевое значение для будущего развития национальных экономик всех стран. В статье анализируются объемы внешней торговли стран Центральной Азии за период 2000–2016 гг., оценивается экономическое влияние внешней торговли на развитие. Делается вывод о том, что, несмотря на вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, одна из целей которого — укрепление основ общего товарного рынка, доля внешней торговли ЕАЭС в настоящее время существенно превышает долю внутренней торговли, что является слабым местом в процессе внутренней экономической интеграции. Проблемой все еще является снижение степени зависимости региона от международного рынка.

ПРАВО

68-75 115
Аннотация

В настоящей статье проводится анализ развития внутреннего водного транспорта Евразийского региона в контексте с принятыми программами реализации Целей устойчивого развития ООН и сопряжения ЕАЭС и китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Объектом исследования являются политические решения и правовые документы по развитию внутреннего водного транспорта Евразийского региона. В статье рассмотрены руководящие документы по развитию каспийской транспортной системы, в том числе развития портов на Каспийском море. Гармонизация деятельности внутреннего водного транспорта СНГ проанализирована с помощью исследования Модельного кодекса внутреннего водного транспорта для государств — участников СНГ.

76-81 750
Аннотация

В статье рассматриваются особенности регулирования международной электронной торговли в таможенном законодательстве ЕАЭС. С каждым годом объемы международной электронной торговли увеличиваются. При этом таможенные органы государств — членов ЕАЭС сталкиваются с необходимостью ускоренного оформления потока товаров в международных почтовых отправлениях, отсутствием правовых механизмов для взимания таможенных платежей и предотвращения правонарушений в этой сфере. В 2017 г. Евразийской экономической комиссией был объявлен курс на разработку Концепции налоговой политики в сфере электронной торговли стран ЕАЭС. В 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, учитывающий новые тенденции в международной торговле. Однако этого явно недостаточно. Проблематика требует дальнейшего анализа как на межгосударственном, так и на научном уровнях.

82-93 165
Аннотация

Международная организация подвижной спутниковой связи ИНМАРСАТ, созданная еще в 1976 г., доказала свою жизнеспособность и действенность, обеспечивая постоянное взаимодействие государств и национальных организаций в достижении общих целей в области создания и эксплуатации космического сегмента этой организации для предоставления коммерческих услуг радиосвязи подвижным объектам на море и суше, в воздухе, а также некоммерческих услуг радиосвязи, включая услуги в рамках Глобальной морской системы связи при бедствиях и для обеспечения безопасности (ГМССБ). В этой связи представляет научный и практический интерес исследование особенностей международно-правовой природы ИНМАРСАТ. Своеобразие этой международной организации состоит в том, что она, обладая международной правосубъектностью, непосредственно занимается обеспечением своего космического сегмента. Данное обстоятельство отразилось на структуре и содержании учредительных актов ИНМАРСАТ (конвенции и эксплуатационного соглашения), характере членства в организации и содержании функций ее органов, правах и обязанностях государства — члена организации и назначенной им в качестве участника ИНМАРСАТ национальной организации связи. Анализ международно-правовой природы ИНМАРСАТ позволит оценить, насколько ее организационно-правовая структура и деятельность соответствуют предъявляемым требованиям.

ПОЛИТИКА

94-106 205
Аннотация

Современные международные отношения между Сербией и Китаем обусловлены многочисленными факторами политического, экономического, социального и культурного характера. Хотя эти факторы реально указывают на неравенство между двумя странами по многим позициям, это не должно быть серьезным препятствием для развития хороших и дружеских связей во многих областях. Это связано прежде всего с тем, что в историческом и международно-правовом контексте отношения между двумя странами характеризуются определенной преемственностью, что проявляется в постепенном развитии дипломатических контактов, установленных в 1955 г. между Социалистической Федеративной Республикой Югославией и Китайской Народной Республикой. Республика Сербия, будучи одним из государств-преемников Социалистической Федеративной Республики Югославии, рассматривает Китайскую Народную Республику как одного из своих важнейших партнеров и «столпов» внешней политики наряду с Европейским союзом, Россией и США. Сербия действительно хочет подчеркнуть, что Китай, как великая держава, является для нее ключевым игроком в мировой политике. Еще в июне 2016 г. главами двух государств (Томиславом Николичом и Си Цзиньпином) было подписано соглашение о создании всеобъемлющего стратегического партнерства. Углубление сербско-китайских отношений на двустороннем и многостороннем уровнях (особенно в ООН, региональных международных организациях и политических форумах, таких как механизм сотрудничества «17 + 1» между Китаем и странами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы) является следствием ускоренного развития мировой экономики в контексте «Нового Шелкового пути» Китая и инициативы «Один пояс — один путь» (ОПОП), которые реально представляют собой новую парадигму международных отношений.

107-112 138
Аннотация

Цель данной работы заключается в рассмотрении возможностей анализа социально-политического феномена цифровизации государственного управления в российских регионах с точки зрения концепции структуры политических возможностей. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: анализ политических индексов (EGDI, EPI, DESI, CPI, NRI, DAI, индекс «Цифровая Россия», индекс цифровой грамотности), анализ работ ведущих зарубежных социологов и политологов по теме цифровизации политики и публичного управления, анализ главных работ таких авторов, как Ч. Тилли, С. Тэрроу и др. по теме структуры политических возможностей. Необходимость обращения к данным индексов обусловлена п отребностью определения максимально возможного спектра параметров цифровизации публичного управления, их взаимосвязей и релевантности политической системы Российской Федерации. Обращение к трудам исследователей феномена цифровизации и отдельным работам Ч. Тилли и С. Тэрроу является осевой частью данного исследования. Концептуальные разработки данных авторов являются теоретическим фундаментом данного исследования. Результаты исследования представлены автором статьи в виде рекомендаций по включению дополнительных показателей для анализа структуры политических возможностей цифровизации публичного управления. Показатели отражают совокупность политических ресурсов, необходимых для планомерной реализации концепции цифрового публичного управления на уровне субъекта Российской Федерации с учетом специфических рисков, обусловленных региональной политикой. В качестве вывода отмечено, что предложенные варианты дополнительных параметров могут быть оспорены или модернизированы с учетом других, не включенных в данную работу концептов и эмпирических данных.

113-119 178
Аннотация

Данная статья посвящена проблемам и перспективам экономической деятельности стран — участниц БРИКС. Анализируя национальные программы Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки в области международной экономической деятельности на основе сравнительного метода, в статье приводятся практические меры по разрешению конфликтов интересов стран БРИКС и развитию взаимопонимания. В заключение статьи раскрывается тенденция к формированию многополярной системы международных отношений и растущей взаимозависимости стран БРИКС, отмечается важность экономической интеграции и финансового сотрудничества между этими странами для защиты от нестабильной внешней среды и сохранения национального социально-экономического развития.

120-125 615
Аннотация

Статья посвящена анализу Арктических стратегий стран Азии и РФ. Автор рассматривает национальные программы развития Арктического региона стран Азии и принципы, на которых выстраиваются данные программы. Особое внимание уделяется общим чертам и различиям рассматриваемых стратегий. Арктические стратегии являются важнейшими декларациями о намерениях и возможностях заинтересованных в развитии региона стран. Исследуя и сравнивая стратегии, можно прогнозировать возможности для кооперации в Арктическом регионе между странами Азии и РФ. В ходе написания работы были использованы методы абстрагирования, классификации, сравнительного анализа и моделирования.

ЕВРАЗИЙСКАЯ ХРОНИКА



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-2929 (Print)