Preview

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика

Расширенный поиск
№ 4 (2021)
Скачать выпуск PDF

ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ГЛАВНОЕ

11-20 448
Аннотация

Настоящая работа направлена на исследование итогов работы VI Всебелорусского народного собрания.
Цель. Определить геополитическое измерение VI Всебелорусского народного собрания как интеграционного проекта Республики Беларусь.
Задачи. Изучить характер подготовки в Республике Беларусь к VI Всебелорусскому народному собранию. Проанализировать основные положения и выводы доклада Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко и выступающих на собрании. Обобщить геополитическое измерение итогов VI Всебелорусского народного собрания.
Методология. Исследование документов VI Всебелорусского народного собрания на основе информационно-аналитических технологий, включая положения критической геополитики и качественный контент-анализ.
Результаты. Ни один из предыдущих подобных форумов не получал на подготовительном этапе столь заметного политического резонанса и не подвергался забвению после его окончания. Обстоятельная подготовка, изучение общественного мнения, предшествующий широкий общенациональный диалог определили главную отличительную черту собрания. Состав его участников достаточно полно отразил социальную структуру всего белорусского общества. Характер дискуссии на собрании определил доклад главы государства. Подавляющее большинство делегатов, проявив высокий уровень геополитической самоидентификации, поддержали основные выводы и положения этого доклада. В ходе дискуссии на собрании встал вопрос о геополитической безопасности Республики Беларусь в новой геополитической конфигурации в Европе. Дана оценка России как основного геоэкономического партнера и геостратегического союзника. Определена позиция делегатов в отношении укрепления эффективности государственного управления и, соответственно, геополитического положения Республики Беларусь.
Выводы. Геополитическое значение Беларуси сегодня заключается в том, что она приобретает образ полноправного конструктора евразийского пространства. VI Всебелорусское собрание стало особым форумом в новейшей истории республики, которое состоялось в судьбоносный период развития белорусского общества. VI Всебелорусское народное собрание стало показателем понимания белорусским обществом геополитического будущего своей страны, умения «подниматься» на геополитический уровень оценки современной ситуации как в республике, так и в мире в целом.

ЭКОНОМИКА

21-32 1311
Аннотация

Настоящее исследование направлено на выявление предварительных результатов внешней торговли Казахстана со странами, имеющими соглашения об экономическом сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом.
Цель. Выявить наличие эффектов для внешней торговли Казахстана от соглашений с государствами — партнерами ЕАЭС, проявляющихся в увеличении товарооборота и экспорта.
Задачи. Проанализировать показатели внешней торговли Казахстана с государствами, имеющими с ЕАЭС преференциальные режимы сотрудничества, сопоставить эти показатели периода действия соответствующих соглашений с предыдущими периодами, а также с параметрами внешней торговли Казахстана в целом, оценить результаты внешней торговли в период действия соглашений об экономическом сотрудничестве.
Методология. В настоящей работе использованы методы анализа динамических рядов и сравнительного анализа.
Результаты. Исследование показало, что в большинстве случаев интенсивность взаимной торговли Казахстана со странами, имеющими преференциальные режимы сотрудничества с ЕАЭС, значительно возросла после заключения соглашений. Торговля Казахстана с единственной страной, имеющей относительно длительную историю действующего соглашения о свободной торговле, Вьетнамом, показала значительный рост в этот период, многократно превосходящий общие показатели внешней торговли. Опережающий рост товарооборота с рассмотренными странами происходит, как правило, за счет увеличения объема казахстанского экспорта, что положительно отражается на внешней торговле в целом и оказывает позитивное влияние на показатели торгового и платежного баланса. Совокупный эффект для внешней торговли Казахстана от наращивания товарооборота со странами – партнерами ЕАЭС достаточно велик и измеряется годовым приростом товарооборота на уровне более 650 млн долл. США и приростом экспорта в размере немногим менее 1 млрд долл. США.
Выводы. Предварительные итоги внешней торговли Казахстана со странами – партнерами ЕАЭС являются положительными и подтверждают наличие потенциала для углубления дальнейшего сотрудничества по линии заключения новых торговых и иных соглашений с другими государствами.

33-39 530
Аннотация

В статье проводится анализ современного состояния гражданского оборота недвижимости в рамках Евразийского экономического союза как надгосударственного образования, исследуются правовые основы международного оборота недвижимости, а также выявляются правовые проблемы.
Цель. Предложить наиболее оптимальные пути решения проблем международного оборота недвижимости в рамках Евразийского экономического союза.
Задачи. Определить правовые основы регулирования международного оборота недвижимости в рамках ЕАЭС, провести анализ состояния рынка недвижимости внутри ЕАЭС, а также определить правовые проблемы, препятствующие развитию данных правоотношений.
Методология. В настоящем исследовании были использованы методы сравнительного правоведения, методы анализа и синтеза, а также методы дедукции и индукции.
Результаты. В ходе исследования авторы приходят к выводу о существовании некоторых проблемных аспектов как национального, так и международного регулирования в сфере международного оборота недвижимости. Данные проблемы выражаются в отсутствии единых норм, регулирующих порядок удостоверения сделок с недвижимостью, а также в отсутствии единого правового механизма совершения таких сделок в ЕАЭС.
Выводы. В результате анализа проблем действующего законодательства государств — членов ЕАЭС авторами предлагаются пути их решения методом создания единообразных (унифицированных) норм в сфере нотариального удостоверения сделок с недвижимостью в системе права Евразийского экономического союза.

40-48 317
Аннотация

Европа — Евразия — Азия. Каждому континенту огромного материка соответствует доминирующая континентальная держава, соответственно Германия — Россия — Китай; в одной из них (в Китае), в зоне сопряжения евразийской и азиатской континентальных цивилизаций, то есть в российско-китайском приграничье, зарождается и развивается новое региональное образование с атрибутикой морской цивилизации.
Цель. Целью исследования является решение научной проблемы сопряжения национальных интересов двух стран в пределах этого регионального морского пространства.
Задачи. Для достижения цели исследования решаются следующие задачи: обосновать структуру выделенного геополитического образования и выявить направления взаимодействия двух стран на основе согласования экономической и оборонной деятельности в Тихоокеанском регионе.
Методология. В настоящей работе применяется методологический инструментарий пространственной экономики и теории новой экономической географии, позволяющий совместить на локализованном пространстве геополитические и экономические (геоэкономические) императивы при согласовании совместной деятельности.
Ядром этого образования являются три прилежащих к территории Китая моря Тихоокеанского бассейна. Однако стратегические интересы Китая распространяются и дальше, на север, в акваторию минимум двух российских морей. Тем самым и Россия вовлекается в совместную морскую деятельность в пределах Тихоокеанского региона.
Результаты. В результате так создается пространство общих национальных интересов, которое охватывает акваторию пяти морей и прилегающие территории. Региональное ядро этого образования имеет тенденцию к расширению на север, восток и юг, а также далее, на запад, в акваторию Индийского океана.
Выводы. Выводы исследования состоят в том, что морская (точнее, военно-морская) деятельность двух континентальных держав становится, по существу, основой сотрудничества и кооперации России и Китая, поскольку способствовать реализации обширным национальным интересам Китая Россия может только в оборонной сфере, оказывая, кроме того, существенную политическую поддержку этой стране. Что касается экономической деятельности, прежде всего при удовлетворении растущего спроса китайской экономики на энергетические ресурсы (нефть, газ и уголь), то перспективы в этом направлении лежат за пределами актуальных горизонтов планирования (до 2035 г.) при реализации крупных арктических газовых проектов в акватории Обской губы «Арктик СПГ 1, 2, 3».

49-60 405
Аннотация

В статье описывается трансформация идеологии либерализма и связанных с ним практик экономической доминации на этапе перехода от социально-философской парадигмы модерна к парадигме постмодерна.
Цель. Определить связь, присутствующую между риторикой современного либерализма, парадигмальными установками постмодерна и тенденциями в эволюции мировой экономической системы.
Задачи. Рассмотреть исторические условия формирования либеральной и неолиберальной идеологии; определить место неолиберального дискурса в идеологическом ландшафте современности; соотнести его с другими актуальными дискурсами, которые претендуют на объяснение экономических, социальных и культурных процессов; проанализировать особенности современных практик экономической доминации развитых стран по отношению к остальному миру.
Методология. В статье при помощи логического анализа устанавливаются характерные особенности современной либеральной идеологии, позволяющие говорить о новом этапе в истории развития либерализма. Сравнительный анализ позволяет выяснить точки схождения либерализма на данном этапе с другими идеологическими направлениями современности. Вместе с этим статистический анализ позволяет увидеть важные факторы экономического характера, препятствующие сокращению дистанции между развитыми и развивающимися странами.
Результаты. Исследование показало, что к настоящему моменту либеральный дискурс претерпел значительные изменения, что позволяет говорить о совершенно новом этапе в развитии либеральной идеологии. Значительное влияние на него оказал общий парадигмальный сдвиг, затронувший весь спектр социально-экономической мысли на излете XX в., который мы определяем как интенсифицирующийся переход от парадигмы модерна к парадигме постмодерна. Однако анализ исторического пути империализма и присущих ему практик доминации также позволяет говорить о его существенной трансформации в условиях постиндустриальной экономики и информационного общества. Параллельное рассмотрение этих аспектов (идеологического и практического), непрерывное соотнесение теории с экономическими реалиями позволяет авторам определить такое комплексное понятие, как гиперимпериализм. Этот термин предлагается использовать для обозначения специфической формы империализма в условиях постиндустриального уклада. При этом в качестве его ключевой особенности берется внутренняя неотделимость различных видов экспансии — экономической, идеологической и, шире, цивилизационной.
Выводы. В условиях масштабной социально-экономической и идеологической трансформации, имеющей глобальный характер, возрастает потребность в новых формах и средствах противостояния экономической гегемонии и поиска пути к самостоятельному экономическому и социальному развитию.

ПРАВО

61-66 730
Аннотация

Настоящее исследование направлено на изучение «мягкосиловых» инструментов международной деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с третьими странами в рамках трансрегионализма на основе программных документов и институциональных форматов. В исследовании приводится опыт Китая, где «мягкая сила» используется с целью достижения экономической мощи и может выступать в роли источника как привлекательности, так и давления.
Цель. Определить целесообразность применения концепции «мягкой силы» в области международного сотрудничества ЕАЭС с третьими странами на основе программных документов и институциональных форматов.
Задачи. Определить концептуальные основы международного сотрудничества ЕАЭС с третьими странами, рассмотреть программные документы ЕАЭС в области международного сотрудничества, выявить институциональные форматы ЕАЭС в области взаимодействия c третьими странами.
Методология. В настоящей работе с помощью методов изучения документов и контент-анализа выявлены компетентные органы ЕАЭС и действующие институциональные форматы в области международного сотрудничества. В корне деятельности ЕАЭС прослеживаются два принципа: наднациональный, который отвечает за функционирование Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и межгосударственный, когда к переговорам могут быть подключены и государства-члены.
Результаты. Исследование показало, что ЕАЭС осуществляет четыре институциональных формата взаимодействия с третьими странами, а именно: зона свободной торговли; временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли; преференциальные и непреференциальные торговые соглашения; меморандум о взаимопонимании. Так, высшим форматом взаимодействия ЕАЭС с третьими странами является зона свободной торговли. Выбор конкретного институционального формата ЕАЭС с третьими странами определяется не только историческими и геополитическими особенностями, а, скорее, комплексным анализом внешней политики и возможностей той или иной страны.
Выводы. Международная деятельность ЕАЭС в области взаимодействия с третьими странами направлена не только на углубление и упрощение торгово-экономического сотрудничества, но и дает возможность продвигать «мягкую силу» в международном глобальном пространстве через такие инструменты, как наука, технологии, инновации.

67-81 1003
Аннотация

Обзор научных статей, опубликованных за последние 15 лет в ведущих зарубежных научных журналах по международному праву, свидетельствует о совершенствовании правовых средств урегулирования межгосударственных морских споров.
Цель. Выявление особенностей применения норм морского права при разрешении морских споров, складывающихся в современной международной системе.
Задачи. Развитие классификации морских споров, анализ юрисдикции судебных органов, управомоченных разрешать морские споры, характеристика международных соглашений и обычаев морского права при разрешении морских споров Международным судом Организации Объединенных Наций (ICJ), Международным трибуналом по морскому праву (ITLOS) и Постоянной палатой третейского суда в Гааге (PCA).
Методология. Дискурсивный анализ наиболее авторитетных публикаций по проблеме разрешения морских споров, формально правовой анализ норм и обычаев морского права, а также сравнительное правовое исследование судебной и арбитражной практики по разрешению межгосударственных морских споров. Правоприменительная практика по морским спорам позволяет охарактеризовать предмет современных межгосударственных морских споров; критически оценить справедливость решений международных судебных инстанций; проанализировать проблемы исполнимости вынесенных судебных и арбитражных решений в рамках процедур по разрешению морских споров, предусмотренных в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Результаты. Обоснованные решения Международного суда ООН, Международного трибунала по морскому праву и Постоянной палаты третейского суда в Гааге, как правило, выполняются государствами — участниками Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Компенсация ущерба, причиненного незаконной деятельностью государств, обеспечение безопасности на море, защита морской среды и незамедлительное освобождение судов и экипажей из-под ареста стали современной правовой реальностью благодаря эффективности правового механизма по разрешению межгосударственных морских споров. Вместе с тем территориальные морские споры вызывают существенные трудности на всех стадиях своего разрешения, что обусловлено их политическим характером и усилиями государств по защите своих национальных интересов.
Выводы. Разрешение морских территориальных споров требует от сторон большей гибкости, заключения международного договора сторонами спора о порядке его рассмотрения, а также использования согласительных процедур для выработки компромиссного решения по спору.

82-92 863
Аннотация

Настоящее исследование направлено на изучение проблемы политико-правового обоснования действий органов государственной власти по определению и заявлению категории «национальные интересы» в рамках общих интересов международного сообщества и общих целей системы международной безопасности для других участников международного общения.
Цель. Устранить методологические проблемы в определении содержания терминов «национальная безопасность», «общественная безопасность», «безопасность личности», «конституционный строй», «государство» при институционализации вмешательства во внутренние дела других государств.
Задачи. Выделить и сформулировать направления концентрации усилий органов государственной власти при движении нации к своим целям относительно опасностей, угроз и рисков.
Методология. Состояние современной среды безопасности свидетельствует о подвижности содержания национальных интересов, а следовательно, существует проблема определения направлений концентрации усилий государства на их обеспечение и заявления их для других участников международного общения. Выделение категорий национальных интересов построено относительно объектов национальной безопасности и на сравнительном анализе необходимых реакций государств на внешние и внутринациональные угрозы и угрозы частным интересам.
Результаты. Исследование показало, что важнейшей задачей органов государственной власти является непрерывное переопределение опасностей, угроз и рисков, обеспечение ресурсами их парирования. Конкуренция государств за место в иерархии баланса сил является неизбежной, и, соответственно, переопределение жизненных, важных, значимых интересов также должно производится непрерывно. Направления усилий международных акторов могут быть объяснены через то, как они заявляют свои национальные интересы. Одной из очевиднейших проблем современного политического дискурса является наделение политического механизма «государство» субъектностью в процессах определения национальных интересов и обеспечения безопасности нации, что является серьезной методологической ошибкой и что, в свою очередь, подтверждено решением Нюрнбергского трибунала. Для обеспечения выживания нации в результате политического консенсуса необходимо определять главные объекты концентрации усилий и необходимые ресурсы. К таким задачам относится заявление для других участников международного общения каких-либо «ценностей» нации в качестве ее «жизненных» интересов, на защиту которых будут направлены все ее ресурсы.
Выводы. Решение органов государственной власти на осуществление действий по вмешательству во внутренние дела какого-либо государства должно быть основано на определении факта, обусловливаемого, конечно же, не порогами и «красными линиями», заявленными государством, а состоянием баланса сил в международных отношениях.

93-98 800
Аннотация

Настоящее исследование направлено на рассмотрение вопросов компетенции Евразийского экономического союза, определенной международными договорами в рамках Евразийского экономического союза, по противодействию коррупции при подготовке актов органов Евразийского экономического союза.
Цель. Определить компетенцию органов Евразийского экономического союза в сфере противодействия коррупции при разработке актов органов Евразийского экономического союза.
Задачи. Выделить пределы и объемы компетенции Евразийского экономического союза, установленной Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., в сфере противодействия коррупции при разработке актов органов Евразийского экономического союза, определить основания проведения антикоррупционной экспертизы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, определить степень эффективности евразийской интеграции в сфере противодействия коррупции.
Методология. В настоящей работе с помощью методов логического, сравнительного и прогностического анализа выявлены факторы, способствующие реализации эффективной политики государств — членов Евразийского экономического союза, направленные на улучшение механизма разработки актов органов Евразийского экономического союза в сфере противодействия коррупции.
Результаты. Исследование показало, что Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. не предусматривается полномочие Евразийской экономической комиссии на проведение антикоррупционной экспертизы при подготовке актов органов Евразийского эконмического союза. Вместе с тем Евразийский экономический союз обладает мощными правовыми, организационными инструментами, позволяющими принимать нормативные правовые акты достаточно глубоко подготовленными, проанализированными и прошедшими юридические процедуры. Предлагаемая к формированию евразийская антикоррупционная платформа позволит применять международный опыт, а кроме того, защитить национальные интересы евразийских стран, принимая во внимание особенности национальных правовых систем.
Выводы. Целесообразно рассмотреть вопрос о разработке и принятии единой антикоррупционной стратегии Евразийского экономического союза, которая базировалась бы на участии государств — членов ЕАЭС и учитывала национальные интересы и специфику правовых систем участвующих в нем государств, включая особенности законодательного регулирования в антикоррупционной сфере.

ПОЛИТИКА

99-108 1326
Аннотация

Настоящее исследование направлено на выявление сущности международного терроризма как крайне негативного явления политической жизни современности, а также определение понятий «международный терроризм», «терроризм».
Цель. Определить истоки как внутреннего терроризма, так и международного терроризма, предложить дефиниции этих политических феноменов.
Задачи. Выявить социально-политические источники терроризма, определить сущностные признаки данного явления, предложить с опорой только на сущностные признаки определения понятий «терроризм», «международный терроризм», предложить способы борьбы с этим крайне негативным явлением международной политической жизни.
Методология. Методология исследования строится на признании значительного влияние на политические процессы феномена терроризма. Использован метод сравнительного анализа. Анализируемые источники имеют содержательную связь с политическим подходом к пониманию терроризма. Рассмотрены ситуации успешной борьбы с данным явлением, которые могут стать примером для изменения приоритетных направлений противоборства терроризму и международному терроризму.
Результаты. Предложены определения политических феноменов «терроризм», «международный терроризм». Выявлена политическая сущность международного терроризма. Исследование показало, что международный терроризм представляет из себя явление того же порядка, что и внутренний терроризм. Основным объектом как терроризма, так и международного терроризма выступает конкретное государство, группа государств, международные организации. Для эффективной борьбы с терроризмом государствам необходимо прибегать к тактике социального и политического маневрирования: сокращать долю граждан, проживающих за чертой бедности или приближающихся к ней, обеспечить населению и в особенности молодым гражданам страны доступ к социальным «лифтам», включать оппозиционные политические движения в политический процесс. При осуществлении данных мер у террористических организаций исчезнет социальная база, что и приведет к изжитию данного явления.
Выводы. Борьба с международным терроризмом ведется отдельными государствами и мировом сообществом с переменным успехом. И чем больше государства и международные организации будут сосредоточивать свои усилия на искоренении источников терроризма, тем успешнее будет вестись борьба с этим явлением. Посредством вычленения только сущностных признаков терроризма и международного терроризма можно выработать универсальные определения понятий данных явлений политической жизни.

109-121 1462
Аннотация

Настоящее исследование посвящено роли Арктической стратегии России в Большом Евразийском партнерстве.
Цель. Выявить особенности Арктической стратегии России в Большом Евразийском партнерстве.
Задачи. Выработка принципов геополитического прогнозирования и работы с большими данными с целью синхронизации противоречивых по своей природе и интересам акторов интеграционных процессов в Большой Евразии, выявление особенностей геополитической регионализации Евразии, анализ аналитики глобальной безопасности Большого Евразийского партнерства в наступившей «цифровой эпохе».
Методология. Переход от «аналоговой» к «цифровой эпохе» в начале XXI в. означал по своей сути революцию в самих данных, что было связано с появлением их нового качества — прогностического. Методология исследования и прогнозирования перспектив евразийской интеграции — моделирование многоагентного взаимодействия геополитических акторов коалиций на основе математической теории игр. Стратегия перехода к полицентричному мироустройству предполагает необходимость перехода от «геополитической беллетристики» к геополитике, основанной на математическом моделировании процессов глобальной геополитики методами теории игр.
Результаты. Геополитическая регионализация Евразии — вызов времени. На просторах евразийского континента все более четко вырисовываются несколько разноформатных долгосрочных «евразийских проектов». Это, во-первых, Евразийский экономический союз, во-вторых, китайский «Один пояс — один путь» и, в-третьих, «Индо-Пацифика». Российская Арктика — регион Большого Евразийского партнерства. Задачи современной арктической политики России ориентированы на приоритетное обеспечение роста сырьевого экспорта и индустриального развития территорий Арктики, нежели на решение задач повышения качества жизни местного населения, хотя в российской Арктической стратегии до 2035 г. эти задачи сформулированы достаточно корректно.
Выводы. Аналитика евразийского партнерства и формулировка экспертных оценок должны формироваться на основе не только политологического дискурса, но и точных наук. В современных условиях разработка сценарных проектов построения Большого Евразийского партнерства (требующих, в свою очередь, самостоятельной теоретико-методологической проработки), включающего «Большую Арктику», предполагает в полной мере использовать аппарат математической геополитики (теория игр), сценарное моделирование и технологии больших данных.

122-133 1185
Аннотация

Настоящее исследование направлено на изучение опыта формирования региональной архитектуры безопасности на примере Юго-Восточной Азии.
Цель. Изучение и обобщение исторического опыта формирования архитектуры безопасности в Юго-Восточной Азии и ее современного состояния, участие в научной дискуссии по проблемам евразийского пространства.
Задачи. Осуществить экспресс-анализ основополагающих решений Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (далее — АСЕАН, Ассоциация) по вопросам безопасности, их эффективность в региональной политической практике; выявить основные проблемы процесса формирования региональной системы безопасности и влияние на это глобальной нестабильности, противоречивых двусторонних взаимоотношений между государствами региона; определить причины эклектичности ее современного состояния, а также разные подходы к оценке результатов деятельности АСЕАН за весь период ее существования, вызванные отставанием в принятии оперативных решений по безопасности в условиях реальных современных социально-политических и экономических процессов; обозначить основные механизмы и инструменты юго-восточной региональной архитектуры безопасности от Восточноазиатского саммита до комитетов АСЕАН по направлениям деятельности, от совместных заявлений до программ, включая программу региональной архитектуры безопасности АСЕАН, и планов деятельности.
Методология. Используя исторический, сравнительный и структурно-функциональный методы с опорой на основное содержание документов Регионального форума АСЕАН, Восточноазиатского саммита, диалоговой программы Россия — АСЕАН, а также исследовательские модели российских и зарубежных ученых и экспертов, были выявлены существующие проблемы процесса формирования региональной системы безопасности, а также обоснована необходимость изучения опыта деятельности АСЕАН.
Результаты. Исследование показало общее и особенное процесса формирования региональной системы безопасности Юго-Восточной Азии и региональных архитектур безопасности в Центральной Азии и Европе. Подтверждено, что современная глобальная неопределенность и неустойчивость способствуют формированию тренда к региональным коалициям и укреплению региональных архитектур безопасности. Выявлена разнонаправленность позиций членов Ассоциации по вопросам национальной и региональной безопасности. Показано, что АСЕАН в формировании архитектуры безопасности использует опыт других региональных коалиций, прежде всего НАТО. Отмечено сохранение проблем в оперативности принятия решений, что имеет как отрицательные, так и положительные последствия.
Выводы. В отличие от сложившейся евроатлантической архитектуры безопасности, которая исключает значительную часть Европы в виде европейской части Российской Федерации, евразийское стратегическое пространство в настоящее время находится в процессе формирования системы безопасности, включающей только определенные группы государств. Исследование в основном направлено на изучение подходов к содержанию и формам сотрудничества между этими странами в вопросах безопасности. Современные глобальные процессы негативно влияют на все уровни безопасности и актуализируют проблему ее укрепления на региональном уровне. Даже в сложных условиях Юго-Восточной Азии АСЕАН удается частично минимизировать последствия вызовов, угроз и рисков для безопасности. В юго-восточном стратегическом регионе по-прежнему остаются нерешенными проблемы затяжных конфликтов, значительных различий в экономическом и политическом развитии государств — членов Ассоциации, и это негативно сказывается на достижении единства и развитии отношений сотрудничества между странами региона, а также на стабилизации региональной ситуации. Существующие проблемы в эффективности принятия решений на региональном уровне имеют как негативные, так и позитивные последствия. В настоящее время они сбалансированы. Участие в работе различных международных институтов имеет большое политическое значение и оказывает влияние на статус субъектов глобального или регионального политического процесса. Участие в диалоговых программах АСЕАН России оправдано и способствует продолжению контактов со странами Юго-Восточной Азии. Опыт многолетнего существования региональной коалиции может быть использован и в других регионах Евразии.

134-139 453
Аннотация

Настоящее исследование направлено на изучение городских поселений и урбанизации как международно-политического феномена в современной мировой политике.
Цель. Определить понятие урбанизации и города в современной политологии и выявить роль урбанизационных процессов в современных международных отношениях.
Задачи. Обозначить сущность города как политического понятия, определить современные политические концепты городов, осмыслить перспективы урбанизационных процессов для современных международных отношений.
Методология. В настоящей работе с помощью таких научных методов, как анализ, синтез и прогнозирование, выявлены факторы, способствующие влиянию городов в частности и урбанизации в целом на современные международные отношения.
Результаты. Исследование показало, что урбанизация является неотъемлемой частью международно-политического процесса XXI в., значимость которого с каждым годом возрастает. В настоящее время политическая, экономическая и культурная жизнедеятельность общества сосредоточена именно в городах. При этом количество жителей городов неуклонно увеличивается, что делает XXI в. веком больших городских поселений. Политическая практика показывает, что при нарастающих тенденциях к глокализации и регионализации города становятся все более автономными игроками в решении локальных внутри- и внешнеполитических вопросов, выходя на мировую арену через особые трансграничные городские объединения. Возрастает роль глобальных, мировых, умных городов и мегаполисов. Разнообразные виды городов как нетрадиционных акторов международных отношений продиктованы диверсифицированными потребностями современного мирового сообщества в решении сложных международных вопросов и задач.
Выводы. Международно-правовая нерегламентированность автономизации городов как акторов международных отношений осложняет современный мировой политический процесс. Тем не менее мировые, глобальные и умные города становятся флагманами урбанизации и центрами притяжения международного сотрудничества, в том числе и в области политики, что обусловливает необходимость их исследования как нового международно-политического феномена.

ЕВРАЗИЙСКАЯ ХРОНИКА



ISSN 2073-2929 (Print)