Preview

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика

Расширенный поиск
Том 18, № 3 (2024)
Скачать выпуск PDF

ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ГЛАВНОЕ

11-14 574
Аннотация

Обращение к читателям Николая Николаевича Бордюжи, председателя Исполнительного комитета Ассоциации содействия развитию аналитического потенциала личности, общества и государства «Аналитика», председателя Координационного совета Евразийского информационно-аналитического консорциума

15-25 560
Аннотация

Цель. Статья показывает повышенную продуктивность гетеродоксальных подходов в той части экономической науки, которая изучает проблемы мировой экономики, включая региональную интеграцию.

Методы. Иллюстрации видимой парадоксальности (для представителей экономического мейнстрима) геополитической и мирохозяйственной динамики после 2022 г. используются для объяснения важности анализа экономических процессов в мировой экономике с учетом подходов смежных общественных дисциплин. Показана сопряженность некоторых важных научных результатов российских экономистов с достижениями историков-востоковедов и культурологов, представителей экономической и политической географии и исследований международных отношений.

Результаты. В статье описаны границы математизации рассматриваемого сегмента гетеродоксального анализа, связанные с ненадежностью мирохозяйственной статистики, на примерах успешного применения приближенных (в широком смысле относительно математической терминологии) вычислений для оценки сдвигов во внешней торговле и прямых иностранных инвестициях современной России. Автором демонстрируется, что гетеродоксальный подход выявляет отсутствие противоречия между интенсификацией Россией евразийской экономической интеграции (в том числе в узких пределах ЕАЭС) и усилиями нашей страны по построению более справедливого полицентрического мироустройства, включая укрепление формата БРИКС. Большая междисциплинарная прозрачность для гетеродоксальных экономистов на фоне представителей мейнстрима среди прочего позволяет активизировать плодотворное сотрудничество ученых и аналитиков-практиков, представляющих аналитические центры — «фабрики мысли» постсоветского пространства и близлежащих стран в интересах развития интеграционных проектов.

Выводы. Предлагаемая методологическая основа способна усилить эффективность работы аналитического сообщества России и дружественных ей стран по получению новых прикладных выводов в экономической сфере, особенно в части усиления результативности интеграционных инициатив в Большой Евразии. При этом гетеродоксальные экономисты оказываются более восприимчивы к сотрудничеству с историками, политологами и другими аналитиками, которые сосредоточились на евразийской экономической интеграции. 

ЭКОНОМИКА

26-39 563
Аннотация

Увеличение интенсивности санкционного давления стран Запада на Российскую Федерацию как локомотив, обеспечивающий экономический рост ЕАЭС, а также на Республику Беларусь, перспективы попадания под вторичные санкции других стран — участниц ЕАЭС находят неизбежное отражение на физической и экономической доступности продовольствия как в каждой из стран — членов ЕАЭС, так и в Союзе в целом. Новая ситуация требует объективного анализа потенциала обеспечения продовольственной безопасности.

Цель и задачи. Охарактеризовать состояние и динамику производства продукции сельского хозяйства в контексте достижения продовольственной безопасности государств — членов ЕАЭС за период с 2014 по 2023 гг.

Методология. На базе данных официальной статистики Департамента статистики Евразийской экономической комиссии, Межгосударственного статистического комитета СНГ и национальных статистических комитетов государств — членов ЕАЭС приемами и методами сравнительной аналитики и дескриптивной статистики произведена оценка текущего состояния и осуществлен анализ тенденций агропроизводства в ЕАЭС.

Результаты. Выявлено, что на интеграционном пространстве существенно снижаются риски продовольственной безопасности в каждом из государств — членов ЕАЭС, чему прежде всего способствует взаимное обеспечение той или иной продовольственной продукцией. При этом детерминантой продовольственной безопасности ЕАЭС, бесспорно, является устойчивое развитие сельского хозяйства, обеспечившее рост физической доступности продуктов питания в странах Союза. Самообеспеченность основными продуктами сельского хозяйства на уровне Союза оценена как высокая. Однако в ряде стран — участниц Союза зафиксированы риски для самообеспечения теми или иными продуктами собственного производства, связанные с возможными перебоями с импортом в случае непредвиденных ситуаций.

Выводы. В мире существенно возрастают риски, связанные с глобальной продовольственной безопасностью. Повышается ценность продовольственных ресурсов, которые рядом экспертов признаются «новой нефтью» [2]. Производительное и стабильное растущее сельское хозяйство в ЕАЭС является не только основой обеспечения продовольственной безопасности, но драйвером устойчивого макроэкономического развития как Союза в целом, так и государств — членов ЕАЭС.

 

40-45 322
Аннотация

Замечено, что в законодательных актах США и Евросоюза появились позиции, указывающие на активизацию процесса оценки квалификационных активов, чего в истории никогда не было. Естественно, что этот неординарный шаг вызывает потребность выявления причин, мотивирующих данное явление. Сделано логическое предположение о наличии связи этого события с попыткой создания мер противодействия со стороны руководства США угрозе падения доллара как международной валюты.

Цель. Подобное масштабное оценочное мероприятие рассмотрено с точки зрения его огромного потенциально возможного экономического эффекта и предложено для использования, но уже в совершенно другом направлении — в разработке предложений не только и не столько по оценке квалификационных активов, сколько по использованию этой оценки в качестве стимула экономического роста и роста благосостояния работников стран — участниц ЕАЭС.

Задачи. Исследование предлагаемогомероприятия оценки квалификационных активов. Проведение анализа проблем, связанных с широкой практикой учета оценки в уставном капитале предприятий стран — участниц ЕАЭС.

Методология. Системный подход к изучению проблемы оценки и учета квалификационных активов. Изучение и анализ многолетнего мирового опыта задач практической оценки человеческого капитала и капитализации интеллектуальной собственности в России и за рубежом.

Результаты. Показан путь использования оценки квалификационных активов и учета в уставном капитале предприятий в интересах ускорения совместного инновационного развития стран — участниц ЕАЭС, а также стимулирования и повышения значимости образования и уровня жизни в целом.

Выводы. Процесс оценки и учета квалификационных активов в уставном капитале предприятия в принципе, как явление прогрессивное, неизбежен, вопрос только времени. Для стран — участниц ЕАЭС внедрение этого процесса в практику ускорит их инновационное развитие и повысит социальную значимость высшего и специального образования. Аналогичные выводы следует распространить и на страны — участницы БРИКС и ШОС. 

47-61 373
Аннотация

Цель. Анализ современного состояния рынка туристических услуг Китая и перспектив его развития в контексте государственной политики КНР.

Задачи. Выполнить кластерный анализ предпринимательской активности в сфере туризма, построить диаграмму распределения турагентств по кластерам; выполнить анализ современного состояния рынка туристических услуг в разрезе ключевых метрик; изучить меры государственной поддержки отрасли; определить перспективы развития рынка туристических услуг КНР и российско-китайского сотрудничества в контексте реализации новой стратегии «двойной циркуляции».

Методология. Основа и методы исследования: системный подход, логический анализ, синтез, кластерный и регрессионный анализ, контент-анализ открытых источников.

Результаты. Модель современного туристического ландшафта Китая со стороны предложения включает три кластера; спецификой внутреннего туристического рынка Китая является сегмент праздничного туризма; новым драйвером экономического роста является внутренний туризм, предпочтения внутренних туристов отражают широкий диапазон интересов; система государственной поддержки туризма включает прямые и косвенные методы, которые адаптируются под изменения внешней и внутренней среды.

Выводы. Перспективы сотрудничества КНР и РФ оцениваются достаточно высоко; благоприятными факторами в развитии российско-китайского сотрудничества является открытие новых «окон возможностей» после пандемии COVID-19, а также ограничение выездного турпотока в недружественные страны и изменения вектора в направлении стран БРИКС, ШОС, ЕАЭС.

62-74 590
Аннотация

Цель. Сформулировать позицию ЕАЭС в переговорах по зоне свободной торговли с Китаем.

Задачи. Определить потенциальные результаты создания зоны свободной торговли Китай — ЕАЭС для каждой страны.

Методология. Рассчитаны индексы взаимодополняемости и интенсивности торговли, с использованием модели частичного равновесия рассчитаны выгоды для общества от отмены таможенных тарифов.

Результаты. Исследование спроса и предложения на экскаваторы показало, что общая выгода потребителей (строительной отрасли) от отмены таможенных пошлин лишь незначительно превышает потери производителей и государства. На основе оценки комплементарности установлено, что зона свободной торговли более выгодна Китаю, чем странам ЕАЭС, — структура экспорта Китая лучше соответствует структуре импорта стран ЕАЭС. Выявлено, что экспорт стран ЕАЭС в Китай не диверсифицирован, а основные экспортные товары сталкиваются с минимальными тарифами — 0% на нефть из России и Казахстана, 3% — на калийные удобрения из Беларуси, 0% — на руды и концентраты драгоценных металлов из Кыргызстана, 0% — на медные руды и концентраты из Армении. Страны ЕАЭС могут быть заинтересованы в дальнейшей либерализации торговли с Китаем в связи с намерением экспортировать замороженную рыбу, кукурузу, пшеницу и рис (Россия), табак (Кыргызстан и Армения), мясомолочную продукцию (Беларусь), коньяк (Армения).

Выводы. Снижение пошлин по указанным товарам может быть предметом предварительного временного соглашения. Зона свободной торговли может быть создана путем доработки существующего Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и его государствамичленами и КНР. Рекомендуется, помимо включения положений об отмене таможенных пошлин, предусмотреть также разделы по торговле услугами, инвестициям и перемещению физических лиц.

ПРАВО

75-82 312
Аннотация

В статье рассматриваются актуальные тренды формирования массива международно-правового регламентирования транспортно-логистической отрасли, в частности в сфере железнодорожного транспорта, в рамках Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз) на современном этапе развития. В 2022–2 023 гг. произошедшие тектонические изменения в мировой политике, проявившиеся в эрозии системы международной безопасности, привели к изменению характера международного сотрудничества на глобальном уровне. Основным трендом стала регионализация экономического и политического сотрудничества, обострение борьбы за многополярность мира, что привело к формированию новых экономических блоков, для плодотворного торгово-экономического сотрудничества которых требуется создание новых парадигм конвергенции их транспортно-логистических экосистем. Интенсификация взаимодействия как в рамках ЕАЭС, так и ЕАЭС с другими государствами влечет разработку международного законодательства на уровне региональных блоков, создающего основу для эффективных процессов интеграции и сотрудничества.

Цель. Целью статьи является изучение актуальных трендов сложения новой парадигмы транспортно-логистического сотрудничества в условиях актуальной геополитической повестки и развития технологий Индустрии 4.0 для определения новых векторов межгосударственного взаимодействия в отрасли.

Задачи. Предлагается рассмотреть тренды развития международно-правового регулирования сотрудничества ЕАЭС в сфере конвергенции транспортно-логистических экосистем как внутри Союза, так и в формате взаимодействия со странами — стратегическими партнерами, такими как Иран, Китай и другими, с целью создания эффективных цепочек железнодорожных перевозок в Евразийском регионе.

Методология. При проведении исследования автор использовал сравнительно-правовой, формально-юридический методы, а также дедукцию, системный метод и абстрагирование.

Результаты. Обосновывается мысль о необходимости дальнейшего расширения интеграционных процессов транспортно-логистических экосистем ЕАЭС и таких государств-партнеров, как Иран, Китай и Индия.

Выводы. Сложная геополитическая ситуация 2022–2023 гг. породила тренд на национально-ориентированное развитие экономик отдельных государств. На смену глобализационным тенденциям в логистике пришло понимание приоритетности развития регионального сотрудничества развивающихся стран в целях создания многополярного мира. Формирование массива международно-правового регулирования транспортно-логистической отрасли в рамках ЕАЭС направлено на обеспечение ее эффективности, исходя из идеи сложения блока лидеров нового мира — развивающихся стран Евразийского региона, обеспечивающей их экономический суверенитет путем развития новых логистических маршрутов, включающих возможность использования технологий и сервисов нового технологического уклада и обеспечивающих цифровую связанность субъектов транспортной сферы.

83-90 749
Аннотация

В статье представлен анализ законодательства о кибербезопасности в странах — участницах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Рассмотрены основные аспекты правового регулирования киберпреступности в отдельных странах, а также выявлены проблемы и недостатки в законодательстве. Обсуждаются устаревшие нормы и неоднозначности в законодательстве, неспособные адекватно реагировать на современные вызовы киберпреступности. Подчеркивается важность комплексного подхода к обеспечению кибербезопасности, который включает не только правовое регулирование, но и технические, организационные и образовательные меры. Сравнительно-правовой метод исследования законодательства позволил выявить общие тенденции, различия и эффективность принимаемых мер в борьбе с киберпреступностью.

Цель. Анализ законодательства стран Евразийского экономического союза в области кибербезопасности и борьбы с киберпреступностью, выявление общих тенденций и различий, оценка эффективности принятых мер, а также определение направлений для дальнейшего улучшения кибербезопасности в регионе.

Задачи. Осуществление анализа законодательства стран — участниц ЕАЭС в сфере кибербезопасности, оценка принимаемых мер по противодействию киберпреступности, выявление общих тенденций и различий в нормативных подходах, определение направлений для совершенствования правовой базы и практических мер в области борьбы с киберпреступностью.

Методология. При осуществлении анализа правовых актов стран — участниц ЕАЭС по кибербезопасности и киберпреступности применены диалектический подход, а также сравнительный, системный и функциональный методы исследования общих тенденций и различий, дана оценка эффективности применения законодательства в противодействии киберугрозам, проведена идентификация проблем и предложены направления для совершенствования правовой базы с учетом современных вызовов в области кибербезопасности.

Результаты. Сформулированы предложения по улучшению обмена информацией и опытом, разработке общих стратегий и стандартов в области кибербезопасности, сокращению числа успешных кибератак за счет совместных усилий, а также по повышению уровня защищенности информационных систем и данных благодаря совместным техническим и организационным мерам.

Выводы. Сотрудничество между странами — участницами ЕАЭС в области кибербезопасности может привести к сокращению числа киберпреступлений, повышению уровня защищенности информационных систем и данных, стимулированию инновационного развития в цифровой сфере, а также укреплению доверия к электронным сервисам и развитию цифровой экономики в регионе, что является ключевыми аспектами в современном информационном обществе.

91-102 640
Аннотация

Настоящее исследование направлено на изучение постановлений судов Российской Федерации, содержащих ссылки на модельные законодательные акты и другие документы Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — МПА СНГ).

Цель. Определить типы обращения судов России к текстам рекомендательных актов МПА СНГ, принятых в целях формирования и осуществления согласованной законодательной деятельности по вопросам, представляющим общий интерес для государств-участников организации.

Задачи. Собрать и изучить акты Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, системы федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Методология. Раскрытие основных тенденций обращения судов к модельным законам и другим документам МПА СНГ происходило по критериям: уровень и вид суда, принявшего постановление1 ; субъект, по инициативе которого происходило обращение к модельному акту МПА СНГ, а также последствия проявления инициативы со стороны заявителя или другого участника процесса; значение (вариант проявления) модельного документа в постановлении суда.

Результаты. Исследование показало, что суды всех уровней судебной системы России принимали постановления, определения и решения, принятые в порядке конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства, в содержание которых включены ссылки на модельные правовые положения. Инициатива использования модельных правовых норм исходила как от суда, так и от других участников процесса.

Выводы. Собранные для исследования судебные постановления представили разные варианты использования судами модельных законов и других документов МПА СНГ, что дает основание для переопределения природы модельных законодательных актов МПА СНГ.

103-111 548
Аннотация

Цель. Статья своей целью имеет постановку проблемы формирования в объединении БРИКС такой разновидности инвестиционных институтов, как инвестиционная платформа.

Задачи. Задачи статьи определяются тем, что исполнительным директором Российского фонда прямых инвестиций было предложено создать совместную инвестиционную платформу стран БРИКС, позволяющих членам БРИКС активнее инвестировать в экономики своих партнеров. А как известно, страны БРИКС в настоящее время играют весомую и постоянно растущую роль в мировой политике и международных отношениях.

Методология. В процессе исследования поставленные задачи решались автором с использованием в работе общенаучных (исторический , диалектический , системный , логический , метод анализа) и юридических (сравнительно-правовой , социологический , аксиологический ) методов исследования.

Результаты. Результатом исследования является основанное на российском опыте регулирования платформенных сервисов (финансовые платформы, инвестиционные платформы и информационные системы) предложение о формировании на основе российской модели регулирования концепции построения соответствующего института в рамках БРИКС. При этом в статье обращается внимание и на возможные проблемы, которые могут возникнуть при подготовке соответствующего международного акта. В частности, при воплощении этой инициативы возникает широкий круг вопросов технического, экономического и юридического характера, что требует детального осмысления.

Выводы. При избрании конкретных способов инвестирования, которые могут быть использованы на такой платформе, необходимо учитывать потребности бизнеса и населения как в долгосрочном, так и при краткосрочном привлечении и размещении ресурсов. В частности, правовое регулирование выбора правового режима инвестирования должно оказывать влияние на выбор правового статуса субъектов, которые будут допускаться к такой платформе, выделяя, например, квалифицированных инвесторов или розничных инвесторов.

ПОЛИТИКА

112-121 889
Аннотация

Цель. В статье раскрываются концептуальные основы парламентской дипломатии.

Методология. Методологическую основу исследования составили теоретические методы и подходы, а именно: теоретическое моделирование, хронологический, сравнительный, комплементарный и параллельный подходы.

Результаты. Сформулированы этапы становления парламентской дипломатии. Построена теоретическая модель (институциональный дизайн) парламентской дипломатии. Обозначены особенности международной деятельности органов представительной власти.

Выводы. Во-первых, под влиянием геополитических процессов второй половины ХХ в. парламентская дипломатия трансформировалась в одну из уникальных форм дипломатии с «двойной легитимностью» и стала одним из новых инструментов «мягкой силы» государств и регионов. Во-вторых, парламентская дипломатия обзавелась сложной структурой (моделью), включающей различные измерения, уровни, инструменты, а также формы и форматы взаимодействия, позволяющие говорить о парламентской дипломатии как о целостном концепте. В-третьих, несмотря на то что парламентская дипломатия обладает рядом преимуществ по отношению к дипломатии исполнительных органов власти (бóльшая гибкость, неформальность и меньшая ангажированность), другие стороны ее институциональных особенностей — усеченные полномочия, ограниченность ресурсов и идеологическая окраска — могут негативно сказываться на прикладных результатах.

122-132 678
Аннотация

Цифровые медиа стали неотъемлемой частью политической жизни граждан, поскольку все большее число людей во всем мире используют цифровые медиатехнологии для коммуникации. Цифровые медиа способствуют формированию социально-политических факторов, которые вызывают обеспокоенность по поводу распространения дезинформации, информационных разногласий и политической поляризации.

Цель. Проанализировать инструменты, проблемы и возможности политического PR в условиях цифровизации медиапространства в зарубежных странах и странах ЕАЭС.

Задачи. Дать существенные представления понятиям «политические связи с общественностью» и «политическая коммуникация»; выявить факторы влияния на политические коммуникационные процессы; представить международный опыт применения политического PR в условиях цифровизации медиа; сформулировать возможности развития евразийской интеграции в условиях цифровизации медийного пространства.

Методология. Методологической базой научного исследования выступили современные общенаучные методы исследования, такие как: сравнительный анализ, статистические и структурнологические методы, контент-анализ открытых источников информации.

Результаты. В работе определены роль и значимость цифровых медиа в политической PR-деятельности, выявлены традиционные и современные факторы влияния на политическую деятельность, а также проблемы в условиях новой цифровой реальности. Для построения политических коммуникаций с аудиторией, ее воздействия и повышения вовлеченности политические организации используют новые медиатехнологии с применением мультимодальности. На практике цифровое неравенство мирового населения лишает ряд людей цифровой коммуникации и, как следствие, необходимого условия для участия в политической и экономической жизни страны. Цифровой разрыв стран ЕАЭС снижает политические коммуникативные воздействия на убеждения граждан в необходимости усиления интеграционных процессов. Представляется целесообразным внедрение системности в формирование повестки евразийской интеграции и единого цифрового информационного поля для увеличения политической культуры гражданской активности во всех странах — членах ЕАЭС.

Выводы. С помощью вариации ресурсов формируется необходимый контент для создания необходимого эффекта аудитории. Действительно, цифровые медиа имеют ряд преимуществ, которые доказаны на практике, однако политический PR находится под воздействием негативной стороны развития цифровых коммуникаций — распространение фейковых новостей, большинство из которых невозможно проследить до источника. Поэтому трансформация цифровых возможностей, распределение политических ресурсов, распространение политического дискурса и структура политических возможностей в цифровую эпоху является наиболее актуальным в современном мире. На примере стран ЕАЭС доказано, что цифровизация в международном медиапространстве обусловливает вовлечение граждан разных стран к интеграции, обобщению и формированию общественной поддержки государства. 

133-143 353
Аннотация

Актуальность темы обусловлена институционализацией образования в новых субъектах РФ (ДНР, ЛНР, Запорожская, Херсонская области, Республика Крым, город федерального значения Севастополь), а также протекающими в них процессами ресоциализации, адаптации к социокультурным, политическим, ценностно-идеологическим реалиям российского общества, что оказывает влияние на конструирование гражданской идентичности школьной молодежи. Осмысление процессов формирования гражданской идентичности в системе образовательной политики в условиях трансформации политического пространства позволяет выявить механизмы актуализации и трансформации идентичности, а опыт государств постсоветского пространства, а также процессы, происходящие сегодня в России, позволяют сделать интересные теоретические обобщения и сформулировать практические рекомендации.

Цель. Выявление и систематизация практик, механизмов и технологий формирования гражданской идентичности школьников в новых субъектах в системе образовательной политики РФ, определение существующих проблем и барьеров, выявление моделей формирования гражданской идентичности в контексте сравнения опыта России и стран ЕАЭС.

Методы. В исследовании применяются фокус-групповое интервью со школьниками старшего и среднего школьного возраста, проживающими на новых территориях РФ, экспертное интервью с представителями институциональных структур, вовлеченных в процессы политической социализации и реализации политики идентичности, а также анализ вторичных данных, отражающих процессы формирования гражданской идентичности в странах ЕАЭС.

Результаты. В результате проведения собственного эмпирического исследования раскрыты и систематизированы ключевые практики формирования гражданской идентичности школьников в новых субъектах РФ, определены барьеры и проблемы реализации образовательной политики в системе формирования гражданской идентичности. Авторами предложены рекомендации по совершенствованию модели формирования идентичности школьников в новых субъектах РФ. Показано отличие модели формирования российской гражданской идентичности в новых регионах от моделей формирования гражданской идентичности, применяемой в странах ЕАЭС.

Выводы. В ходе исследования выявлены существующие противоречия, возникающие в процессе адаптации к новой образовательной и ценностно-идеологической модели, проявляющиеся в усвоении новых социальных норм и образовательных стандартов; была отмечена разница в уровне политического образования и степени включенности в гражданскую активность молодежи. Необходим дальнейший поиск эффективных практик и технологий, способствующих выстраиванию непротиворечивой модели формирования гражданской идентичности в системе основного образования новых субъектов РФ. Страны — члены ЕАЭС могут использовать практический опыт формирования гражданской идентичности в системе образования новых субъектов РФ для совершенствования собственных моделей формирования гражданской идентичности.

144-153 349
Аннотация

Цель. Выявить действующий в «государствах развития» Восточной и Юго-Восточной Азии механизм государственного регулирования частнопредпринимательской инициативы, обеспечивающий стабильно высокие темпы экономического роста и подъем общественного благосостояния.

Задачи. На основе сравнительного анализа определить характерные особенности модели взаимоотношений между государством и бизнесом в «государствах развития», раскрыть ее сильные и слабые стороны, роль правящей элиты в ее функционировании.

Методология. Центральным выступает концепт «государства развития», элементы которого раскрываются Зия Онишем, понятия: «планово-рациональное государство» (Ч. Джонсон), «встроенная автономия» (П. Эванс), «неопатримониальное государство», «сплоченное капиталистическое государство» и «фрагментированное многоклассовое государство» (А. Коли). Модель взаимоотношения между государством и бизнесом опирается на работы, связанные с Индонезией, Малайзией и Таиландом.

Результаты. Установлено, что в «государствах развития» отношения государства и бизнеса встроены в политическую структуру общества, в которой централизованное управление позволяет государствам обеспечивать политическую стабильность, снижать транзакционные издержки для частных субъектов, мотивировать предпринимательство и создавать дополнительные возможности для развития экономики и, как следствие, повышения благосостояния общества.

Выводы. Пример стран Восточной и Юго-Восточной Азии свидетельствует о том, что успех «государства развития» возможен только тогда, когда политическое урегулирование дает возможность правящим элитам обладать правоприменительными возможностями проведения эффективной, национально-ориентированной промышленной политики, необходимой для дальнейшего совершенствования технологических возможностей страны. Быстрое экономическое развитие «государств развития», заставившее говорить о «чуде», ставит вопрос о возможности использования этого опыта в других регионах мира, включая страны ЕАЭС. 

154-164 369
Аннотация

Мировая политическая система находится в процессе перехода от однополярного к многополярному миру. О том, как могут появляться или формироваться новые полюса мира, идут научные дискуссии, среди которых обсуждается и вариант появления полюса путем соответствующего развития интеграционной структуры ЕАЭС. Уделяется внимание изменяющимся условиям мировой экономики и их влиянию на стратегии развития региональных интеграционных объединений. Аргументируется необходимость адаптации стратегий развития ЕАЭС к новым тенденциям, включая смену мирохозяйственного уклада и пересмотр роли участников интеграционного процесса. Показано, что ЕАЭС может сформировать полюс нового мира в случае перехода экономик стран-членов на шестой технологический уклад.

Цель. Обоснование стратегий и подходов к построению экономического полюса на базе ЕАЭС.

Задачи. Рассмотрение различных теоретических подходов к понятию многополярности, полюсов и центров силы. Исследование трактовок глобального и регионального лидерства. Анализ концепции регионального лидерства с учетом роли ЕАЭС как важного элемента новой мирополитической и глобальной экономической системы.

Методология. Сравнительный анализ векторов и стратегий развития региональных интеграционных объединений. Цивилизационный подход позволяет выявить не только ключевые экономические и политические аспекты регионального лидерства, но и культурные и цивилизационные факторы регионального объединения. Дедуктивный метод и метод синтеза позволили сформулировать новые подходы к развитию понимания экономической составляющей полюса ЕАЭС.

Результаты. Установлено, что одним из возможных и наиболее работоспособных вариантов создания экономической составляющей полюса ЕАЭС является учет формирования нового технологического уклада в стратегию развития Союза в условиях трансформации и перехода к новому мирохозяйственному укладу.

Выводы. Оформление ЕАЭС в статусе самостоятельного полюса, основанного на концепции изменения мирохозяйственных укладов, предполагает переосмысление или создание институтов на основе принципов недискриминации, взаимного уважения суверенитетов и национальных интересов, а также установление взаимовыгодных отношений с другими государствами. Такой подход к построению полюса является ключевым шагом в переходе к шестому технологическому укладу.

165-174 616
Аннотация

Исследование направлено на изучение внешней политики Союзного государства на латино-карибском направлении в новых геополитических условиях и ее роли в формирующейся архитектуре мировой экономики и геополитики. Определен механизм реализации внешней политики Союзного государства на латино-карибском направлении. Показано, что внешний контур российско-белорусской интеграции не является суммой внешних политик государств-участников, однако реализуется в рамках их договорно-правового поля: в проведении согласованной внешней политики стороны сохраняют гибкий подход и не ограничиваются рамками внешнеполитических институтов Союза. Представлены основные направления проектного сотрудничества России и Беларуси с государствами Латино-Карибского региона и определены приоритеты взаимодействия.

Цель. Определить значимость и потенциал латино-карибского направления во внешнем контуре Союзного государства в актуальных условиях экономической турбулентности и геополитической эскалации.

Задачи. Определить механизм реализации внешней политики Союзного государства на латино-карибском направлении, выявить основные направления сотрудничества, проанализировать актуальные тренды и факторы влияния, определить перспективы взаимодействия.

Методология. Автор использует сочетание общенаучных теоретических и специальных методов; особое значение имеют метод сравнительного анализа и логический метод. При работе с нормативно-законодательными источниками использованы методы анализа правовых документов (нормативный метод).

Результаты. Потенциал отношений между Союзным государством и странами Латино-Карибской Америки не реализован в полной мере, однако в настоящее время происходит форсированная диверсификация сотрудничества между странами и расширение сфер взаимодействия на основе экономической целесообразности и политической мотивированности.

Выводы. В актуальных условиях мировой политико-экономической турбулентности латино-карибское направление союзной внешней политики является важнымзвеномв выстраивании эффективногомеждународного сотрудничества и освоении новых трансрегиональных логистическихмаршрутов.

175-182 324
Аннотация

Роль политических партий в полиэтнических государствах достаточно сложна, поскольку они должны быть ориентированы не только на политическое управление на уровне государства в целом, но и на содействие укреплению национального единства в межэтнических отношениях, формирование толерантного сотрудничества и взаимодействия между разными этническими группами.

Цель. Цель данной работы заключается в исследовании роли политических партий и изучении кейсов из практики их деятельности, направленной на поддержание национальной стабильности, содействие социальной гармонии, защиту интересов малочисленных этносов на примере функционирования и развития политических партий в таких полиэтнических государствах, как Казахстан и Китай.

Задачи. Одной из ключевых задач в исследовании является изучение стратегических установок политических партий в полиэтнических государствах. Интеграция различных социальных интересов и обеспечение того, чтобы все этнические группы имели право голоса и достаточно полно были представлены в принятии решений на национальном уровне, является важной составляющей их электоральной деятельности.

Методология. Сравнительный анализ используется для изучения моделей политического управления в разных странах или регионах, в том числе в сфере межэтнических отношений, а также для анализа роли и эффективности различных политических партий в этих моделях. Это поможет понять сильные и слабые стороны различных моделей управления и выявить лучшие практики. Также анализируются причины успехов и неудач разных стран и политических партий путем анализа их исторической практики многоэтнических обществ. Это поможет понять, как политические партии реагировали на этнические конфликты и проблемы управления на протяжении всей истории.

Результаты. В научной статье утверждается, что политика, разрабатываемая и проводимая политическими партиями в мультикультурных странах, на примере деятельности политических партий в Казахстане и Китае, в поддержку культур различных этнических групп, защищает и продвигает языки, религии, традиции и культурную самобытность разных этносов, придерживаясь стандартов и принципов ООН в данных вопросах. Однако, как показали политический и SWOT-анализы в уставных и программных документах политических партий изучаемых стран, имеются проблемы.

Выводы. Безусловно, политические партии прилагают усилия для обеспечения равных возможностей и доступа всех этнических групп к экономике, образованию, занятости, участию в принятии решений в целях содействия созданию справедливого и инклюзивного общества, обеспечивая при этом гражданские права малочисленных этносов, или, как их называют в международной правовой литературе, национальных меньшинств.

183-192 723
Аннотация

В современном мире трансформационные изменения сопровождаются необходимостью решения глобальных проблем, в том числе экологического и климатического характера. Страны — члены БРИКС осознают необходимость справедливого энергетического перехода к низкоуглеродному развитию как в рамках объединения, так и в глобальном масштабе.

Цель. Целью исследования является выделение приоритетных направлений, на которых необходимо сосредоточиться странам — членам БРИКС для обеспечения справедливого и экономически эффективного перехода к низкоуглеродному развитию на мировом уровне.

Задачи. Для достижения цели исследования необходимо проанализировать составляющие повестки в области справедливого перехода к низкоуглеродному развитию в рамках БРИКС, а также ее применимость на глобальном уровне.

Методология. Исследование проведено с использованием метода системного анализа широкого круга академических и эмпирических источников. Автор придерживается системного научного подхода.

Результаты. Посредством анализа ключевых инициатив стран — членов БРИКС, в том числе законодательных, автор выделяет пять приоритетных направлений, на которых государствам БРИКС необходимо сосредоточиться и продолжить работу в целях обеспечения справедливого энергоперехода на международной арене: устранение дискриминационных мер в рамках многосторонней торговли, обеспечение продовольственной безопасности и экономического роста, создание условий для недискриминационного доступа к технологиям, сотрудничество в сфере экологии и климата, развитие кадрового потенциала топливно-энергетического комплекса.

Выводы. Автор в заключение отмечает, что подобная повестка устойчивого развития БРИКС способна инициировать процессы энергоперехода в глобальном масштабе. 

ЕВРАЗИЙСКАЯ ХРОНИКА



ISSN 2073-2929 (Print)