ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 
ГЛАВНОЕ 
В статье рассматриваются особенности парламентской дипломатии России в условиях глобального противостояния с Западом. Показано, что приоритетом парламентского измерения должен стать ее евразийский вектор. Исследованы многосторонние и двусторонние межпарламентские отношения по формированию евразийского права и создание условий для деятельности евразийских судов и арбитражей. Раскрыты особенности работы евразийских парламентских институтов: ПА ОДКБ, МПА СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической, политической, военной, гуманитарной интеграции на постсоветском пространстве.
Цель. Раскрытие содержания евразийского вектора парламентской дипломатии России как приоритетного в условиях глобального противостояния с Западом.
Задачи. Проанализировать особенности западного и евразийского векторов парламентской дипломатии России; исследовать формы и методы парламентской дипломатии на постсоветском пространстве; определить пути усиления роли парламентского измерения в процессах евразийской интеграции.
Методология. Системный подход, сравнительный анализ, обобщение практического опыта.
Результаты. Исследование показало необходимость перехода к двусторонним формам межпарламентского сотрудничества России с недружественными странами Запада и эффективность многостороннего сотрудничества со странами Востока в целях развития евразийской интеграции. Обоснована актуальность создания парламентского измерения в ЕАЭС и завершения формирования парламентских институтов в ОДКБ и Союзном государстве.
ЭКОНОМИКА 
В настоящей статье рассматривается роль инноваций в развитии экономики, изменении ее структуры и формировании новых рыночных условий. Сравнивается уровень инновационного развития среди стран СНГ на основании различных показателей.
Цель. Проанализировать современное состояние инновационного развития экономики Республики Таджикистан и сравнить уровень ее развития с другими странами СНГ.
Задачи. Определить влияние инноваций на экономический рост и их значение в развитии наукоемких производств, а в целом на повышение уровня жизни населения. Рассмотреть вклад инноваций на экономический рост в Республике Таджикистан.
Методология. В данной статье использованы сравнительный метод, метод обобщения и экспертного анализа.
Результаты. При рассмотрении роли и значения инноваций было выявлено, что выпуск новой продукции, внедрение в производственный процесс новой техники, технологии и методов управления, основанных на новых знаниях, не только способствуют социально-экономическому росту в стране, но и определяют ее более высокое положение в мировом сообществе и обеспечивают национальную безопасность. Поэтому в последнее время возросла роль фундаментальных и прикладных исследований, а также научных разработок и, что особенно важно, их практическое применение в производственном процессе.
Выводы. Во второй половине ХХ в. ученые наравне с экстенсивным и интенсивным типом экономического роста стали рассматривать и инновационный. Это было обусловлено тем, что инвестирование в информацию, науку, высокие технологии и коммерциализация новых знаний способствовали не только экономическому росту в странах, а сформировали предпосылки для начальной стадии постиндустриальной экономики или экономики, основанной на знаниях.
В статье рассматривается вопрос актуальности совершенствования социальной политики стран — участников Евразийского экономического союза посредством механизмов «трансинституционального сотрудничества». Оно представляет собой межгосударственную интеграцию в рамках совместного совершенствования одного или нескольких инструментов государственной политики (в том числе социальной политики). Поднимается тема социального государства в контексте изучения различных областей социально-экономической жизни членов ЕАЭС: главного политического и правового документа страны — Конституции, национальной системы налогообложения, показателей качества жизни, уровня теневой экономики, уровня социального неравенства разных слоев населения и др. Сравнивается эффективность использования различных инструментов социальной политики стран ЕАЭС с целью выявления сильных и слабых сторон, а также потенциальной возможности их совершенствования в рамках «трансинституционального сотрудничества».
Цель. Цель исследования — проанализировать закономерности развития социальной политики Российской Федерации, республик Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Армении, рассмотреть их слабые места и точки роста с целью выявления потенциала для усиления интеграционных связей на базе унификации инструментов социального развития.
Задачи. Проанализировать различные направления социальной жизни стран — членов ЕАЭС, выявить сходства тенденций развития с целью создания базы для формирования единых социально-экономических преобразований. Продемонстрировать социальный инструментарий развития «трансинституционального взаимодействия» в границах Евразийского экономического союза.
Методология. Использованы методы: институционального анализа, сравнительного анализа — для сопоставления эффективности инструментов социальной политики в странах ЕАЭС, контент-анализа — при анализе документов (конституций) членов ЕАЭС на предмет выявления признаков, позволяющих идентифицировать государство как социальное, а также формально-логического анализа — при уточнении понятий «социальное государство».
Результаты. Рассмотрены принципы «социального государства» на примере стран — членов евразийской экономической интеграции. Проведен комплексный анализ инструментов социальной политики всех участников евразийской интеграции, предложены рекомендации по совершенствованию инструментария.
Выводы. Накапливающиеся нерешенные вопросы внутреннего характера заставляют руководство членов Евразийского экономического союза ускорять процессы построения безусловной политики социального государства. Решение подобной «социальной модернизации» в одиночку представляется труднореализуемым, в связи с этим предлагается пойти по пути коллективного решения социального вопроса через однонаправленную, унифицированную социальную политику, построенную на основе «трансинституционального сотрудничества». Проведенный анализ инструментов социальной политики закладывает приоритеты при разработке членами ЕАЭС механизмов «трансинституционального сотрудничества». Республики Кыргызстан, Армения и Казахстан должны сосредоточиться на выработке унифицированной стратегии молодежной и миграционной политик, Российская Федерация и Республика Беларусь — сфокусироваться на вопросах старения населения, обеспечения пожилых граждан пенсионными накоплениями, а также поощрения развития институтов семьи и материнства.
Цель. В 2022 г. на дефицит энергоносителей на мировом рынке оказали непосредственное влияние санкции против энергетического сектора России и теракты на газопроводах «Северный Поток» и «Северный Поток — 2», при этом в научных публикациях не представлены глобальные расчеты выпадающих из мирового оборота объемов российского газа. Целью является оценка выпадающих из мирового оборота объемов российского газа.
Задачи. Выявление перспектив развития евразийской интеграции в области расширения экспортных грузопотоков российского газа в дружественные страны на фоне эскалации энергетического кризиса в мире с учетом экзогенных и эндогенных факторов влияния на изменение производства и потребления российского газа.
Результаты. Автором представлен анализ роли России в мировых поставках газа, оценка выпадающих объемов экспорта, а также краткосрочный прогноз изменения грузопотоков трубопроводного газа по оптимистичному, базовому и пессимистичному сценариям.
Методология. Методы системного и сравнительного анализа, научное обобщение, экспертные оценки, методы прогнозирования.
Выводы. По мнению автора, для исключения существенных потерь по добыче газа в России и реализации оптимистичного сценария важно обеспечить ускорение сроков объединения западной и восточной газотранспортных систем, а также реализации инвестиционных проектов строительства газопроводных мощностей «Сила Сибири — 2», «Союз — Восток», «Турецкий Поток — 2».
ПРАВО 
Цифровая трансформация затрагивает все сферы жизни общества, привнося туда интерактивные технологии и виртуальную реальность. Поскольку виртуальное (цифровое) пространство зависит от технических и творческих решений, положенных в его основу, постольку правовой режим копирования креативных решений влияет как на свободу творчества, необходимую для устойчивого развития, так и на публичный контроль, значимый для сохранения управляемости суверенных государств и их интеграционных объединений.
Цель. Совершенствование правового режима охраны интерактивных произведений для создания универсального и гармоничного информационного пространства, где защищены права авторов и экономические интересы разработчиков софта, а также гарантирован цифровой суверенитет.
Задачи. Разработка концепции правовой охраны интерактивных произведений и политико-правовое моделирование цифрового (информационного) пространства предполагают имплементацию международных соглашений в области интеллектуальных прав, а также решение комплекса задач по формализации результатов той творческой деятельности, которая воспринимается посредством цифровых технологий.
Методология. Политико-правовое моделирование цифрового пространства осуществляется за счет привнесения терминологической определенности и создания системы защиты прав на интерактивные произведения. Такая правовая конструкция должна обеспечивать эффективный общественный контроль при сохранении свободы творчества в цифровом пространстве.
Результаты. Защита имущественных и моральных прав авторов интерактивных произведений значительно отличается от режима охраны аудиовизуальных произведений и произведений литературы. В то время как по форме объективного выражения компьютерная программа может быть похожа на литературное произведение, ее восприятие целевой аудиторией принципиально отличается тем, что моделирует виртуальное (цифровое) пространство, которое в последнее время стремится контролировать государство.
Выводы. Стремление государства к цифровому суверенитету имеет смысл только при условии высокой востребованности целевой аудиторией интерактивных произведений, обнародованных под юрисдикцией государства. Поскольку информационное пространство универсально, постольку цифровой суверенитет государства неразрывно связан с участием в интеграционных союзах, позволяющих обеспечить надлежащее качество результатов творческого труда и создать необходимое в условиях цифровой трансформации пространство для развития интерактивного искусства и процветания творческих корпораций.
В статье рассматривается вопрос о создании инвестиционного арбитража в государствах — участниках БРИКС. Предпосылками создания этой институции являются проблемы «классического» инвестиционного арбитража, которые, в свою очередь, предопределены кризисом глобализма как идеи мирового порядка.
Цель. Целью настоящей работы является исследование предпосылок и возможности создания инвестиционного арбитража в государствах БРИКС.
Задачи. В рамках достижения поставленной цели решались следующие задачи: анализ кризиса идеи глобализма и, как следствие, кризиса «классического» инвестиционного арбитража; анализ регионализации правовых институтов вообще и инвестиционного арбитража в частности; анализ условий создания инвестиционного арбитража в государствах — членах БРИКС.
Методология. Методология решения сформулированных задач основана на выявлении тех закономерностей, которые характерны для различных периодов существования мировых политических, экономических и юридических отношений.
Результаты. Предпосылками создания инвестиционного арбитража БРИКС являются проблемы «классического» инвестиционного арбитража. Автор делает вывод о том, что этот кризис влечет тенденцию регионализации как сообществ государств, так и правовых институтов, которые обеспечивают функционирование этих союзов. Отсюда возникает необходимость формирования региональных арбитражей. Поскольку сообщество государств БРИКС поставило своей целью формирование скоординированной финансовой, торговой и инвестиционной политики, то это потребовало и соответствующего юрисдикционного обеспечения этих процессов. Помимо создания прочих институций, экономические нужды БРИКС требуют и создания инвестиционного арбитража, который должен стать механизмом разрешения инвестиционных споров, возникающих между различными субъектами экономической деятельности.
Выводы. Делается вывод о том, что при создании инвестиционного арбитража необходимо отказаться от идеологии защиты исключительно прав инвестора, которая стала доминирующей идеей в вопросах экономического правопорядка. В частности, необходимо учитывать интересы публичных субъектов — реципиентов инвестиций. Эти интересы лежат в плоскости защиты прав человека, публичных нужд, экологических проблем. Кроме того, необходимо отказаться от исключительного использования англосаксонской юридической техники, которая навязывается в рамках существующего инвестиционного арбитража. В конечном итоге делается вывод об актуальности создания инвестиционного арбитража БРИКС, о том, что этот институт будет способствовать укреплению и развитию связей между государствами, участвующими в этом объединении.
ПОЛИТИКА 
Второе десятилетие XXI в. в евразийском пространстве ознаменовалось новыми социо-экономическими и политическими явлениями. Значительные изменения произошли в политическом ландшафте Евразии. Они обусловливались во многом тем, что стали менять свой характер политические процессы, в которых принимали участие евразийские государства, появившиеся на карте Евразии после распада СССР. На арену политической деятельности вышли новые политические акторы, постепенно сменяющие выходцев из прежней партийной номенклатуры. Политическая элита формировалась теперь не из выпускников советской высшей школы, а преимущественно из тех, кто получал образование в высших учебных заведениях Великобритании, Германии, КНР, США, Турции, Франции, Японии, др. Следствием явилась переориентация подобных политиков, политологов, административных работников с традиционных ценностей евроазиатских народов на либеральные псевдотрадиции, характерные для реалий трансатлантических государств. Исследователи отмечают происходящую сегодня в Средней Азии смену поколений политических деятелей, изменение состава политических элит, их позиций в отношении соседних стран и государств, которые они рассматривают как инвесторов и союзников. В условиях специальной военной операции на Украине и продолжающегося санкционного давления на Россию значительно усилились русофобские настроения и среди правящих кругов, и среди рядовых жителей евразийских государств. Особо стараются это явление подчеркнуть и развить западные СМИ. В статье приводятся примеры недавних событий в ряде стран ЕАЭС и соседствующих с ними государств Евразии. Обращается внимание на необходимость более широкого распространения исторических сведений о политических и иных событиях нового и новейшего времени в Великой степи. Подчеркивается результативность применения накопленных за века принципов и методов хозяйственного, культурного, политического взаимодействия различных государственных образований в сердцевине Евразии. Обращается внимание на эффективность применения профессионального образования в качестве средства мягкой силы для обеспечения устойчивого развития государств региона. Кратко охарактеризованы перспективы смены политических поколений, необходимость «омоложения» политических элит.
Цель. Выделить значимые аспекты и перспективы эволюции политических элит в странах Средней Азии.
Задачи. Ввести в научный оборот результаты сравнительного анализа формирования и деятельности политических элит новых государственных образований в Евразии на современном этапе.
Методология. Сравнительно-аналитический метод, системный подход, трансдисциплинарный подход.
Результаты. Дана характеристика изменений в политическом ландшафте Евразии и их влияния на деятельность политических элит стран Средней Азии. Выделены новые элементы состояния регионального интеграционного процесса. Показаны результаты применения образования как средства «мягкой силы» в смене политических поколений в государствах региона.
Выводы. В современных условиях значимым фактором формирования нового политического ландшафта на евразийском континенте становится появление новых центров силы и смена политических поколений правящих кругов. Необходимо расширить применение исторического опыта осуществления профессионального образования для включения молодежи в систему управления в евразийских государствах.
В последнее время большинство существующих экологических проблем не только не решены, но и обострились. В общественном сознании растет понимание того, что инструменты, которые до сих пор использовались в решении этих вопросов, не справляются с задачами, сформулированными в том числе в Целях устойчивого развития ООН. Соответственно, интерес к анализу существующих экологических проблем и поиску путей их решения занимает все большее место в процессе определения и реализации политики большинства государств и их взаимодействия с активистами экологических общественных движений.
Цель. Разработка новых идей и направлений совершенствования экологической политики, в том числе в рамках повышения интенсивности интеграционных процессов в евразийском пространстве, охватывающем страны ЕАЭС и ШОС.
Задачи. В статье анализируются существующие проблемы, а также опыт стран — членов ЕАЭС и ШОС в формировании экологически безопасного пространства.
Методология. В процессе написания работы были использованы элементы сравнительного и системного подходов, в рамках которых применялись общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции и индукции.
Результаты. В результате исследования выявлена необходимость рассматривать новые тенденции экологической политики РФ в процессе развития интеграционных процессов в рамках евразийского пространства с позиции политической экологии.
Выводы. На основе анализа были выделены следующие основные экологические проблемы, которые существуют в РФ: вопросы обращения с отходами, загрязнение вод, уничтожение лесного массива, скептическое отношение к «альтернативной» и «зеленой» энергии. Однако экологические проблемы, как правило, затрагивают не одну страну, поэтому решать их необходимо в интеграционной связке с другими государствами. В настоящий момент развитие «зеленой» экономики является перспективным направлением в рамках евразийского пространства.
Цель. Дать аргументированную оценку перспективам интеграционного взаимодействия Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза.
Задачи. Рассказать о начале функционирования Содружества Независимых Государств и привести структуру реально функционирующих органов Содружества, обосновать правомерность выбора Евразийского экономического союза в качестве «твердого ядра» постсоветской интеграции, дать оценку перспективности идеи сопряжения интеграционных потенциалов СНГ и ЕАЭС, рассказать о совместно проводимой работе СНГ и ЕАЭС по устранению коллизий в их нормативно-правовых актах, обосновать необходимость дальнейшей работы СНГ и ЕАЭС в рамках формируемого Большого Евразийского партнерства.
Методология. Для создания авторской версии системы органов СНГ применен институциональный в совокупности со структурно-функциональным подходом. Методом моделирования построена «интеграционная матрешка» СНГ — ЗСТ — ЕАЭС. Методом сравнительного анализа проанализирована работа рабочей группы по сопряжению права ЕАЭС и договорно-правовой базы СНГ. Метод прогнозирования был использован при обоснования дальнейшей работы СНГ и ЕАЭС в рамках формирующегося Большого Евразийского партнерства.
Результаты. На основе конкретных примеров приводятся рекомендации сочетания мягкого и жесткого подходов для развития ЕАЭС и СНГ с перспективой построения в дальнейшем Большого Евразийского партнерства. Так, ЕАЭС следует обратить внимание на усиление наднациональной структуры объединения, а также на практику диалоговых механизмов АСЕАН. При этом не следует по примеру ЕС создавать излишний бюрократический аппарат и оказывать чрезмерное давление на страны, вмешиваясь в их внутренние дела.
Выводы. Противоречие между национальными и наднациональными интересами является наиболее глубокой проблемой в любом интеграционном объединении, в том числе в ЕАЭС и СНГ. Однако не существует универсального метода разрешения данной проблемы. ЕАЭС и СНГ следует сочетать в своей практике опыт ЕС и АСЕАН как жесткий и мягкий подход к балансированию национальных и наднациональных интересов.
Цель. Сформулировать предложения по совершенствованию государственной политики развития предпринимательства и инвестиционного климата в Республике Дагестан.
Задачи. Исследовать современное состояние инвестиционного климата и предпринимательской активности в Республике Дагестан. Рассмотреть международный опыт взаимодействия бизнеса и органов государственной власти. Определить основное направление в деятельности органов государственного и муниципального управления, институтов гражданского общества и бизнес-сообщества Республики Дагестан по формированию благоприятного инвестиционного климата в республике.
Методология. В работе использованы методы социального конструктивизма, институциональный, структурно-функционального и сравнительного анализа, статистический, также формально-логический методы исследования.
Результаты. Согласно полученным данным, инвестиционный сектор экономики региона нуждается в определенном совершенствовании. Наблюдается отрицательная динамика инвестиций в основной капитал республики, а также снижение объема инвестиций на душу населения за последние годы. Данные за 2019–2021 гг. демонстрируют увеличение объема государственных инвестиций, в то время как объем частных инвестиций в основной капитал республики существенно снижается.
Выводы. Авторы предлагают органам, уполномоченным в сфере предпринимательства и инвестиций, сосредоточиться на информационно-технологическом направлении развития инвестиционной деятельности. Рекомендуется усовершенствовать и активнее продвигать недавно созданную в республике инвестиционную карту Республики Дагестан, обеспечить создание механизмов ее обновления и наполнения новым содержанием, что позволит существенно модернизировать инвестиционную деятельность и вывести ее на качественно новый уровень. Самый большой капитал на фондовом рынке делается в периоды спада, благодаря инвестиционно-навигационной карте. Просто в условиях кризиса люди этого не замечают.
В XXI в. с появлением на мировой арене нового сильного актора международных отношений — Китайской Народной Республики — стало очевидно, что западная модель глобального управления должна быть пересмотрена или ей, по крайней мере, должна быть предложена альтернатива. Китай последовательно выступает за формирование многополярного мирового порядка, построенного на принципах плюрализма интересов и цивилизационного разнообразия, которые нашли отражение в концепции «Пяти принципов мирного сосуществования». Идея мирного сосуществования сейчас звучит как никогда актуально.
Цель. Цель данного исследования — рассмотреть использование «Пяти принципов мирного сосуществования» во внешнеполитической стратегии КНР.
Задачи. Проанализировать содержание «Пяти принципов мирного сосуществования», проследить их отражение во внешнеполитической деятельности КНР на примере действий государства по отношению к проведению РФ специальной военной операции (СВО).
Методология. В ходе исследования автор пользовался методом исторической ретроспективы, а также методом анализа документов.
Результаты. Раскрыта суть концепции «Пяти принципов мирного сосуществования» во внешнеполитической деятельности Китая; охарактеризован каждый принцип, выявлены особенности их применения по отношению к проведению СВО.
Выводы. Истоки пяти принципов мирного сосуществования можно увидеть в конфуцианстве, которое предполагает гармонию без унификации. В XXI в. Китай активно выступает с инициативами по формированию нового миропорядка, беря за основу «Пять принципов мирного сосуществования», работает над созданием позитивного образа страны. Принципы мирного сосуществования находят свое отражение в позиции государства по отношению к проведению специальной военной операции на Украине: КНР призывает уважать национальный суверенитет, соблюдая принципы Устава ООН, поддерживает проведение мирного диалога между двумя государствами, в котором будут учтены интересы обеих сторон, а также следует принципу невмешательства во внутренние дела РФ, воздерживаясь от голосования в Совбезе ООН по украинскому вопросу, осуждает санкции как неприемлемый инструмент оказания влияния в мировой политике и международных отношениях. Официальные лица КНР убеждены, что конфликт был спровоцирован расширением НАТО на восток и что он является частью оборонительной политики РФ, так как расширение НАТО представляет прямую угрозу национальной безопасности России. Защита мира и противодействие вооруженным столкновениям — это историческая и культурная традиция Китая, которой он придерживается в ходе конфликта.
Актуальность исследования обусловлена ориентиром правительства Китая на развитие культурного, экономического партнерства с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Именно хуацяо (представители китайской диаспоры) внесли вклад в этот процесс, например, среди них много инвесторов, которые устанавливают равновесие денежных потоков между Китаем и другими странами, а также ученых, которые делятся научными знаниями с гражданами Китая.
Цель. Исходя из вышесказанного целью исследования является анализ текущего положения китайской диаспоры в экономической и политической сферах жизни стран Юго-Восточной Азии.
Задачи. Для успешной реализации цели необходимо решить исследовательские задачи.
- Описать суть понятия «диаспоры» в научной литературе, а также его специфичные черты.
- Рассмотреть роль хуацяо в становлении внешнего имиджа Китая.
- Оценить степень деловой активности китайцев в сфере торговли рассматриваемых стран.
- Изучить степень участия китайских диаспор в политической жизни государств проживания.
Методология. В качестве основных методов исследования были использованы анализ и синтез литературных источников (при изучении понятия «диаспора»), исторический метод (при описании трех основных волн миграции китайской диаспоры и изучении расселения китайцев в разных частях Юго-Восточной Азии), описательный метод (при изучении места китайской диаспоры в политической и экономической жизни стран Юго-Восточной Азии).
Результаты. Результаты исследования были обобщены в соответствии с уровнем представления положительного образа китайцев в результате действий хуацяо в области экономики и политики.
Выводы. Во-первых, в современных странах Юго-Восточной Азии проживает около 75% зарубежных китайцев или 28 млн чел.
Во-вторых, в рамках деловой активности китайской диаспоры наиболее значимым фактором влияния являются объединения китайских предприятий в «бамбуковую сеть» и расширение направлений сотрудничества друг с другом.
В-третьих, в современные дни представители китайской диаспоры имеют разные права в зависимости от формы правления и государственного устройства страны.
Исследование направлено на изучение методов формирования внутреннего имиджа Китайской Народной Республики в рамках освещения изначально негативной темы — эпидемии коронавируса — во внутренних СМИ, а также характеристику стратегии КНР по позиционированию собственного имиджа.
Цель. Выявить специфику освещения эпидемии COVID-19, рассматривая ее как метод формирования внутреннего политического имиджа Китайской Народной Республики в новостных сетевых СМИ.
Задачи. Определить приемы, используемые внутренними новостными сетевыми СМИ для формирования государственного имиджа у аудитории, на основе контент-анализа корпуса китайских статей на тему эпидемии коронавируса.
Методология. Для определения специфики освещения эпидемии в китайских СМИ был проведен качественный и количественный контент-анализ по разработанному авторами комплексу параметров, включающих возможность формирования выборки, лексический анализ заголовков, анализ тональности и анализ фреймов.
Результаты. Правительство КНР способно формировать положительный дискурс в освещении изначально негативной ситуации, что в полной мере находит свое отражение как в заголовках, так и в тональности текстов и использовании определенных фреймов. Подобная возможность обеспечена факторами, такими как: способность государства на высоком уровне контролировать прессу, система фильтрации международной информации «Золотой щит», являющейся спецификой Китайской Народной Республики, цензура и табуирование освещения ряда тем, нежелательных с официальной точки зрения Коммунистической партии Китая.
Выводы. При анализе китайских корпусов выборки сделан вывод о проведении правительством Китая целенаправленной политики по созданию положительного имиджа путем высокого контроля над местными новостными изданиями. Линия формирования внутреннего имиджа соответствует концепции построения социалистического общества с китайской спецификой, содействию строительству сообщества единой судьбы человечества, борьбе с гегемонией и империализмом в мире, решительной защите национального суверенитета, безопасности и технологического развития, а также продвижению сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс — один путь».
В статье рассматриваются основные методологические подходы к исследованию политического дискурса национализма в полиэтнических обществах, существующие в мировой исследовательской практике.
Цель. Рассмотреть существующие подходы к изучению проблемы националистического дискурса в современных исследованиях, их преимущества и недостатки.
Задачи. Определить, каковы современные методы изучения националистического дискурса в научной среде, рассмотреть ограничения в их реализации, выявить наиболее перспективные подходы, указать, каковы преимущества и недостатки используемых методологических подходов.
Методология. Для определения преимуществ и недостатков методологических подходов изучения дискурса национализма был применен метод сравнительного анализа. Также в статье использовался метод библиографического анализа данных, чтобы путем поиска и изучения научных материалов и работ ученых сформировать понимание существующих методологических подходов к изучению дискурса национализма, особенно в современных политических процессах.
Результаты. В статье рассмотрены количественные и качественные методы изучения националистического дискурса в полиэтнической среде, отдельно выделены трудности и ограничения при реализации тех или иных методов исследования, а также их недостатки и преимущества. Особое внимание было уделено методу контент-анализа социальных сетей и блогосферы, поскольку на сегодняшний день изучение настроений и степень их влияния в обществе и позиций экспертов в социальных сетях приобретают все большую значимость, в силу растущей широты охвата аудитории в разных странах, а также появления новых форматов участия граждан, таких как онлайн-участие.
Выводы. На сегодняшний день дискурс, связанный с националистическими настроениями, получает наибольшее распространение в Интернете в силу ряда причин, в том числе быстроты и простоты подачи информации, горизонтальности связей. Потому в полиэтнических обществах большое значение следует придавать тщательному изучению контента в социальных сетях, в том числе на предмет влияния «языка ненависти и вражды».
В связи с этим в рамках работы выдвинуты рекомендации по анализу информационного пространства и усиления работы в данном направлении. Немаловажное значение имеет изучение нового направления — интернет-медиации.