Preview

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика

Расширенный поиск
№ 1 (2022)
Скачать выпуск PDF

ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 

ГЛАВНОЕ 

10-21 134
Аннотация

Цель. Актуализировать внимание на необходимости формирования идеологии евразийской интеграции, выражающей не только экономические, но также общие социально-политические и духовные интересы и видение общего будущего ЕАЭС.

Задачи. Выявить существо идеологии евразийского национализма, ценностный контент концепции Сообщества единой судьбы человечества и возможность их комплиментарной целостности в этнополитическом континууме Большой Евразии.

Методология. Цивилизационный и конкретно-исторический подходы, а также аксиологический дискурс относительно идеологического выбора в полиэтническом сообществе.

Результаты. Обоснована непреходящая ценность концепций евразийского национализма, инверсированная применительно к современности, и Сообщества единой судьбы человечества. Определены основные направления поиска теоретических и аксиологических оснований.

Выводы. На повестке дня евразийской интеграции — поиск условий отказа от либертарианской идеологии, обслуживающей интересы международного капитала, а не народов с общей исторической судьбой. Необходим поиск своей разновидности социально-консервативного синтеза, сочетающей восстановление социалистической идеологии с духовными традициями евразийских народов.

22-30 221
Аннотация

В статье рассматриваются российско-китайские отношения в контексте сопряжения проектов Евразийского экономического союза и проекта «Один пояс — один путь». Сравнительно долго среди экспертов существовало мнение о сложности сопряжения этих проектов. ЕАЭС — интеграционное объединение некоторых стран постсоветского пространства. Относительно экономического пояса Шелкового пути долгое время шла дискуссия о его сути и механизмах. Сложность сопряжения виделась в явном различии сути проектов, а отсюда и самих механизмов сопряжения. Понятие «Один пояс — один путь» используется нами в качестве обобщающего для всех отдельных проектов, выдвинутых Китайской Народной Республикой. По сути, это не меняет проблемы сопряжения. В последнее время с появлением новых взглядов на вопросы интеграции и формирование теории евразийской интеграции ее стало возможным рассматривать как определенный механизм достижения других более значительных целей.

Цель. Целью исследования является анализ российско-китайских отношений в контексте влияния развития интеграционных проектов ЕАЭC и инициативы Китая «Один пояс — один путь» (ОПОП).

Задачи. Таким образом, задачами исследования стали: показать возможность исследования взаимодействия проектов в рамках интеграционного взаимодействия; показать, что взаимодействие является механизмом влияния на российско-китайские отношения.

Методология. Методология исследования основана на современных взглядах на процесс евразийской интеграции, точнее, на таких концептах, как «прагматическое евразийство», «скрепляющая интеграция», «географические полюса недоступности», «транспортный союз». При этом основной является идея интеграции как механизма достижения других целей, в том числе и возможности влияния на международные отношения. В современных условиях на международные отношения, и в особенности на международные экономические отношения, непосредственное воздействие оказывает пандемия COVID-19. Поскольку современное развитие, в первую очередь экономических отношений, во многом определяется влиянием пандемии, второстепенной задачей являлась задача показать устойчивость интеграционных объединений к условиям пандемии.

Результаты. В результате показана возможность использования положений современной теории евразийской интеграции для решения задач взаимодействия ЕАЭС и ОПОП. Показано, что идеологические противоречия проектов ЕАЭС (защита преференций общей таможенной территории) и ОПОП (создание обширных зон свободной торговли) отчасти снимается подписанными соглашениями в рамках сопряжения. Также показана устойчивость интеграционных структур к пандемии.

Выводы. Новые подходы к определению процесса интеграции, в частности, теория евразийской интеграции — «прагматическое евразийство» ориентированы на возможность достижения целей проекта «Один пояс — один путь» и концепции Большого Евразийского партнерства и дает возможность показать динамику развития в том числе и в российско-китайских отношениях.

ЭКОНОМИКА 

31-42 125
Аннотация

Повсеместное использование новых технологий, основанных на цифровизации, в последнее время усилилось за счет процессов, связанных с изменениями в организации бизнеса. Серьезное внимание данному направлению развития уделяется представителями бизнеса, осуществляющими экономическую деятельность в международной торговле, и правительствами ведущих экономик мира, в том числе Китая и России. Внедрение новых технологий и цифровизации в различные отрасли экономики стало осознанной необходимостью. В целях теоретического обоснования и последующего достижения необходимого уровня развития информационных технологий и коммуникаций во многих странах ведутся аналитические исследования и апробации изменений в рассматриваемой сфере. Экономика, основанная на внедрении цифровых технологий, определяет вектор развития экономики стран на долгосрочную перспективу.

Цель. Повести анализ цифровой трансформация экономики Китая. Выявить положительный опыт по применению современного оборудования и цифровых решений в таможенном деле и рекомендовать для внедрения положительных результатов в России.

Задачи. Рассмотреть технологические тренды в цифровой трансформации; изучить результаты проводимой политики в проведении цифровизации экономики Китая и России; проанализировать влияние нового оборудования; рассмотреть возможные перспективные направления развития сотрудничества между Китаем и Россией в сфере цифровых технологий и совершенствования таможенного администрирования.

Методология. Провести статистический анализ данных и обобщить полученные результаты для целей сравнения.

Результаты. В результате проведенного исследования проведен сравнительный анализ изменения значений показателей по индексу Global Connectivity Index (GCI) Китая и России в 2020 г. по сравнению с 2015 г., обоснованы причины произошедших изменений; представлена динамика экспорта и импорта Китая, а также данные по товарообороту между Китаем и Россией за период с 1991 г. по октябрь 2021 г.; рассмотрен опыт таможенного администрирования в Китае и определены возможные направления его применения в России.

Выводы. Положительный опыт таможенного администрирования Китая в свете цифровизации экономических процессов может быть использован и в России, что, безусловно, может улучшить текущую ситуацию в сфере таможенного администрирования в нашей стране. 

43-56 101
Аннотация

Исследуются макроэкономические показатели стран ЕАЭС, применяемые в количественных методах оценки финансовой интеграции, а также ряд документов, формирующих общий финансовый рынок (ОФР) ЕАЭС.

Цель. Выявить содержание понятия ОФР ЕАЭС, определив элементы регулирования движения финансовых услуг и капитала, оценить возможности его формирования с учетом достигнутой интеграции.

Задача. Обосновывается гипотеза о недостаточно высоком уровне финансовой интеграции в ЕАЭС, что является причиной, по которой механизмы ОФР ЕАЭС не могут быть проработаны в достаточной степени.

Методология. Корреляционный анализ, анализ и сопоставление текстов.

Результаты. Мобильность капитала высока в России и Кыргызстане. Сближение темпов роста потребления является признаком выравнивания финансовых рисков. Страны различаются режимами валютных курсов, в двух из них сохраняется двойной обменный курс, в трех существуют требования репатриации валютной выручки. Меры в отношении движения капитала разнонаправлены. ОФР предполагает сближение законодательства в сфере финансовых услуг. Обязательства по трансграничной поставке и потреблению за рубежом страны берут только в отношении четырех подсекторов, коммерческое присутствие регулируется национальным законодательством, а присутствие физических лиц — положениями о миграции. Обязательства по либерализации рынка услуг, взятые перед ВТО, не единообразны, а перечень изъятий из обязательств по Договору о ЕАЭС более ограничивающий, чем обязательства перед ВТО. Большая часть мер валютного регулирования реализуется по национальным законам. Инвесторы государств-членов не получают национального режима при учреждении.

Выводы. Гипотеза подтверждена. Значение работы для анализа финансовой интеграции состоит в том, что выявлены формы, в которых существует общий финансовый рынок ЕАЭС. Рекомендации предназначены для применения в работе Евразийской экономической комиссии.

57-67 67
Аннотация

Настоящее исследование направлено на формирование предложений по стимулированию ускоренного инновационного развития регионов Российской Федерации в условиях нарастания мировых кризисов, связанных с влиянием нестабильной международной ситуации в связи с событиями на Украине и вводом санкций по отношению к Российской Федерации, а также воздействия как на мировую, так и на российскую экономику последствий значительных ограничений из-за ситуации с коронавирусом.

Цель. Формирование предложений для ускоренного инновационного развития регионов Российской Федерации на основе использования стратегических инвестиционных проектов в условиях воссоздания территориально-производственных комплексов, что позволит сформировать предпосылки для опережающего развития регионов.

Задачи. Рассмотреть подходы к стимулированию ускоренного инновационного развития регионов Российской Федерации и его оценки на основе: применения ключевых индикаторов эффективности; диверсификации экономического потенциала регионов, а также применения венчурного финансирования; внедрения в стратегические программы развития регионов понятий стратегических инвестиционных проектов и стратегических инвестиционных инициатив; использования теории территориально-производственного комплекса в современных условиях хозяйствования.

Методология. В настоящей работе с помощью методов факторного, статистического и количественного анализа разработаны предложения по формированию мер для достижения максимальных успехов в инновационном развитии передовых отраслей регионов Российской Федерации.

Результаты. Исследование показало, что для достижения задач по ускоренному инновационному развитию регионов Российской Федерации при формировании документов стратегического планирования необходимо ориентироваться на основные «комплексы развития», участие в реализации новой модели экономического роста на принципах государственно-частного партнерства на основе комплексного теоретико-методологического подхода к формированию социально-экономической политики и активного использования стратегических инвестиционных проектов.

Выводы. Целесообразно в стратегических программах регионов определить создание высокотехнологичных инновационных проектов по переработке имеющихся на территории сырьевых ресурсов с целью выхода из сырьевой зависимости экономики; создать необходимые условия для улучшения инвестиционного климата с целью привлечения высокотехнологичных проектов лидирующих мировых государств для дальнейшего их использования в собственных нуждах; активно диверсифицировать имеющиеся собственные высокотехнологичные проекты с целью получения максимальной прибыли и создания имиджа высокоразвитого, конкурентоспособного региона; на базе финансовых и экономических институтов создать высокотехнологичные подразделения для запуска и финансирования инновационных, наукоемких проектов с целью их дальнейшей диверсификации и интеграции как на территории региона, так и с третьими субъектами.

ПРАВО 

68-76 79
Аннотация

Настоящее исследование направлено на изучение трансрегионального взаимодействия ЕАЭС с третьими странами в рамках концепции «мягкой силы» на основе заключенных договоренностей о сотрудничестве, несущих международно-правовые обязательства.

Цель. Выявить особенности двустороннего взаимодействия ЕАЭС с третьими странами в рамках концепции «мягкой силы» на основе сравнительного анализа политико-правовых документов о сотрудничестве.

Задачи. Определить концептуальные основания экономического измерения «мягкой силы»; рассмотреть политико-правовые документы о сотрудничестве, заключенные между ЕАЭС и третьими странами, и выявить составляющие «мягкой силы».

Методология. Используются методы сравнительного и контент-анализа политико-правовых документов с целью выявления особенностей двустороннего сотрудничества ЕАЭС с Вьетнамом, Сингапуром, Китаем, Сербией, Ираном и составляющих «мягкой силы».

Результаты. Исследование показало, что «мягкосиловые» компоненты политико-правовых документов о сотрудничестве присутствуют преимущественно во взаимоотношениях ЕАЭС с Вьетнамом и Сингапуром. В данных договоренностях больше всего упоминаются научно-техническое сотрудничество и реализация совместных научно-исследовательских проектов, научно-образовательный обмен, вопросы образования. Тем не менее существуют риски в области интеграционного взаимодействия ЕАЭС с вышеупомянутыми странами, обусловленные как географическим фактором, так и спецификой выстраивания интеграционных отношений с третьими странами.

Выводы. Трансрегиональное взаимодействие между ЕАЭС и вышеупомянутыми странами направлено на обмен информацией, либерализацию и транспарентность в торговле, поддержку механизмов Всемирной торговой организации. Анализ политико-правовых документов о сотрудничестве ЕАЭС на примере Вьетнама и Сингапура демонстрируют возможности для ЕАЭС не только интегрироваться в глобальную экономику и усилить конкурентоспособность, но и повысить привлекательность государств ЕАЭС с точки зрения продвижения стратегии «мягкой силы».

77-85 87
Аннотация

Цель. Проанализировать положения основных национальных и международных нормативных правовых актов в сфере регулирования оборота новых психоактивных веществ.

Задачи. Изучить актуальное нормативно-правовое регулирование оборота новых психоактивных веществ в Российской Федерации и государствах ЕАЭС. Рассмотреть новеллы в законодательстве Европейского союза, регулирующие оборот этих веществ. Провести обзор процедуры установления конвенционного контроля над подобными веществами в рамках ООН. Сформулировать предложения по совершенствованию национального и международного антинаркотического законодательства.

Методология. В настоящей работе с использованием методов логического и сравнительно-правового анализа, а также метода правового прогнозирования рассмотрены национальные и международные юридические процедуры установления контроля над новыми психоактивными веществами, выявлены пробелы в антинаркотическом законодательстве.

Результаты. Законодательство стран ЕАЭС в области регулирования оборота новых психоактивных веществ нуждается в совершенствовании и гармонизации. В странах ЕС и в рамках ООН процедура установления контроля над новым психоактивным веществом носит сложный многоступенчатый характер, а сроки принятия регуляторного нормативного правового акта явно не соответствуют потенциальной опасности неконтролируемого оборота вещества для общественного здоровья.

Выводы. В России ужесточить наказание за преступления, предусмотренные ст. 234.1 УК РФ «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ» и изменить юридическую процедуру формирования Реестра новых психоактивных веществ. В странах ЕАЭС на межгосударственном уровне согласовать единообразный подход к введению и содержанию мер уголовно-правового противодействия незаконному обороту новых психоактивных веществ. В странах ЕС и в рамках ООН ввести изменения в процедуру внесения нового психоактивного вещества в списки (перечни) наркотических или психотропных веществ: все подобные вещества вносить в отдельный специальный список, для которого прописывались бы определенные согласованные меры контроля, с возможностью последующей экспертной оценки потенциальной опасности вещества для индивидуального и общественного здоровья. В дальнейшем на основании критического обзора Комитета экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости и позиции Комиссии по наркотическим средствам ЭКОСОС эти меры контроля могли бы быть ужесточены или смягчены.

86-92 71
Аннотация

Проанализированы и показаны процессы формирования, развития системы государственного управления периода независимости Республики Таджикистан и управленческая деятельность органов государственного управления. Прежде всего, строительство новой политической системы общества и постепенное ее совершенствование и развитие являются одним из важных исследовательских вопросов.

Цель. Основной целью исследования является определение роли «Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года» в укреплении системы государственного управления Республики Таджикистан.

Задачи. Выделить результаты и стратегии в развитии системы государственного управления периода независимости Республики Таджикистан и управленческой деятельности органов государственного управления.

Методология. С помощью логического и сравнительного методов определить результаты реформы и политического преобразования системы государственного управления Республики Таджикистан.

Результаты. Новая стратегия охватывает все сферы общественной жизни. Реформы государственного управления являются одними из ее основных пунктов. Меры в направлении системы государственного управления с учетом реальной жизни страны и требований времени, их реализация направлены на новый уровень и качество жизни граждан в стране.

Выводы. В связи с этим реформа, предписанная «Национальной стратегией», создает условия для превращения Республики Таджикистан в промышленно-аграрную страну.

93-100 62
Аннотация

В современном мире активно развивается конкуренция между интеграционными образованиями, которые ведут деятельность по укреплению и расширению своих политических и экономических позиций. В статье рассматривается движение Евразийского экономического союза в данном направлении.

Цель. Предложить способ обеспечения единого правового пространства в Евразийском экономическом союзе.

Задачи. Проанализировать действующее в Евразийском экономическом союзе регулирование исполнения судебных и арбитражных решений, выявить проблемы, с которыми могут столкнуться государства — участники Евразийского экономического союза при исполнении этих решений.

Методология. В настоящей работе были использованы как общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщение, так и частнонаучные: формально-логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового прогнозирования.

Результаты. Одной из наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются государства при исполнении судебных и арбитражных решений, является проблема исполнения отмененных судебных или арбитражных решений. Автор считает, что для предотвращения данной проблемы в рамках Европейского экономического союза его членам не следует присоединяться к Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений по гражданским или коммерческим делам от 2 июля 2019 г., поскольку в ней не нашел своего разрешения вопрос о судьбе отмененных судебных решений. В отношении арбитражных решений государствам — участникам Европейского экономического союза желательно заключить между собой протокол к Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение арбитражных решений от 10 июня 1958 г., который бы исключал возможность исполнения отмененных арбитражных решений во всех государствах — участниках протокола. Разработка проекта данного дополнительного протокола может быть поручена Евразийской экономической комиссии Европейского экономического союза.

Выводы. Евразийскому экономическому союзу необходимо создать предсказуемое правовое пространство, которое прежде всего будет обеспечиваться за счет свободного движения судебных и арбитражных решений.

ПОЛИТИКА 

101-110 67
Аннотация

Настоящее исследование направлено на изучение китайской международной инициативы «Пояс и путь» в условиях пандемии COVID-19, задавшей новые параметры выстраивания миропорядка и выдвинувшей в качестве основных ценностей жизнь и здоровье.

Цель. Проанализировать проект «Шелковый путь здоровья» как значимую часть «Пояса и пути», направленную, согласно официальным заявлениям китайского руководства, на улучшение систем здравоохранения и здоровья населения стран-участников.

Задачи. Проследить генезис проекта «Шелковый путь здоровья»; охарактеризовать основные шаги, предпринимаемые Китаем в рамках данной инициативы начиная с весны 2020 г.; определить ее значимость для внутренней и внешней политики КНР; проанализировать основные выгоды и риски для участников проекта.

Методология. При работе с научной литературой по развитию «Пояса и пути» в условиях пандемии применялись методы критического и сравнительного анализа. Широко использовался анализ источников — статистических данных, правительственных документов, материалов аналитических центров, выступлений официальных должностных лиц, документов интеграционных объединений и международных организаций, опросов общественного мнения и т. д.

Результаты. Обоснована востребованность гуманитарного (медицинского) направления сотрудничества на современном этапе; охарактеризована «масочная дипломатия» Китая, ее значимость для внутренней и внешней политики страны, в том числе влияние на международный имидж; проанализированы мнения западных экспертов; дана оценка инициативе «Построить заново лучший мир» (Build Back Better World), которая выдвинута странами G7 как «демократическая альтернатива» китайскому проекту.

Выводы. На основании полученных результатов сделан вывод о том, что пандемия COVID-19 продемонстрировала гибкость политики Китая, который смог адаптироваться к нестабильной международной обстановке, найти новые возможности и векторы развития, в том числе посредством сотрудничества в рамках «Шелкового пути здоровья», который с большой долей вероятности останется значимым направлением «Пояса и пути» по окончании пандемии.

111-118 59
Аннотация

Сотрудничество регионов Приволжского федерального округа и территорий верхнего и среднего течения реки Янцзы Китайской Народной Республики является одним из инструментов активизации разносторонних российско-китайских отношений. Создание китайско-российского механизма сотрудничества посредством формата «Волга — Янцзы» имеет большое значение для содействия развитию экономических и торговых обменов между двумя государствами, а также формированию точек соприкосновения в гуманитарной сфере. Сходство географических особенностей данных регионов является хорошей основой для обмена опытом по решению экономических, экологических и гуманитарных проблем развития территорий, расположенных вдоль крупных водных артерий.

Цель. Цель работы путем анализа интенсивности межрегионального сотрудничества России и Китая в формате «Волга — Янцзы» выявить основные векторы возможного развития сотрудничества и пути преодоления возникающих в этом сотрудничестве проблем.

Задачи. Проанализировать программные документы и материалы СМИ с точки зрения освещения реализации китайско-российских проектов в формате «Волга — Янцзы». Осуществить количественный анализ действующих совместных с Китаем проектов в ПФО. Выявить «точки роста» дальнейшего экономического сотрудничества России и Китая в формате «Волга — Янцзы».

Методология. В работе использовались эмпирическиеметоды исследования, поиск и анализ информации из средств массовой информации, анализ и сравнение данных, сопоставление и обобщение.

Результаты. Посредством изучения текущего состояния экономической составляющей российско-китайского сотрудничества в формате «Волга — Янцзы» удалось выявить сложности, существующие в сотрудничестве между двумя сторонами, которые могли бы быть целенаправленно решены при условии усиления эффективности местного сотрудничества.

Выводы. На современном этапе существуют некоторые препятствия эффективному развитию сотрудничества регионов ПФО и территорий верхнего и среднего течения реки Янцзы Китайской Народной Республики в формате «Волга — Янцзы», такие как сложности в макроэкономической обстановке в России, слабость фундамента регионального сотрудничества, необходимость в эффективном механизме координации на региональном уровне, а также четкие схемы финансовой и налоговой поддержки. Помимо этого, исходя из географических особенностей регионов и из опоры экономик регионов на водные ресурсы, прогрессивным форматом сотрудничества было бы развитие экологического сотрудничества в формате «Волга — Янцзы»

119-127 132
Аннотация

В статье рассматриваются глобальные вызовы, стоящие перед Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), связанные со значительным прогрессом в развитии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и средств, формирующих информационное международное пространство, и предлагаются направления интеграции для их преодоления. Стремительное наращивание странами мира своего потенциала в сфере ИКТ предопределяет стратегический характер опережающего сотрудничества государств — членов ЕАЭС в области информационной безопасности.

Цель. Определить возможности и перспективы сотрудничества государств — членов ЕАЭС в области информационной безопасности в условиях беспрецедентной цифровизации всех сфер жизнедеятельности, обусловленной стремительным развитием ИКТ, в то время как Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. вопросы информационной безопасности не предусмотрены.

Задачи. Рассмотреть существующую нормативно-правовую основу двусторонних и многосторонних отношений стран ЕАЭС в области информационной безопасности, определить вектор, приоритеты стран ЕАЭС в выстраивании своих национальных политик в сфере международной информационной безопасности (МИБ) с партнерами по интеграции и мировым сообществом.

Методология. В настоящей работе с помощью методов логического и дедуктивного анализа выявлены возможные условия сотрудничества стран ЕАЭС в области МИБ для преодоления глобальных вызовов и угроз и обеспечения поступательного развития евразийской интеграции.

Результаты. Исследование показало, что сегодня информационная безопасность — это не только необходимое условие для обеспечения национального суверенитета в экономической сфере, но это вопросы обеспечения самостоятельности государства в социальной, когнитивной, военной и политической сферах. Чтобы не оказаться в условиях неоправданных ожиданий, при рассмотрении ЕАЭС в качестве одного из ведущих центров силы полицентричного мира необходимо совершенствовать существующую парадигму развития евразийской интеграции, заложенную Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., предусмотрев вовлечение в орбиту евразийской повестки вопросов нового качества и характера.

Выводы. Учитывая, что вопросы информационной политики не регулируются Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., видится оправданным и весьма своевременным запуск процесса рассмотрения возможности создания рабочей группы высокого уровня по вопросам формирования евразийской повестки в области международной информационной безопасности.

128-137 114
Аннотация

Статья является попыткой осмысления актуальных публикаций российского медиапространства в контексте различных аспектов национальной и этнической идентичности, гармонизации межнациональных отношений. Рассматриваются конструируемые средствами массовой информации (далее СМИ) образы внешних трудовых мигрантов и сложившиеся в обществе негативные установки по отношению к ним.

Цель. Показать проблемы объективности подачи информации о межэтнических отношениях в российских СМИ, определить, каким образом публикации в СМИ формируют уровень толерантности в обществе, а также выявить роль медиапространства в противодействии распространения ксенофобии, национализма и неофашизма.

Задачи. Для реализации данной цели в статье решается несколько ключевых задач: проанализировано понятие «межэтнических отношений», определены факторы, детерминирующие их состояние и конфликтный потенциал, раскрывается механизм дискурсивного конструирования межэтнических отношений, показаны различия в подходах к освещению межэтнических конфликтов в разных российских печатных и электронных изданиях.

Методология. Методологической основой работы явились научные методы сравнительно-системного анализа, направленные на комплексное изучение СМИ как механизма регулирования межэтнических отношений. В качестве основного метода использовался контент-анализ текстов печатных и электронных федеральных и региональных СМИ, статей, сообщений, выпусков интернет-изданий, комментариев блогеров, выступлений политических деятелей, сообщений в социальных сетях и текстовых сообщений из различных источников, отражающих проблемы межэтнических отношений. По основным тегам отобраны факты проявления этноконфессиональной напряженности, высказывания об угрозах и факторах дестабилизации этноконфессиональной ситуации.

Результаты. По результатам контент-анализа были выявлены основные содержательные и оценочные характеристики межэтнических отношений в обществе, противоречия в формировании образа внешних мигрантов, присутствующие в современном медиапространстве, и описание возможных стратегий взаимодействия, к которым готово российское общество в настоящее время. Определен механизм дискурсивного конструирования в виде текстов, провоцирующих эмоциональное восприятие внешней миграции над текстами, способствующими ее рациональному осмыслению.

Выводы. Проведенный анализ показал слабую роль СМИ в отражении проблем межэтнических отношений. Функционально деятельность СМИ направлена на обеспечение межнационального согласия и регулирование межнациональных отношений, однако в большей степени в российских СМИ преобладает негативная риторика в отношении иностранных мигрантов, что усиливает уровень мигрантофобии среди населения.

138-146 101
Аннотация

Статья посвящена посреднической деятельности Германии в контексте общеевропейских подходов к мирному урегулированию международных конфликтов.

Цель. Выявить значение посредничества Германии для внешней политики и ее влияние на продвижение мирных инициатив на евразийском пространстве. Сравнить актуальные посреднические тактики, применяемые Германией в наши дни.

Задачи. Проанализировать внешнеполитические инструменты рассматриваемого государства для продвижения мирного урегулирования конфликтов в регионах, имеющих для нее политическое значение, включая постсоветское пространство.

Методология. В работе использованы логический и сравнительный анализ, метод работы с нормативно-правовыми актами.

Результаты. Авторы показывают основные подходы Федерального правительства Германии к предотвращению кризисов, которые базируются на широкой концепции безопасности. В статье дается категоризация основных инструментов участия Германии в посреднических процессах, а именно: участие в формальных форматах урегулирования конфликтов; участие в неформальных форматах урегулирования конфликтов; меры укрепления доверия.

Выводы. Анализируя опыт участия Германии в мирных процессах на евразийском пространстве, авторы приходят к выводу о том, что государство старается оставаться в тени, играя роль посредника в конфликтах, при этом согласовывая свои действия с другими активными акторами, задействованными в регионе.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-2929 (Print)